Творческий проект «Лоскутное одеяло «Бригантина»»



Стр.

I.
Организационно-подготовительный этап



1
Выбор и обоснование проблемы.

3

2.
Схема обдумывания

3

3.
Общие сведения из истории развития лоскутной техники.


4-5

4.
Выбор модели изделия и прочих материалов.


5

5.
Дизайн – спецификация.


6

II.
Технологический этап



1.
Выбор оборудования и средств.

7

2.
Раскрой изделия
8


3.
Технология обработки изделия.

8-9

4.
Контроль качества. Экологическое обоснование. Полезные советы.
9-10

III.
Заключительный этап



1.
Расчет себестоимости изделия.

10

2.
Анализ и оценка проделанной работы.

11

3.
Реклама.
11


4.
Краткий словарь терминов
12


5.
Список используемой литературы.
.13







Цели и задачи проекта.
Научиться шить одеяло, расширить кругозор в процессе изготовления данного вида изделий, обучиться новым способам действия, новым рабочим приемам.
Закрепить и пополнить знания по обработке ткани, работе на швейной машинке.
Развивать познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться дополнительной литературной, расширять кругозор, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

Планирование проектной работы:
Швейные изделия: детское одеяло
Проработка выбранной идеи: выбор определенного мотива (цвет, рисунок, композиция); ознакомление с историей лоскутной техники, сбор материала; выбор ткани (экология, качество, специфика моделей), разработка конструкции, выкроек выбранных изделий, технология изготовления изделия, расчет себестоимости изготовленной продукции, простановка оценки.
Разделы программ, применяемые при выполнении проекта.
Материаловедение
Машиноведение
Художественная обработка ткани
Конструирование
Моделирование
Технологическая последовательность обработки изделия
Экономика, предпринимательство


1.Выбор и обоснование проблемы
В этом году у нас в семье произошло важное событие. Моя старшая сестра родила сына. Я долго думала, что можно подарить моему любимому племяннику к первому дню рождения? Дома у меня лежал кусочек бязи, который остался после пошива постельного белья, и я решила сшить детское одеяло в стиле «лоскутная техника». Этим одеялом можно не только укрываться, но и стелить его на пол, когда ребенок играет. Также можно укутать ребенка во время прогулки на улице.
Считаю, что изготовление одеяла не займет много времени, а результат удивит и обрадует. Для изготовления данного изделия следует принять во внимание следующие факторы:


2. Схема обдумывания





3. Из истории лоскутной техники
Широко распространенным видом рукоделия является лоскутная техника, которая своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для ее создания послужили обыкновенные заплатки, которые становились на еще крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль создания изделий их лоскутов.
На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине XIX века. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономные хозяйки сохраняли, а потом пускали в дело. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой век одежды. Лоскутики зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, сшивались, как придется. Такое одеяло выполняло свою главную функцию – оно служило защитой от холода.
В некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно служило частью приданного. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
Очень интересна и история «пэчворка» (patchwork) и «квилтинга» (quilting). «Пэчворк» (от англ. Patch-обрывок, лоскуток) переводится как лоскутное одеяло. Под техникой «пэчворк» подразумевают воссоздание целого полотна из кусочков ткани, собранных в геометрические орнаменты. Квилтинг (от англ. Guilt-стеганое одеяло) - простегивание двух полотен ткани, между которыми расположен утеплитель, мелкими стежками по контуру орнамента.
История пэчворка восходит к отдаленным временам. Во многих музеях мира хранятся изделия, выполненные в этой технике. Например, в Лондоне существует музей одеял, в котором собраны уникальные одеяла и покрывала ручной работы.
История квилтинга связана с Америкой. Во время европейской колонизации Северной Америки в XVI в. прибывающие из старого света эмигранты оказывались в весьма бедствующем положении. Часто им даже не из чего было сшить одежду взамен изношенной. Поэтому женщины собирали и складывали в мешки хорошие куски от старой одежды, а потом шили из них новую. Готовые изделия можно было рассматривать как калейдоскоп.
Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки. Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.
4. Выбор модели изделия.

