Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
выполнила учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Мельникова Наталья Михайловна
МБОУ СОШ №1, г. Белая Калитва
Методические рекомендации предназначены учителям, работающим в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., организаторам внеурочной деятельности, родителям, помогающим детям в реализации проектной деятельности. В пособии рассмотрены приемы и методы проектной деятельности, позволяющие развивать творческую самостоятельность обучающихся, формировать универсальные учебные действия. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Метод проектов приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации.
Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Осуществление метода проектов может происходить в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.
На первом этапе постановки проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукта деятельности На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.
На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.
На четвертом этапе подготовка к презентации решаются речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.
Этапы проектной деятельности младших школьников:
Этап Действия учителя Действия ученика
Мотивационный заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой обсуждают, предлагают собственные идеи
Планирующий или подготовительный Организует деятельность по определению темы и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности Осуществляют: разбивку на группы и распределение ролей; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
Информационно-операционный наблюдает, координирует, поддерживает собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект
Рефлексивно-оценочный выступает участником коллективной оценочной деятельности представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку
Основные условия применения метода проектов
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
- структурирование этапов выполнения проекта;
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Неотъемлемой частью жизни любого школьника является вовлечение родителей в процесс обучения. В связи с этим возникает вопрос: «А чем могут помочь родители своему ребенку на каждом этапе реализации проекта?»
Этап проекта Возможные действия родителейВыдвижение первоначальных идей и выбор лучшей- помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
- записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Выбор и формулировка темы проектной работы помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идет формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определения сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами прикинуть с ребенком выходы по каждой задаче, разбит объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнитель проекта составляет программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе - изучении необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить его или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы может понадобиться вмешательство взрослых, если замечены случаи несправедливого распределения обязанностей. Дети часто нуждаются в раскрытии функций и содержания той или иной обязанности.
Подготовка выводов по результатам проекта может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Готовится отчет по результатам выполнения проекта и их публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта. Участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту - ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь» проекта.
Проект
«Планеты»
Актуальность проекта
В широком значении термин универсальные учебные действия, а именно коммуникативные универсальные учебные действия, означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Современная школа предстает перед нами частицей жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе.
Я работаю по программе «Перспективная начальная школа» . На протяжении всего обучения, начиная с первого класса, на уроках литературного чтения и окружающего мира идет непрерывное общение – развитие коммуникативных навыков. Наиболее эффективным реализация идеи развития коммуникации мне представляется через проектную деятельность. Метод проектов, как нельзя, кстати, дает возможность учащимся сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Именно эта деятельность поможет каждому ученику проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания по данной теме, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Содержание проекта
Цель проекта.
Собрать материалы о планетах звездной системы, изучить их, представить модель жизни на разных планетах, исходя из условий этой планеты, представить публично свой результат.
Задачи проекта.
Учебный аспект:
Научить детей использовать имеющиеся знания в новых условиях. Полноценно осуществлять межпредметные связи на уроках окружающего мира, технологии и литературного чтения.
Развивающий аспект:
Развитие способностей: творческих на основе творения инопланетян; осуществлять продуктивные речевые действия; планирование высказывания; импровизация и воображение; целеустремленная работа, самостоятельный труд; становление добрых отношений в группах; умение работать сообща.
Воспитательный аспект:
- воспитание уважительного отношения к источникам знаний (книга, энциклопедия, словарь и т.д.);
- воспитание гордости за достижения и успехи отечественной культуры;
- воспитание интереса к предмету окружающий мир, литературное чтение и технологии.
Гипотеза.
Я предполагаю, что благодаря моему проекту, учащиеся познакомятся:
- с характеристиками условий на планетах Солнечной системы;
- последовательностью планет системы;
- научатся моделировать ситуации выживания на других планетах..Класс: 2 «Перспективная начальная школа»
Тема: «Планеты»
Цель урока:
Образовательные:  1. Закрепить знания об объектах солнечной системы.2. Учить детей работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.
Развивающие: 1. Развивать коммуникативные умения учащихся.2. Развивать творческие способности.
Воспитательные: 1. Повышать интерес к учебному процессу.2. Воспитывать ответственность за порученное дело.
Ход урока:Организационный момент:Проверка домашнего задания: Проектная деятельность:
№п\пЭтап проекта Описание действий Задачи
1 этапПогружение в проектУчитель: - Все вы любите играть в игры, с появлением разных гаджетов, у вас игры стали более разнообразными: можно отправиться в прошлое, а можно и в далекое будущее. От звездного десанта пришло письмо-обращение к школьником планеты Земля. В нём говорится, что космические захватчики пленили инопланетный звездолет, на котором находились представители разных планет. Пленников освободили, но они ничего не помнят о себе и своей планете. Чтобы отправить освобождённых на их родную планету, нужны сведения о планетах и о том, как предположительно должны выглядеть её жители. Вы согласны помочь освобождённым пленникам? Мы придумаем игру «Помоги жителям разных планет отправиться домой». 1. Вспомнить отличительные черты каждой планеты солнечной системы.2. Составить таблицу, используя соответствующие знания.3. Приготовиться к выступлению.
2 этапОрганизация деятельностиУчитель распределяет учеников на группы.Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты.
№ Название планеты Отличительные черты планеты
     
