Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных


Разработка открытого урока по русскому языку
Учитель Исаева Ольга Юрьевна
Класс 6
Количество учащихся в классе 14
Количество учащихся на уроке 14Дата проведения урока 02.02.2016Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных
Тип урока Изучение нового материала
Форма урока Урок-открытие
Цели урока:
Предметная:
- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
Метапредметная:
- умение  определять понятия, создавать обобщения;
- умение строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;
- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностная:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.
Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения
Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.
Опорные понятия: орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.
Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, , бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – экран, ноутбук.
Ход урока
Организационный момент
1. Приветствие учителя.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! 
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.
2. Запись числа учащимися в тетрадях.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений
Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.
1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
2) Имена прилагательные изменяются по…
3) Прилагательные по значению делятся на разряды …
4) Основные способы образования имен прилагательных…
Д.: Приставочный, суффиксальный, сложение.
- Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.
ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)
ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)
- Итак, каким способом образованы все эти слова?
Д.: Суффиксальным.
- От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
- От существительных.
- Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?
Д.: Есть Н-НН.
- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
- Какова цель нашего исследования?
Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
III. Объяснение нового материала (Построение проекта выхода из затруднения).
1. Формулировка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.
- Посмотрите ещё раз на слова. Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?
Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.
Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

- А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.
- Как можно назвать эту группу слов?
Д.: Исключения
2. Знакомство с таблицей
У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.
- Сделайте вывод.
Д.: В них пишется Н.
- Почему в этих словах пишется Н?
Д.: Н входит в корень.
IV. Первичное закрепление.
1) Анализ примеров из упражнения 321 учебника (выписать в две колонки прилагательные с одной и двумя буквами Н) – у доски и в тетрадях.
V. Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону).
2) Работа с индивидуальными карточками-перфокартами
(Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.
Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
3. Работа по рядам
Задание на доске: образуйте от данных существительных прилагательные, выделяя суффиксы: 
 1ряд: сон, мужество, глубина;
 2ряд: шерсть, закон, листва;
 3 ряд: солома, туман, олово
4. Работа с бланками «Цветной» диктант» – работа в парах.
- Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
Ледяная фигура
Былинный герой
Деревянный дом
Ржаной хлеб
Румяное лицо
Авиационный перелёт
Мужественный человек
Кожаная куртка
- Самопроверка «цветного» диктанта
- Посмотрите на экран. Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».
5. Решение теста.
1.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с нна) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;
б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;
в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.
2.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с н
а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;
б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;
в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.
3.Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс – енна) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;
б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;
в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.
VII. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.
- Поставьте себе оценку за проделанную работу на уроке.-Что запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?-Какие слова-исключения можете назвать?-Какой вывод можно сделать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?
1) Рефлексия деятельности
Я сегодня себя могу похвалить за …
Мне необходимо поработать над …
2) Домашнее задание: выучить правило на стр. 127, выполнить упр. 324.
3) Релаксация (прослушивание музыки с закрытыми глазами).-Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Дышите ровно и спокойно... Вы находитесь на берегу моря... Представьте себе комочек теплого золотого света, который передвигается по вашему телу от кончиков пальцев ног до самой макушки, снимая по пути напряжение и зажатость ваших мышц. Ваше тело постепенно наполняется золотым теплом. Вы должны настроиться на то, что золотой свет, который заполняет голову и успокаивает сознание, уносит все плохие мысли, оставляя за собой ощущение спокойствия, тепла и расслабленности. Вам хорошо и уютно ....Медленно открываем глаза, возвращаемся в рабочее состояние.- Какое настроение вызывала у вас релаксация? (Грусть, тоска по лету). У кого сейчас такое настроение?- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали шум моря и музыку? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.