Рис.1 Лоскутное одеяло выполнено в технике «Квадрат». Лоскутки соединены рисунком «Шахматка».



Рис.2
Изделие выполнено в технике «Полоска», «прямая раскладка». Сборка рисунка ведется сверху вниз по схеме.



Рис.3 Изделие выполнено в «свободной технике». Представляет собой произвольное соединение лоскутов различных форм и размеров. Сборка деталей производится от края основы. Эта техника не предполагает ни сеток, ни жестких схем, ни шаблонов. В ход идут любые лоскутки, обрезки, остатки тканей. Из рассмотренных мною моделей, решила выбрать одеяло на рисунке №3, т.к. оставшийся лоскут бязи с его интересным рисунком как раз подходит для выполнения изделия в «свободной технике».

Дизайн – спецификация

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


II.Технологический этап

1. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

1. Швейная машина «ПМЗ» класса 2М.
2. Утюжильная доска, утюг, пульверизатор.
3. Нитки х/б №50 для машинных работ, №60 для ручных работ.
4. Ручная игла №3, булавки, ножницы.
5. Сантиметровая лента, линейка, мел.


Подготовка ткани к работе
Декатировка – это дополнительная влажно-тепловая обработка ткани с обильным увлажнением, которая производится для первичной усадки ткани. Декатировке подвергаются хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и ткани из натурального шелка. Во избежание окрашивания не рекомендуется декатировать ткани разного цвета совместно.
Некоторые виды тканей следует подкрахмалить – для этого развести крахмал (1 ст.л.) в холодной воде (0,5 стакана) и наливать, помешивая в кипящую воду (1литр). Снять с огня, остудить. В таз с холодной водой (3 –5 л.) вылить остывший крахмал. Размешать. Держать ткань в растворе 20 мин, два раза перевернув её для равномерного насыщения крахмалом. Затем вынуть ткань, слегка отжать, не выкручивая. Повесить для просушки. Утюжить ткань следует полувлажной очень аккуратно.



Раскрой изделия
Одеяло из лоскутов «свободная техника» в сине – желтых тонах. Размер 115 * 80см.
Материал:
Для передней части: различные остатки следующих цветов: синий, желтый.
Для обратной стороны: цельный лоскут желтого цвета
Для прокладки:
синтепон – кусочки, сшитые косым стежком.

3. Технологическая последовательность обработки изделия


п/п
Последовательность
выполнения работ
Инструменты,
оборудование, материалы
Рисунок

1.
Выбор и создание эскиза модели
Книги, журналы, эскизы


2.
Раскрой изделий
Карандаш, линейка, ножницы, сан. лента.




3.
Обработать лицевую сторону изделия. Соединяем детали лоскутной мозаики настрочным швом.


Игла, наперсток, нитки, швейная машина, ножницы, крой изделия.









4.
Соединить детали синтепона косым стежком
Игла, наперсток, нитки, ножницы.







5.
Соединить детали изделия и прокладочного материала обтачным швом, оставляя 20 см. незастроченным для выворачивания.
Игла, наперсток, нитки, швейная машина, ножницы, крой изделия



6.
Вывернуть одеяло на лицевую сторону, выметать кант, зашить расстояние 20см.
Игла, наперсток, нитки, ножницы, изделие.
















7.
Простегать одеяло петлеобразным стежком согласно схеме.
Игла, наперсток, нитки, ножницы, изделие.



8.
Влажно – тепловая обработка изделия
Утюг, проутюжильник


9.
Конечный контроль качества изделия.

Изделие



4. Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Цветовое сочетание материалов гармонично.
Все элементы одеяла выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
Проведена влажно-тепловая обработка.
Работа оформлена в конечное изделие.
В целом изделие производит благоприятное впечатление.


