Формирование универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС НОО.


Андрианова Людмила Валентиновна,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «СОШ №5»
г.Северодвинска Архангельской области
Формирование универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС НОО.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения
в готовом виде, можно и притупить его природные
творческие способности – «разучить» думать самостоятельно.                                                            А. Дистервег
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать и уметь, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Начальное образование сегодня - это фундамент для становления учебной деятельности ребёнка. Именно начальный уровень школьного обучения должен обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то же время задачей основного общего образования является развитие и усовершенствование тех универсальных учебных действий, которые будут заложены в начальной школе.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, что является объектом особого внимания педагогов школы.
Главная цель педагогической деятельности учителей начальных классов МБОУ «СОШ №5» – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителя начальных классов школы понимают важность и необходимость развития у младшего школьника готовности и способности к саморазвитию, т.е. формирования универсальных учебных действий.
Одним из эффективных методов формирования УУД в урочной и во внеурочной деятельности является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы обучающихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в начальной школе.
Работа в группах начинается с выработки основных правил. А это:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие;
корректная критика в адрес ответов других членов группы и т.п.
В процессе определения правил работы в группе у обучающихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.
Также учителя активно используют познавательные нестандартные задачи, позволяющие обучающимся не только использовать собственный жизненный опыт, но и применить знания в области решения заданий олимпиадного типа.
Использование межпредметных связей, организация учебной деятельности с применением проектных и исследовательских методов позволяет педагогам начальных классов использовать зону ближайшего развития обучающихся для интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что четкого деления по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако возможен определенный приоритет. В одних темах уделяется внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
С первой минуты урока обучающиеся включаются в организацию своей учебной деятельности при формировании регулятивных УУД. К ним относятся:
• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее обучающиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока, самостоятельно делают выводы, сравнивая его с выводом авторов учебника (чтение вывода в учебнике).
На каждом этапе урока развиваются УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса);
-регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта);
-познавательные (наблюдение и подведение итогов, работали с учебником);
- коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи других).
Важно отметить формирование такого универсального учебного действия как рефлексия на каждом учебном занятии. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности и дает возможность самоанализа и коррекции собственной работы.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая в соответствии с Программой формирования УУД и Планом внеурочной деятельности обучающихся. Для ее организации педагогами школы используются различные формы и виды внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, работа в школьном научном обществе «Мыслитель», олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, социальные проекты и акции.
В своей работе учителя начальных классов активно используют проектную технологию, деятельность в рамках которой служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе и способствует развитию познавательного интереса обучающихся.
Подготовка проектных и исследовательских работ и представление результатов на конференциях различного уровня говорит о развитии особого, научного типа мышления у младшего школьника, позволяющего активизировать познавательную самостоятельность обучающегося, формировать навыки обобщения полученных данных, культуру публичного выступления.
Именно внеурочная деятельность позволяет формировать такие личностные УУД как положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;  осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья, что особенно важно для личности гармонично развитого современного школьника, качества которой отражены в Портрете выпускника начальной школы. Это человек:
любознательный, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться;
любящий родной край и свою страну;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Несомненно, большая ответственность в вопросе формирования УУД возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Поэтому важно соблюдать преемственность между начальным общим образованием и основным общим образованием и осуществлять интеграцию урочной и внеурочной деятельности для эффективного формирования универсальных учебных действий, способствующих дальнейшему развитию личности.
Список литературы:
Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе/ А.С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991. – 300с.
Кирилова И.Ю. Использование инновационных технологий обучения для формирования положительной учебной мотивации/ И.Ю. Кирилова. – Эффективные пути совершенствования образовательного процесса: Сб./ под редакцией Н.С. Сердюковой. – Белгород: ООО ИПЦ «Политерра», 2007. -361с.
Лихачев Д.С. О культуре общения//Преподавание истории в школе. -2005.- №5. – с.4-7.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
Портрет выпускника начальной школы // http://gigabaza.ru/doc/121277.htmlПисьмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190700/
Приказ № 507 от 18.05.2015 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»// http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_15/m507.html