Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации стандартов ФГОС НОО

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации стандартов ФГОС НОО

С 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должно идти не путем механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В процессе освоения системы понятий и правил у  учеников формируются познавательные  универсальные учебные действия.
Учащиеся осваивают умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
Формированию регулятивных универсальных учебных действий способствует работа, включающая постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; составление плана и последовательности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] действий, осуществление контроля, коррекции и самооценки в ходе работы учащихся с текстом. Для решения учебной формирования действий контроля, коррекции и оценки совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие  алгоритм действия.
На уроках русского языка перед учащимися раскрывается богатство языка, прививается уважение и любовь к родному языку, потребность в его изучении, т.е. формируются личностные универсальные учебные действия.
Таким образом, реализация образовательных стандартов нового поколения на уроках русского языка направлена на формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных учебных действий младших школьников.






Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151с.
Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст]/ Л.Г. Петерсон. – М.: УМЦ «Школа 2000», 2009. -40с.
Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С. 151-155.
Саломатина, Н.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФОГС начального общего образования [Текст] / Н.С. Саломатина //Начальная школа. – 2010. - №1.- С.11- 17.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

15