Экологическое обоснование.
Для изготовления своего изделия я вторично использовала материалы, проверила на прочность окраски. Ткань не сильно осыпается, ворсистой поверхности не имеет, поэтому не загрязняет воздух. В чем еще плюс изделия? А в том, что отделочные и прокладочные (синтепон) материалы можно использовать еще раз. Это является плюсом и с экономической точки зрения.
Полезные советы
Нельзя перекусывать нитку зубами: от этого портится эмаль зубов и, кроме того, натянутой ниткой можно поранить губы.
До начала работы необходимо вымыть руки. (Если брать иглу потными руками, то она будет плохо прокалывать ткань, скрипеть. От влажных рук на изделии могут остаться следы.)
Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через каждые 1,5 ч, так как при долгом занятии шитьем утомляются глаза, устают пальцы. (Занятия можно чередовать с другими видами работ: подбором ниток, выбором и подготовкой узора и т. п.
III. Заключительный этап
Расчет себестоимости изделия


Наименование материала
Цена
Расход
Стоимость
Реальные затраты

1.
Ткань для основы (бязь)
90 руб.
0,5
45 руб.
45 руб.

2.
Ткань для основы (шелк)
-
-
-
Имеется в наличии

2.
Прокладочные материалы (синтепон, вата)
-
-
-
Имеется в наличии

3.
Нитки швейные
15 руб.
-
-
10 руб.


4.
Электроэнергия
2,46


2 руб.


Итого: 57 рублей



Анализ и оценка проделанной работы

Почему я выбрала одеяло? Данное изделие необычно тем, что сделано в единственном экземпляре, так сказать, эксклюзив. Пошив данного изделия – это безотходное производство, потому что использовался остаток ткани, утеплитель с бывшей куртки. Технология изготовления не вызвала у меня затруднений. Да, и стоимость изделия оказалась не высокой – 57 рублей.
Эту идею мне подсказал учитель технологии, и она мне понравилась. Я сшила это изделие своему племяннику. На мой взгляд, оно у меня получилось красивым, оригинальным, главное, нужным. С его помощью я внесла частичку радости, тепла и уюта. Я считаю, что проект удался. Всем понравилась моя работа. При изготовлении проекта я прочитала достаточно дополнительной литературы, откуда почерпнула многое для себя.
Желаю всем определить свои способности и попытаться организовать свое дело.
3. Реклама

















4. Краткий словарь терминов

АППЛИКАЦИЯ создание художественных изображений нашиванием, наклеиванием деталей на фон (основу); изображение, узор, созданные таким образом.
БЛОК конструктивный сборный элемент. В лоскутном шитье геометрическая и конструктивная единица лоскутного полотна, единица орнамента, модуль.
ГАММА ЦВЕТНАЯ (ГАММА КРАСОЧНАЯ) ряд цветов, преобладающих в художественном произведении, который определяет характер его цветового строя (колорита). Различает теплую, холодную, светлую красочную гамму.
ГАРМОНИЯ согласованность, стройность в сочетании чего-либо.
ДЕКАТИРОВКА обработка ткани водяным паром или горячей водой для предотвращения ее усадки в готовом изделии.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткань, одежда, игрушки и т.д.).
КОЛОРИТ система цветовых сочетаний в произведении искусства; одно из важнейших средств эмоциональной выразительности.
УЗОР рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней (узор ткани).
ФАКТУРА ТКАНИ строение поверхности ткани.
ШАБЛОН образец, по которому изготовляются какие-нибудь одинаковые изделия. Лекало для выкраивания деталей.
ПРОПОРЦИЯ соразмерность, определенное соотношение частей целого между собой.
РАППОРТ повторяющаяся часть рисунка на ткани; минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.
РИТМ чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т.д.
СИММЕТРИЯ свойство геометрической фигуры накладываться на себя так, что все ее точки при этом занимают первоначальное положение.
СТЕЖКА (СТЕГАНИЕ) прошивание насквозь (стягивание нитью) нескольких слоев разных материалов.
СТРУКТУРА ТКАНИ строение ткани, определяемое видом входящих в нее волокон и переплетением нитей (например, рыхлая, плотная структура).

