Статья Использование аудиозаписи при обучении выразительному чтению художественных произведений


Использование аудиозаписей при обучении выразительному чтению художественных произведений
Носова Ю.Н., учитель начальных классов.

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».Текст – это посредник между автором и читателем. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Мысль автор нужно понимать дословно. Процесс понимания текста – это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию.
Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения:
1. Изучающее
-предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.
2. Поисковое
-предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.
3. Просмотровое (ознакомительное)
-предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее, хотя необходимо дать представление и о других видах чтения.
Необходимо учитывать и функции чтения:
-познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);
-регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);
-ценностно-ориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться).
Важно сформировать изучающее чтение в двух формах –вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того, данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса
Но что же такое выразительное чтение? По словам К. Станиславского, выразительное чтение – это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материла
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона включает выразительность и понимание (сознательность). Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Помимо этого, немаловажную роль играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Основные компоненты интонации –логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.
1. Логическое ударение –выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.
2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
3. Темп и ритм чтения. Темп чтения –степень быстроты произношения текста. Общее требование к темпу выразительного чтения –соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е.
чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, иначе при чтении могут возникать ошибки.
4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая, или психологическая, которая определяется содержанием и отношением к нему.
5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Только тогда выразительность
будет искренней, живой и богатой, когда мы сможем разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.
Очень удобно использовать при обучении выразительному чтению аудиозаписи. Они позволяют каждому ребенку услышать самого себя и проанализировать на доступном им уровне свой голос, свои ошибки, недочеты, выбрать правильный темп и тембр для чтения того или иного произведения. Очень значимо то, что ребенок не воспринимает все это как замечания постороннего человека, а как свое собственное мнение. Часто бывает так, что ученики не довольны тем, как прочитали произведение, и читают его еще и еще, пока результат их не удовлетворит.
Использовать аудиозаписи можно начинать с первого класса. На этом этапе школьникам помогают родители. Такую работу можно давать на дом на выходные, а после этого проводить конкурс чтецов. Для этого следует выбирать небольшие тексты, чтобы можно было послушать записи всех желающих. При проведении конкурсов лучшего чтеца должны выбирать все одноклассники. Лучшие аудиозаписи каждого ученика хранятся в его портфолио.
Во втором и третьем классах учащиеся могут работать в группе по оценке выразительного чтения каждого. Для более полного анализа им предлагается следующая таблица:
Критерии оценки навыка чтения
Глубина и уровень понимания
Техника чтения
1.Предметное содержания текста:
- описание обстановки (где, когда это было);
- действующие лица;
- события;
- диалоги, размышления героев.
2. Смысл предметного содержания:
- как об этом сказано;
- о чём это говорит;
- что хочет автор сказать этим.
3. Отношение читателя к событиям, героям, к содержанию текста.
4. Выразительность чтения:
- изменение темпа чтения в зависимости от содержания и смысла читаемого;
- правильное интонирование авторских знаков препинания;
- логико-грамматические и психологические паузы;
- достаточная громкость;
- внятность речи. 1. Способ чтения:
- чтение целыми словами;
- чтение группами слов (синтагмами)
2. Темп чтения:
- излишне быстрый;
- излишне медленный;
- соответствующий смыслу и пониманию;
3. Правильность чтения:
- замены, искажения;
- пропуски, перестановки;
- добавления, повторы звуков, слогов, слов.
4. Орфоэпические нормы:
- словесное ударение;
- чтение букв гласных звуков;
- чтение букв согласных звуков и их сочетаний.
На первом этапе (второй класс) учащиеся работают с правым столбцом, постепенно включаются параметры из левого столбика. Таким образом, к концу третьего класса учащиеся могут довольно точно оценить и обосновать оценку выразительного чтения художественного текста.
К окончанию начальной школы у учащихся накапливается большая коллекция аудиозаписей, прослушав которые дети самостоятельно могут проследить свои достижения в выразительном чтении.
Таким образом, формирование навыков выразительного чтения у младших школьников –
очень важная часть работы учителя начальных классов. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности.