Презентация по географии на тему Использование художественных произведений на уроках географии


Использование художественной литературы на уроках географииПодготовила учитель географии Захарова Марина Анатольевна При изучении например годового движения Земли можно начать чтение дневника И.Д.Папанина «Жизнь на льдине»:«сутки за сутками тянутся почти сплошные сумерки; солнце ходит уже низко над горизонтом… Скоро, совсем скоро-полярная ночь. Прощай дорогое солнышко, теперь мы тебя долго не увидим!...» При объяснении круговорота воды в природе в заключении зачитать стихотворение С.Михалкова «Море и Туча»Говорила Море ТучеТой, что ливень пролила:-Эй, ты Туча! Что ты лучшеМесто выбрать не могла?Отвечала Море Туча:- Я у всех морей в долгу!И сегодня выпал случай:Расплатилась чем могу! При объяснении устройства компаса и ориентирование на местности рекомендуется прочитать стихотворение С.Я.МаршакаВ пути, в неведомом краюНам компас лучший друг.Одной заглавной буквой «Ю»На нем отмечен Юг.А стрелка легкая –магнит-На север кончиком глядит.Довольно север мне найти,И я в короткий срокОпределить могу в пути,Где Запад, Юг, Восток. При изучении горных и равнинных рек целесообразно использовать художественные произведения следующих авторов:Р.ГамзатоваГде реки похожи на барсовИ прыгают с белых вершин.М.ШолоховаДон идет в развалку, мерным тихим разливомА.А.БлокаРека раскинулась.Течет, грустит лениво и моет берега.Л.Н.ТолстогоМеня поразил… приближающийся непрерывный гул, причины которого я не мог отгадать. Это был шум воды. Мы входили в глубокое ущелье и приближались к горной реке… При изучении темы «Ветер» я использую художественные произведения следующих авторов:С.Я.МаршакаСегодня старый ясень сам не свой,-Как будто страшный сон его тревожит.Ветвями машет, шевелит листвой.А почему,- никто сказать не может.М.Ю.ЛермонтоваКолеблет ветер, влажный, душный,Верхи дерев, и с воем онСтучит в оконницы…С.МихалковаИ было, как видно,Ему не впервыеЛомать, как тростинки,Дубы вековыеИ, крыши срывая, Врываться в жилища.Его называли Ветрило! Вертище! Также при изучении тем «Облака», «Атмосферные осадки»Я использую художественные произведения в которых спрятаны загадки о видах облаков, атмосферных осадках.А.С.Пушкин Ты небо недавно кругом облегала,И молния грозно тебя обвивала;И ты издавала таинственный громИ алчную Землю поила дождем.А.А.ФетВот там на заре растянулсяПричудливый хор облаковВсё будто бы кровли, да стены,ДА ряд золотых куполовМ.М.ПришвинВ засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами… Атмосферные осадки.О каких видах осадков говорится в перечисленных отрывках и загадках.К.ПаустовскийОгородные грядки были посыпаны крупной солью мороза.Л.Н.ТолстойКогда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях , в траве видны алмазы.С. МихалковПлохо только, что бываетВдруг такая ерунда:В небе облако летает,А потом возьмет растает,Не оставив не следа!Я не верю чудесам, Но такое видел сам! Используемая литература.1.Блок А.А. Стихотворения. Поэмы, Л., «Художественная литература», 1972.2. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-хтомах. М., «Художественная литература»,19643.Маршак С.Я. Сочинение в 4-х томах. М., 1958.4. Михалков С.В. Собрание сочинений в 3-х томах. М., «Детская литература», 1970.5. Папанин И.Д. Жизнь на льдине. Дневник. М., «Мысль», 1972.6. Паустовский К. Собрание сочинений в 3 –х томах. М., «Художественная литература», 1967.7. Пришвин М.М. Собрание сочинений в 6-и томах. М., 1957.8. Пушкин А.С. Сочинения в 3-хтомах. М., «Художественная литература». 1964.9. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12-и томах. М., «Художественная литература» 1972.