5. Литература
1. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Москва «Просвещение», 1978г.
2. Еременко Т.И.и др. Художественная обработка материалов. – М.: «Просвещение», 2000г.
3. Кичемазова Л.Н. Основы конструирования, моделирования и технологии одежды. Ростов – на – Дону, Издательский центр «МарТ», 2001 г.
4. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. М., Школьная пресса, 2004г.
5. Под редакцией Симоненко В.Д. – Творческие проекты учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ. – Научно – методический центр «Технология». – Брянск, 1996г.
6. Сокол И.А. Мастерица. – ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001 – 431с.
7. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс. – М.: 5 за знания, 2006г.
8. Интернет-ресурс www. yandex. ru

4. Краткий словарь терминов

АППЛИКАЦИЯ создание художественных изображений нашиванием, наклеиванием деталей на фон (основу); изображение, узор, созданные таким образом.
БЛОК конструктивный сборный элемент. В лоскутном шитье геометрическая и конструктивная единица лоскутного полотна, единица орнамента, модуль.
ГАММА ЦВЕТНАЯ (ГАММА КРАСОЧНАЯ) ряд цветов, преобладающих в художественном произведении, который определяет характер его цветового строя (колорита). Различает теплую, холодную, светлую красочную гамму.
ГАРМОНИЯ согласованность, стройность в сочетании чего-либо.
ДЕКАТИРОВКА обработка ткани водяным паром или горячей водой для предотвращения ее усадки в готовом изделии.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткань, одежда, игрушки и т.д.).
КОЛОРИТ система цветовых сочетаний в произведении искусства; одно из важнейших средств эмоциональной выразительности.
УЗОР рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней (узор ткани).
ФАКТУРА ТКАНИ строение поверхности ткани.
ШАБЛОН образец, по которому изготовляются какие-нибудь одинаковые изделия. Лекало для выкраивания деталей.
ПРОПОРЦИЯ соразмерность, определенное соотношение частей целого между собой.
РАППОРТ повторяющаяся часть рисунка на ткани; минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.
РИТМ чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т.д.
СИММЕТРИЯ свойство геометрической фигуры накладываться на себя так, что все ее точки при этом занимают первоначальное положение.
СТЕЖКА (СТЕГАНИЕ) прошивание насквозь (стягивание нитью) нескольких слоев разных материалов.
СТРУКТУРА ТКАНИ строение ткани, определяемое видом входящих в нее волокон и переплетением нитей (например, рыхлая, плотная структура).













13PAGE 15


13PAGE 141515



швейная машина, утюг

Сколько?
Малые финансовые затраты

ткань х/б, шелк, синтепон.

в быту

шв. машина класса ПМЗ

схема

сантиметровая лента

наперсток

иглы

ножницы

Из чего? Материалы

Где? Применение

Чем? Инструменты и оборудование

Как?
Ручной и машинный способы изготовления

Для кого?
Племянника

Для чего?
Подарок

Детское одеяло в стиле «лоскутная техника»

Проблема, потребности

Материалы

Инструменты, приспособления и оборудование

Мода, стиль

Детское одеяло
в стиле «лоскутная техника»

Конструкция

Модель

Исторические сведения

Охрана труда

Экономическое обоснование

Технология изготовления



Одеяло, хоть куда.
Ох, и радует глаза.
Дождь и снег стучат в стекло, Под ним - уютно и тепло.  Непростое одеяло, Всё в цветастых лоскутках! Разлетелись лоскутки,  Вот как эти корабли. Лоскуточек к лоскутку, Уголочек к уголку! ...Подрастет еще чуток И добавлю лоскуток! Шерстяные и из ситца -  Всё для дела пригодится.



Заголовок 215