Рабочая программа по ИЗО по программе Б.М. Неменского (5 класс)



Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новохопёрского муниципального района Воронежской области
«Новохопёрская гимназия № 1»


«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО

___________

протокол № от «___» 201__г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР

____________ Беленко Ю.А..

протокол НМС №
от «___» 201__г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор гимназии

__________ Макогонова Г.И.

приказ № от «___» 201__г.









Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс

(УМК «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.)






Разработал: учитель изобразительного искусства
Белокопытова Людмила Александровна

Срок реализации: 1 год
Объём учебной нагрузки: 5"а" 1 ч./нед. (35 ч./год)
5 "б" 1 ч./нед. (35 ч./год)






Новохоперск 2016






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО). Программа отвечает требованиям ФГОС ООО, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по изобразительному искусству, соотносится с действующей примерной программой обучения по изобразительному искусству в основной общеобразовательной школе.
Данная программа разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству к УМК «Изобразительное искусство и художественный труд» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2012).Частично видоизменена за счёт 10% (3 урока от 35часов) отдельных тем проведена с использованием внеурочных форм организации работы и, в календарно - тематическом планировании они выделены жирным курсивом.
Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Тема 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены системы уроков, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3.Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года  № 253.
В 5 "а" классе (в классе гуманитарной направленности) на изучение учебного предмета "Изобразительное искусство" отводится 1 ч./нед., т.е. 35 ч. / год. В 6 "б" классе (в классе естественно-математической направленности) на изучение учебного предмета "Изобразительное искусство" отводится 1 ч./нед., 35 ч./год.
Срок реализации программы - 1 год.

Учебно-методический комплект
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. учебник / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь. Твоя мастерская. 5 класс./ Н.А.Горяева; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».для 5 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Цели и образовательные результаты курса представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

Цели и задачи программы

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 5 классе и максимальная реализация культуры Воронежской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.
    развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
    гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
    развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
    подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.
Задачи программы:
- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально - образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся.
Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 5 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 5 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
Данная программа реализует принцип непрерывного образования по изобразительному искусству, что соответствует современным потребностям личности и общества и составлена для реализации курса изобразительного искусства в 5 классе, который является частью основной образовательной программы по изобразительному искусству с 1 по 8 класс.

Виды контроля.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики – конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.
В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
“отлично” - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
“хорошо” - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
“удовлетворительно”- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
“неудовлетворительно”- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Занятия по изобразительному искусству проводятся в форме уроков по утверждённому расписанию. На основании решения заседания ШМО учителей истории (Протокол № 5 о 20.05.2014 г.) предполагается применение неурочных форм реализации урочной деятельности (около 10 % от общего количества часов), которые вв календарно-тематическом плане выделены курсивом.
Текущая и итоговая оценка результатов деятельности школьников осуществляется по традиционной пятибалльной системе. В соответствии с системой оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО возможно применение рейтинговой оценки, которая рассчитывается таким образом:
100-95 % соответствуют оценке «5»
94-75 % - «4»;
74-50 %-«3»;
менее 50%-«2»;
Оценка сформированности метапредметных результатов на уроке (сформированность Р УУД, П УУД, К УУД) учитывается при выставлении предметной оценки.






1.Планируемые результаты освоения учебного предмета "Изобразительное искусство" 5 класс

Согласно поставленным целям, по окончании изучения изобразительного искусства в 5 классе ожидаются следующие результаты:
Личностные
в ценностно-ориентационной сфере:
    формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
    принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
    формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
    готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
   умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные (включают освоенные учащимися УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные)
в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 
в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе анализа ошибок;
- способность проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;
- владеть логическими операциями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- умение использовать ИКТ в учебной деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в ходе выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. При этом прямая оценка даётся большинству познавательных учебных действий, опосредованная оценка выносится коммуникативным и регулятивным действиям [2, 16]. Оценка сформированности метапредметных результатов на уроке (сформированность Р УУД, П УУД, К УУД) учитывается при выставлении предметной оценки.
А так же к метопредметным результатам относится перечень умений, проверяемых в рамках выполнения комплексной работы на межпредметной основе в 5 классе

№ п.п.
Наименование блока
№ умения
Проверяемые умения

1.




























Работа с текстом:
поиск информации
и понимание прочитанного.






















1.1.
Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.



1.2.
Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.



1.3.
Объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте.



1.4.
Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.



1.5.
Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).



1.6.
Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.



1.7.
Различать темы и подтемы специального текста.



1.8.
Выделять не только главную, но и избыточную информацию.



1.9.
Прогнозировать последовательность изложения идей текста.



1.10.
Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.



1.11.
Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.



1.12.
Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

2.
Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации.

2.1.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: изображения, формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.



2.2.
Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.



2.3.
Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.



2.4.
Делать выводы из сформулированных посылок.



2.5.
Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

3.
Работа с текстом: оценка информации.

3.1.
Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.



3.2.
Оценивать форму текста по его содержанию.



3.3.
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.



3.4.
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

4.
Регулятивные универсальные учебные действия.

4.1.
Осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.



4.2.
Анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале.



4.3.
Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты.



4.4.
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.



4.5.
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.



4.6.
Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

5.
Познавательные
универсальные
учебные действия.

5.1.
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.



