Использование художественных произведений на уроке истории.


Использование художественных произведений на уроке истории.
Художественная литература, привлекаемая учителем на уроке, помогает конкретизировать исторический материал и формировать у учеников яркие образы прошлого, которые являются составной частью их исторических представлений. Книга способствует развитию интереса к предмету. Небольшие отрывки из произведений способны показать колорит эпохи, воссоздать историческую обстановку, портрет того или иного исторического деятеля. Авторы современных учебников истории стали активно использовать отрывки из литературных произведений для иллюстрации исторических событий. Они предлагают ряд заданий для формирования определенных умений и навыков. Какие вопросы чаще всего ставятся перед учащимися?
1. Какое событие или эпоха отражаются в данном отрывке?
2. О каких исторических персонажах идет речь?
3. Каково отношение автора к данным событиям?
4. Что нового о событии, эпохе или исторической личности ты узнал из данного отрывка?
По моему мнению, использование литературных произведений на уроке истории, как исторического источника, является важным звеном в формировании интеллектуальных умений учащихся. Современный формат заданий единого государственного экзамена, также предполагает умения анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения при работе с историческими источниками, в том числе и отрывками литературного характера.
Специально для учащихся 10 класса я подготовила подборку материалов для изучения темы «Русская культура XIV-XVII веков».
«Если Богу угодно, то ни молчанием обойти, ни забвению предать, ни завистью победить не удастся, да и восхвалит каждый у себя, да и другим сделает известным, и громко воспевать будет и прославлен царь царствующих и господь господствующих, ОТ КОТОРОГО, по заповедям божественного апостола, вся сущая на земле власть, и от неё одно есть достойное и светлейшее царствование – твоё, по отеческому жребию многолетнему дошедшее до твоего благоверия, благочестивейший самодержец всея Руси, государь и князь великий Иван Васильевич! Тебе вручено оно от вышнего благоначалия, так управляй им согласно с правдой и правосудием, очищай его премудрейшими замыслами и законами от всякой несправедливости и грабительства, и кровопролития неправеднейших, клеветников бездушнейших». (1 стр.232-233)
Максим Грек.
1) К кому обращается автор этого отрывка? Сформулируйте главную мысль автора.
2. В иноческом образе строим каменные ограды с палатами и украшаем свои кельи, как царские чертоги, позолоченными узорами с травами многоцветными, все лучшее и достойное зависти забираем себе и ублажаем себя пьянством и яствами, которые приносят те, кто трудиться на нас, и миряне; всё лучшее мы называем братской пищей и питьём, для себя все оставляем, а не для тех, кто заботиться о нас и кормит нас. По зависти отбираем у бельцов пищу самую лучшую, а ведь по уставу надлежит все лучшее отдавать мирянам и слугам нашим, а не нам инокам». ( 1 стр.255)
Игумены Сергий и Герман. «Валаамская беседа».
1) Идеи иосифлян или нестяжателей выражают авторы? Аргументируйте свой ответ.
3. «Ведь если в правде крепок царь, то следует ему, не ленясь, стремиться к тому, что способствует благополучию всех подданных его, должен он заботиться не об одних вельможах, но и о простых людях. Вельможи тоже нужны в государстве, но никто из них не кормиться своим трудом, Поэтому, прежде всего, необходимы землепашцы-ратаи, их труд дает хлеб. Хлебом от трудов крестьянских кормиться вся земля - от царя и до простых людей. Но ратаи всегда в мятежах пребывают прескорбных, потому что лежи т на них ярмо многих податей. Надо, чтобы они в году одну земледельческую повинность имели, а не несколько». (1 стр.261)
Ермолай-Еразм. «Правительница и землемерие».
1) Как обосновывает автор необходимость для государя заботиться о землепашцах?
