Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе художественных произведений.


Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе художественных произведений.
Инновационные технологии широко используются в методике преподавания различных предметов. Современный ученик – это многогранная личность, которая активно пользуется всеми достижениями современной науки и технике. Педагог не может отставать от своих учеников. Иначе он станет совершено неинтересным, невостребованным в современной школе. Главной задачей инновационных технологий является подготовка и адаптация учащихся к взрослой жизни.
Литература - зеркало нравственности, неповторимое искусство слова, очищающее духовный мир человека. Целью преподавания литературы является воспитание личности учащегося, положительное влияние на его чувства, формирование человеческих качеств, развитие художественного мышления, обогащение нравственного мира, одним словом, обеспечение эстетического наслаждения учащегося художественным произведением. [1.1] Перед каждым учителем стоит сложная задача: не только научить читать детей, но и чувствовать, мыслить, анализировать, сопереживать и учиться на чужих ошибках. Именно анализ художественного произведения помогает нам в этом, с его помощью учитель раскрывает сердца учащихся, прививает им моральные качества и нормы.
Основными видами анализа литературного произведения являются:
В научном исследовании
Лингвостилистический
Литературоведческий
Культурологический
В школьной практике
«Вслед за автором»
«По образам»
Проблемный
Первая закономерность художественного анализа – осознание и доведение до сознания других художественно-эстетического содержания произведения, подход к нему как к источнику эстетического удовольствия. Изучая художественное произведение, какими бы путями и средствами это не делалось, мы всегда должны иметь в своем поле зрения художественное целое. Художественное целое состоит из многих тесно между собой связанных элементов. С точки зрения познавательной все эти элементы: и композиция, и сюжет, и система образов, и язык представляют собою единое художественное целое. [2.1]
На уроках русской литературы я использую различные методы и приёмы анализа литературного произведения. Наиболее часто при изучении эпических произведения я пользуюсь анализом пообразным, сравнительным и проблемным. Именно эти виды анализа помогают раскрыть перед учащимися прекрасный, а порой такой сложный мир человеческой души. Проблемный анализ предполагает возникновение вопросов при чтении, которые сами организуют процесс обучения и их решения. Это цепная реакция - вопрос, разбор, построенный на соединении связанных друг с другом проблемных ситуаций. Такой анализ призван уяснить те или иные стороны содержания и формы литературного произведения, понимание мастерства писателя, своеобразие его художественной манеры. 
Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к темеСравнительный анализ один из наиболее интересных и эффективных видов анализа, позволяющий именно в сравнении проследить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого. Его технология относительно проста и имеет свой общеизвестный алгоритм. Это выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, и определение того, что эти тексты, образы различает.Анализ «вслед за автором»( по М.А.Рыбниковой ), в основе которого лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава, имеет ряд неоспоримых достоинств: естественность порядка разбора, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания. Глава за главой проходит здесь перед учениками. Они следят за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения. От поступка к характеру, от события к смыслу - таков характерный путь школьного разбора, названного М.А. Рыбниковой « вслед за автором». Этот путь реализует потребность активного сопереживания и интерес детей к действию, к событийной стороне произведения.
Анализ «По образам»  предлагает деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Название черт и иллюстрирование их цитатами. Чтобы он был эффективным, надо: разрушить замкнутость анализа характеров, связать героя со всей сюжетной линией; найти ключ к каждому герою и наметить своеобразную структуру анализа каждого характера. Специфика художественного образа. Специфика художественного образа
- Способы создания образа
(биография, портрет, поступки, мировоззрение, речевая характеристика, авторская характеристика и характеристика персонажами, самооценка-Виды образов
(образы животных, людей, фантастические персонажи, пейзаж, интерьер, лирический герой , образы-символы и аллегории)
-Виды образов по содержанию
(героический, трагический, комический , гротескный)
- Виды образов по композиции
(динамичные, статичные)  Это самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа в 5-6 классах. Однако законченное воплощение пообразный анализ получает обычно в 7-9 классах, когда ученикам становится доступно рассмотрение системы образов произведения. [3.4]
Иногда для того, чтобы детально раскрыть образ главного героя я использую на уроках элементы разных методов анализа художественного произведения. Так при изучении произведения Куприна «Куст сирени» я использовала элементы проблемного анализа. Для этого в начале урока был использован метод кластера. Учащиеся составляли кластер «Что такое любовь?». Дети давали различные ответы, пытались аргументировать их, склонить к своему мнению других учащихся. Среди ответов прозвучали слова: верность, поддержка, уважение. Отталкиваясь от ответов учащихся можно подойди к проблемному вопросу : «А всегда ли легко оказать нужную поддержку любимому человеку?» В ходе беседы учитель постепенно подводит учащихся к произведению: « Какую поддержку оказала Вера Алмазова своему мужу?» Учащиеся с удовольствием вступают в беседу, аргументируют ответы, приводят цитаты, дают характеристику(элемент по образного анализа)как Веры так и Николая Алмазова. (портрет, речь, поступки, настроение). Для полного раскрытия образов необходим элемент сравнительного анализа – сравнение характеров мужа и жены. В конце урока возвращаемся к кластеру « Что такое любовь?» . Дети анализируют свои ответы и с помощью учителя приходят к выводу, что семья должна строиться на любви, уважении и взаимопонимании; несмотря на то, что люди могут быть совершенно разные по своему темпераметру и характеру, любовь , уважение и поддержка помогут им построить счастливую семью.
