Конспект урока изо на тему: Рябинка для школ 8 вида (4 класс)


ГКОУКО «Обнинская школа-интернат «Надежда»
Тема: «Рябинка»
Урок изобразительного искусства
в коррекционной школе VIII вида
для 4 класса
Учитель: Куликова Надежда Ивановна
Цель урока: формировать чувство ритма, как изобразительно-выразительного средства.
Задачи урока:
Совершенствовать навык работы с акварелью, продолжая работать в технике «тычок».
Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности. Обогащать речь учащихся.
Развивать воображение, творчество, вызывая у учащихся интерес к деревьям в осеннее время года. Прививать любовь к природе, прекрасному.
Оборудование:
Репродукции картин В. Нестеренко «Снег на рябине», И. Грабарь «Рябины», Е. Гребенкина «Рябина».
Фотоиллюстрация дерева рябина в разное время года.
Материалы для урока: альбомный лист, тычки, собранные в пучок, акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчик с водой, салфетка.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями осенью. Разучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу:
«Будет интересно!»
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Наступила поздняя осень: дожди стали идти чаще, ночью бывают заморозки, перелетные птицы покинули наши края. Листьев на деревьях практически не осталось, и лес уже не радует нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.
Осень.
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие, по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)
Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, и что мы будем с вами рисовать. Но если нет, отгадаем загадку и сразу узнаем:
Осень к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
Итак, мы будем с вами рисовать рябинку.
Теоретическая часть.
Учитель: словно молодая девушка, тонкоствольная и стройная стоит рябинка в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листьев, надела алые бусы из ягод. Рябина – не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины.
Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть падает в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, как только снег стает, птицы вновь находят для себя вкусную еду. Люди из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от разных болезней. Дети тоже любят ягоды рябине, из них они с удовольствием делают себе украшения: бусы и браслеты.
Но невеселая стоит рябинка в осеннем уборе, грусть ее гложет.
Говорила рябина рябинке:
- Отчего ты, подружка, в кручине?
Отчего такой пасмурный вид?
Что за боль твое сердце щемит?
Отвечала рябине рябина:
- Оттого меня гложет кручина,
Что уже на пороге зима,
Что уже на подходе метели,
Ведь недаром – подумай сама!
Наши ветки вчера облетели. (Н. Некрасов)
Ребята, вы сейчас прослушали стихотворение Некрасова Н. Что случилось с рябиной поздней осенью? Какая она стала? Без листьев, только грозди ярко красных ягод виднеются на ней. Трава еще осталась, но она уже жухлая, какого она цвета? А давайте мы тоже попробуем побыть рябинкой.
Физкультминутка.
«Рябинка»
На холме стоит рябинка,Потягивания – руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете – Вращение туловищем вправо-влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется,Наклоны в стороны.
Не печалится, смеется.
Вольный ветер грозно дуетРазмахивания руками, изображая ветер.
На рябинку молодую.
Практическая работа.
Правила рисования методом «тычка».
Учитель: сегодня мы с вами рисуем рябинку поздней осенью? Какие особенности этого дерева вы заметили? (у рябины тонкий ствол, все листья уже облетели, только ягоды виднеются). Верно, ягоды у рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного размера. Кисточкой сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи уже известного вам метода «тычка». Только мы будем делать сразу несколько тычинок, именно для этого наши ватные палочки собраны в пучок, так же, как ягоды у рябинки собраны в гроздь.
Нанесение основного рисунка с последующим применением метода «тычка».
Учитель: Ребята, вы уже знаете, как следует правильно рисовать фон, где следует провести линию горизонта. Теперь мы должны определить, какие же цвета присущи осени, можно ли нарисовать траву, и где будет располагаться дерево? Перед тем, как будем использовать тычки, ответьте на вопросы: в каком порядке располагаются грозди рябины, какого они цвета?
Вот у нас и появилась рябина.
Закрепление.
- какие цвета используем при рисовании осеннего пейзажа?
- как располагаем лист альбома? Почему?
- как и где мы нарисовали грозди рябинки?
Итог урока.
Молодцы ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой след. Да и рябинка повеселела, теперь ей не страшны никакие морозы и злые ветра.
Список литературы:
Г.Н. Давыдова. Нетрадиционные техники. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Дивная пора. Лучшие стихотворения русских поэтов о природе. – М.: Эксмо, 2006.
Т.А. Шорыгина. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающем миром. Развитие речи». – М.: Гном и Д, 2004.