4. «Никониане, а никониане! Видите, видите, клокочуща и стонуща своего. Расслаблен бысть прежде смерти и прежде суда того осужден, и прежде бесконечных мук мучим. От отчаяния стужаем, зовый и глаголя, расслаблен при кончине: «Господие мои, отцы соловецкие, старцы, отродите ми да покаюся воровства своего, яко беззаконно содеял, отвергся християнские веры, и вашу соловецкую обитель под меч подклонил, до пяти сот братии и больши». ( 1 стр.355)
«Совет святым отцам преподобным».
1. Кто является автором этого произведения?
2. Какое событие из истории русской православной церкви нашло в нем отражение?
5. «О твоей богом дарованной ревности, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший государь-царь и великий князь Алексей Михайлович, всей великой и малой и белой России самодержец, знаем мы, теплый ты рачитель премудрости. Поэтому и даровал тебе господь по желанию сердца твоего умение все разумно и премудро делать, строить и всем управлять. Только о том твой царский пресветлый престол умоляем: освети даром премудрости своей, свыше тебе дарованным, всех подвластных тебе. Положи отныне в сердце твоем начать создавать училища как греческие, так и славянские и иные, ученых милостями, благодеяниями умножать, учителей умелых привлекать, всех почестями на трудолюбие поощрять. Тогда немедленно увидишь ты ко многим учениям прилежных и старательных и скоро примешь богоданный плод просвещения стократный и полные снопы от семян посеянных тобой». (1. стр.386) Семион Полоцкий. «Слово о взыскании премудрости».
1)Что вызывает у автора уважение к царю?
2) К чему он призывает Алексея Михайловича?
6. «Пришла весть великому князю Дмитрию Ивановичу Московскому, что Мамай идет с великим войском, хочет пленить Русскую землю , а Олег Рязанский да Ольгерд Литовский предалистатарам. Тогда князь великий Дмитрий Иванович разослал гонцов по всей Русской земле, веля князьям, и воеводам, и боярам, и всем служилым людям идти к себе к Москве. Брат его, князь Владимир Андреевич, первым приехал к Москве, съехались и другие князья и воеводы. Пришли к Москве белозерские князья с воинами своими и каргопольские, всей их силы тридцать тысяч. Пришли ярославские князья со своими силами, и ростовские, и иные многие».(3)
«Сказание о Мамаевом побоище».
1) О событиях какого года идет речь?
2)Кто откликнулся на призыв князя и почему?
7. «За молитву отцов наших, господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй меня, раба своего Афанасия сына Никитина. Написал я грешное свое хождение за три моря: первое море- Хвалынское, второе море- Индийское, третье море Черное- море Стамбульское». (2)
Афанасий Никитин «Хождение за три моря»
1) Кто такой Афанасий Никитин?
2) О чем свидетельствует появление такого произведения?
8. «В лето 1596 в большом озере Ростовском съезжались судьи всех городов; имена судьям: Белуга Ярославская, Семга Переяславская, боярин и воевода Осетр Хвалынского моря; окольничий был Сом больших Волжских краев, судные мужи - Судак да Щука-трепетуха. Жильцы Ростовского озера, Лещ да Голавль били челом на Ерша на щетину по челобитной».
«Повесть о Ерше Ершовиче»
1) К какому литературному жанру относится это произведение?
2) Объясните слова: боярин, воевода, окольничий, челобитная.
Общие вопросы.
1) Произведения каких жанров вы встретили в работе?
2) О каких событиях и исторических личностях рассказывают произведения?
3) Какие проблемы волновали авторов данных произведений?
4) Почему в произведениях того времени авторы так часто обращаются к богу? Характерно ли это
для европейской литературы того же периода?
5) Сделайте выводы о развитии русской литературы в XIV-XVII веках.
Литература:
Сокровища древнерусской литературы. Красноречие Древней Руси. Москва. Изд. Советская Россия. 1987.*
Хождение за три моря Афанасия Никитина [Текст] : художественная лит-ра / АН СССР ; ред.: Я. С. Лурье, Л. С. Семенов. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. - 212 с
Книга: «За землю русскую!: Памятники литературы Древней Руси XI-XV веков» Издательство: "Советская Россия" (1981)
Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.581-588,– Сер. «Библиотека всемирной литературы».