Для более активного процесса учения, творческого и логического мышления, общего развития на уроках литературы я также использую метод презентаций.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Метод презентации активно использую на занятиях анализа художественного произведения(образы, текст), обобщающие уроки, вступительные занятия. Слайд - презентации позволяют сделать акцент на наиболее важном материале, дополнить словесное изложение визуальным и звуковым рядом.
На уроках использую также игровые технологии.
Сухомлинский В. писал: «В игре нет людей более серьезных, чем маленькие дети» Ш. Амонашвили заметил, что без педагогической игры на уроке невозможно заинтересовать учащихся знаниями.
На уроках литературы в своей практике я использую дидактические игры:
- Игра «Продолжи ряд» - необходимо продолжить ряд, объяснив, какая закономерность лежит в его основе.
-Игра «Цветная лента» - каждая группа учащихся получает карточка. С одной стороны они цветные, а с другой содержат слово. Учитель задаёт вопросы, а ответы находятся на карточках. Задание для учащихся – это найти слово – ответ и прикрепить его на доску так, чтобы видно было цветную сторону. Проверить правильность ответов, можно по цветной ленте, которая образовалась на доске.
- Игра «Лови ошибку» - дети получают карточки с набором различных цитат (указан автор). Дети должны определить, какая цитата не может принадлежать данному автору, аргументировать своё мнение.
Познавательные игры увлекают детей, активизируют даже тех, кто привык на уроках молчать. Дети учатся формулировать вопросы, систематизировать знания. Особенно интересны познавательные игры для учащихся 1-6 классов
Проектную технологию использую на уроках литературы в средних и старших классах. С учащимися средних классов мы только учимся создавать свои небольшие проекты( проекты создаются с помощью учителя), а учащиеся старших классов уже могут создавать проекты самостоятельно.
Проектная технология предполагает:
– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
– самостоятельную деятельность ученика;
– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
– подведение итогов, корректировку, выводы.
При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Так при изучении древнерусской литературы учащимися был создан проект «Слово о полку Игореве» - жемчужина древнерусской литературы». Цель проекта: заинтересовать учащихся, отыскать и систематизировать иллюстративный материал, развивать умение работы в интернете, а именно поиска веб – ресурсов по ключевым словам.
План проекта
Авторство ”Слова…”
Историческая основа «Слова…»
Особенности языкового оформления произведения
Композиция поэмы.
Жанр произведения
Переводы“Слова…”
Использование метода проектов в сочетании с новейшими информационными технологиями позволяет повышать эффективность урока, совмещать инновационное содержание образования, а также современные методы учебной работы - учебные исследовательские проекты, групповую работу учащихся, что, в свою очередь, способствует более полному и глубокому освоению учебного материала учащимися.
Уроки литературы - это не просто уроки, это истории жизни , которые мы можем с вами прожить вместе с героями произведений. Именно поэтому уроки литературы так важны. Они не могут быть неинтересными. Перед учителем стоит трудная задача заинтересовать, научить, сделать так, чтобы ученик навсегда запомнил эти захватывающие, откровенные уроки литературы, которые, я надеюсь, окажутся нужными в самый неожиданный момент жизни.
Сигинова Н.Ф.
Литература:
1Азимова Ф. С. Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 308-311.12. — №10. — С. 308-311.
2 Пардаева З. Д. Вопросы анализа художественного произведения при инновационной технологии обучения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 70-72.
3 Криворучко А Лекции, Донецк 2016год
4 https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=309#8 -Методика преподавания литературы, лекции.