5.2.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.



5.3.
Устанавливать причинно-следственные связи.



5.4.
Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.



5.5.
Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.



5.6.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.



5.7.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.



5.8.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


III.Предметные
Коммуникативные умения
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Ученик научится:
 понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
 осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
 понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Ученик получит возможность научиться:
 выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
 определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
 различать произведения разных эпох, художественных стилей;
 различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Ученик научится:
 понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
 осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
 осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
 передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
 осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Ученик получит возможность научиться:
 понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
 осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
 понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Ученик научится:
 эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
 понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
 создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
 анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
 понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Ученик научится:
 различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
 различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
 различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Ученик получит возможность научиться:
 определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
 понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Ученик научится:
 определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
 понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
 применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей для школьного фильма);
 применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Ученик получит возможность научиться:
 использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
 применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
 понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
 понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.








































2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35часов

Раздел I. «Древние корни народного искусства» ( 9 ч)

Универсальные учебные действия (УУД)
ПУУД - Определять изобразительные средства выражения в произведениях народного искусства, символику.
РУУД - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности
ЛУУД - различать реальность и условность в произведениях.Выполнять творческие задания.
КУУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
- Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.
- Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
- Объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте.
- Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.
- Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

-Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).
-Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. - Различать темы и подтемы специального текста.
- Прогнозировать последовательность изложения идей текста
- Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира
в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом северных народов, жителей Воронежской области и народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм жителей Воронежской области.
Народные праздничные обряды жителей Воронежской области.

Раздел II. «Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

Универсальные учебные действия (УУД)
П УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать.
РУУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи.
ЛУУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу.
Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства.
К УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
-Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
- Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:
- Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: изображения, фор- мулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
-Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.
- Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
-Делать выводы из сформулированных посылок.
-Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, карпогольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла.  При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Раздел III. «Декор – человек, общество, время» (11 ч)

Универсальные учебные действия (УУД)
ПУУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
-бобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
РУУД - осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную,
- умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы;
-анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты.
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
ЛУУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.
КУУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
Работа с текстом: оценка информации:
- Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
- На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
- В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива.
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Воронежа, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
Декор и положение человека в обществе.
Одежда говорит о человеке.
Костюмы древних цивилизаций.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
О чём рассказывают гербы Воронежской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Раздел IY. «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
 
Универсальные учебные действия (УУД)
ПУУД - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
-бобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
РУУД - осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи.
-анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты.
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
ЛУУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу.
Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства.
КУУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
-Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.
- Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
- Объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте.
- Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.
- Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

-Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).
-Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. - Различать темы и подтемы специального текста.
- Прогнозировать последовательность изложения идей текста.
- Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета). Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале

Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
Народные художники нашего края.







































3. Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

№ п.п.
Наименование раздела и тема
Кол-во часов
5 "а"
Кол-во часов
5 "б"


Раздел 1. Древние корни народного искусства.

9
9

1.1.
Древние образы в народном искусстве.
1
1

1.2.
Орнамент, как основа декоративного украшения.
1
1

1.3.
Конструкция, декор предметов быта и труда.
1
1

1.4.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
1
1

1.5.
Народный праздничный костюм.
1
1

1.6.
Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.
2
2

1.7.
Народные праздничные обряды.
2
2



Раздел 2. Связь времен в народном искусстве.
 

7

7

2.1.
Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в старооскольских народных игрушках.
2
2

2.2.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
1
1

2.3.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
1
1

2.4.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
2
2

2.5.
Роль народных промыслов в современной жизни.
1
1



Раздел 3. Декор – человек, общество, время.


11

11

3.1.
Зачем людям украшения.
1
1

3.2.
Декор и положение человека в обществе.
1
1

3.3.
Одежда говорит о человеке.
1
1

3.4.
Костюмы древних цивилизаций.
2
2

3.5.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
2
2

3.6.
Символы и эмблемы в современном обществе. Герб и флаг Новохоперска.
2
2

3.7.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
2
2



Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире.


8

8

4.1.
Современное выставочное искусство.
1
1

4.2.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. (Витраж)
2
2

4.3.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. (Ваза)
2
2

4.4.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. (Мозаичное панно).
2
2

4.5.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Урок- обобщение по темам года.
1
1


Всего за год
35
35










7. Список использованной литературы
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. учебник / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь. Твоя мастерская. 5 класс./ Н.А.Горяева; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».для 5 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Алексеев В.В. Что такое искусство? - Вып.2.-М.,1979.
Гачев Г. Национальные образы мира. - М.,1988.
Геронимус Т. Сам себе мастер. - М.,2003.
Громыко М.М. Мир русской деревни -М.,1991.
Даркевич В.П. Народная культура средневековья - М.,1988.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.,1988.
История моды. -в кн.: Я познаю мир. Энциклопедия - М.,1988
Костерин Н.П. Учебное рисование. -М.,1984
Мифологический словарь - М., 1991.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры - М.,1983.
Рондели Л.Д./ Народное декоративно-прикладное рисование/ - М.,1984.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/. - М.,1990.

Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Сайт «Урок ИЗО»];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Сайт видеоуроков];


Фђ Заголовок 1 Заголовок 515