Методический материал Советы логопеда

логопед
Харина Наталья Александровна
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальный сайт:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Харина-Наталья-Александровна1 /

График работы:
Понедельник 15.00 – 17.00
Вторник 14.00 – 17.00
Консультации для педагогов во вторник 14.00 – 15.00
Четверг 15.00 – 17.00
Пятница 14.00 – 17.00
Консультации для родителей в пятницу 14.00 – 15.00





"Перепутанные линии"
Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача малыша - проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее 4. 4.Развиваем речь и слух
"Назови слово"
Придумывайте слова на определенные буквы ("А, "К", "Т", "З" и т.д.) Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.
"Поймай звук”
"Придумай новое слово”
"ДЫМ-ДОМ", "КОТ-КИТ", "РУКИ-РАКИ", "СТАЛ-СПАЛ".
"Подбери слово"
Попросите малыша подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: "Какой?", "Какая?", "Какое?".
Яблоко (какое?) - спелое, сочное, румяное, зеленое и т.д.
"Один - много”
"Придумай предложение”
используя следующие слова и словосочетания: "холодное лето", "колючий куст", "смешной котенок", "веселая поездка", "длинный поезд".
"Закончи фразу"
Начните предложение, не договаривая слово, пусть малыш угадае тконец.
В саду растут ли
Щенок грызет ко...
В корзине много гри...
5. Ориентировка в пространстве
"Найди точку"
Попросите млыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой - до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.
"Возьми предмет"
Из разложенных перед ребенком игрушек он дожен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.


"Накрой ладошкой"
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например, яблоко, а левой - машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.

"Выложи узор”

"Графические диктанты”





Государственное образовательное учреждение
Южного окружного управления образования
Департамента образования
детский сад №1781



МБДОУ «ДС № 16 «БРИГАНТИНА»
Г. Трёхгорный








Готовимся к школе


"Накрой ладошкой"
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например, яблоко, а левой - машинку. Пусть ребенок скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.
"Выложи узор”

"Графические диктанты”





4 ступени становления процесса чтения.
1 ступень овладение звуко-буквенным обозначением
Это чтение побуквенное.
Основная трудность на этом этапе состоит в том, чтобы правильно опознать графический знак (букву), чтобы верно этот знак перекодировать в фонетическую систему языка (звук).
Полезны такие виды упражнений:










2 ступень послоговое чтение
Ребенок делит слово на слоги. В русском языке поморфемное письмо, в чтении послоговое чтение. Дети читают складом, что удобно по артикуляции, а не слогами.
Затруднения вызывают соединения согласных с гласными я,ё,ю,и,е «муки слияния». На этом этапе полезно использовать чтение различных таблиц с аппозиционными слогами ма - мя, му - мю.






3 ступень становление синтетических приемов чтения (смешанный способ)
Это смешанный способ чтения, т.е. слова , которые часто встречаются в речевом опыте ребенка независимо от их длины прочитываются ребенком целиком, глобально. Слова, которых нет в речевом опыте и их зрительный абрис ребенку не знаком прочитывается по слогам (частям). Длина слова не влияет на процесс прочтения.
На этой ступени появляется характерная ошибка - угадывающее чтение, что является следствием не сформированности особого вида мыслительных операций - прогностических. Формирование умения прогнозировать основано на умении осуществлять прогностическую деятельность вообще.




4 ступень синтетическое чтение
Беглое чтение. Когда ребенок не испытывает трудности при прочтении слов любой сложности. Но при прочтении малознакомых слов непонятных слов у чтеца будет наблюдаться скрытое артикулирование и регрессивное движение глаз.










Навык чтения включает в себя:
техническую сторону - скорость, способ чтения, его правильность;
смысловую сторону - выразительность чтения и понимание прочитанного





Причины,вызывающие трудности в овладении чтением:
нарушения артикуляции; малое поле зрения;
низкий уровень развития внимания и памяти;
недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
нарушения пространственных представлений.

Упражнения для развития навыка чтения
Тренируем артикуляцию
артикуляционная гимнастика,
чтение чистоговорок
Ры-ры-ры- мы спускаемся с горы.
скороговороки
Красной краскою Егор красит крышу и забор.
Расширяем поле зрения
"Что вокруг?"
Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите, глядя на нее, назвать видимые справа и слева от ребенка предметы.
"Цифровая таблица" (размер 15*15)
Положите таблицу перед глазами ребенка, попросите зафиксировать взгляд на квадратике в центре. Пусть малыш, не переводя взгляд, назовет все цифры, которые он видит. Начинать тренировку можно с близких к центру цифр, постепенно расширяя поле зрения.
3. Развиваем внимание и память
"Запомни, нарисуй”
В течение 2 секунд покажите ребенку карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, "РПНТ", "СТЛШГ", "ДОМ" и т.д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.
"Слушай внимательно”
Скажите ребенку, что вы дадите ему задачку, а результат он должен записать только тогда, когда последует команда: "Пиши!" Пример задания: "У меня есть два числа - 2 и 3. Сложи первое и второе. Из того, что получится, отними 1. Пиши!" Меняйте варианты задания, усложняя количество действий.