После заполнения таблицы, приготовиться к выступлению.
В каждой группе дети распределяют роли сами: кто рисует, кто записывает, кто выступает.
3 этапОсуществление деятельностиУчащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. Добывают недостающие знания из учебника и приготовленной дополнительной литературы. Подготавливаются к выступлению. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, выступают по своей теме. Каждая группа вывешивает свою таблицу со сведениями о планетах на одной стороне доски, а картинку с жителем планеты и его названием с другой стороны. (Таблица 1) 1.Учиться коммуникативной деятельности.
2.Пользоваться различными источниками
4 этапПродукт проектной деятельностиПродуктом в данной работе является коллективная игра.Правила игры: «Мы летим на космическом корабле в космическом пространстве. В одном из сражений с космическими захватчиками, мы освободили пленных жителей разных планет. Жителей нужно отправить домой на их планеты. Определите по внешнему виду, на какой планете живет данное существо.Учащиеся с увлечением рассматривают картинки собственного производства. По отличительным чертам каждого жителя дети определяют, на какую планету его отправить.

Таблица 1
№ по удаленности от Солнца Название планеты Отличительные черты данной планеты Какими отличительными чертами должны обладать жители?
1. Меркурий Первая планета от солнца. Самая горячая. (до +340) обитатели живут в пузыре из воды.
2. Венера Нет облаков.
Нет воздуха. Жители очень похожи на богинь , у жителей нет носа. Не дышат. Или в специальном скафандре.
3. Земля Есть воздух. Много воды. Человек.
4. Марс Красная планета. Марс-бог войны. Жители красного цвета. Возможны мечи.
5. Юпитер Самая крупная планета. Жители очень крупные. Имеют специальные приборы для перемещения.
6. Сатурн Кольца. Спутники планеты. Жители имеют кольца, как знаки отличия семей.
7. Уран Нет твердой поверхности. Жители летают.
8. Нептун Самая удаленная от солнца, значит самая темная. На теле жителей фонарики.
9. Плутон Оказался не планетой Итог урока:Какие знания и умения вам пригодились на сегодняшнем уроке?Дети, конечно, ответят вам, что им пригодились знания об объектах солнечной системы. Расскажут, что пригодилось умение работать самостоятельно, слушать друг друга, умение работать с таблицей и т.д.На меленьком листе бумаги дети рисуют смайлик, который отображает настроение и оценку своей деятельности.
-Я самостоятельно справился с заданием.
-Я выполнил задание с незначительными ошибками.

-Я не справился с заданием.


Примеры продукта детской деятельности в ходе проектов по литературному чтению:
Проект «В мире русских народных пословиц»



Проект «Я и театр»






Приложение
Общие правила для педагогов-организаторов проектной деятельности:
- обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению, учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде;
- старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию;
- помогите детям управлять процессом собственного исследования;
- уровень изучаемых проблем, стратегии и механизмы реализации проекта, формы представления итоговых результатов и степень поддержки проектного коллектива учителем должны соответствовать реальным возможностям детей. Начиная знакомить первоклассников с проектной деятельностью, необходимо соблюдать осторожность, учитывая уровень их готовности к самостоятельной работе, сотрудничеству, к анализу и рефлексии, принимать во внимание психофизиологические особенности детей этого возраста. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем;
- проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее);
- на этапе формирования проектного коллектива нужно грамотно распределить функции между участниками проекта, тем самым обезопасив ключевые направления проекта;
- погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся;
- в ходе проектирования самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».
- планируя проектную работу, учителю необходимо учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности;
- относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов;
- наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся;
При выполнении проекта учащимися, безусловно, возрастает нагрузка на учителя:
- т.к. учащиеся не могут еще работать с литературой, очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы, в первом классе поиск свести к минимуму - найти ответ в одном источнике;
- рабочий шум может перерасти в общение в конфликт;
-могут возникнуть психологические коммуникативные проблемы между детьми.
Правила для учащихся при работе в группах
- Каждый имеет право выбора места, партнёра, задания;
- каждый имеет право высказаться;
- каждый должен понятно выражать свою мысль (сначала про себя, потом вслух) – это дисциплинирует мысль;
- каждый должен уметь слушать: не перебивать говорящего, уметь задать вопрос на понимание: «Я правильно понял, что…?», правильно адресуя его;
- заявлять о желании высказаться при помощи поднятой руки или установленного в группе жеста;
- любая точка зрения имеет право быть высказанной и услышанной;
- каждый должен доказывать свою точку зрения, позицию по проблеме;
- необходимо согласовывать мнения и принимать единую точку зрения, в случае невозможности этого, иметь право на индивидуальность вкуса;
- не отвергать сразу не понятую мысль, а обдумывать услышанное (задать вопрос на понимание);- каждый должен при оценивании другого обязательно оценивать и себя;
- каждый должен соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия, умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за критику и т.п.);
- каждый должен понимать то, что любой человек имеет право на ошибку;
- стараться увидеть состояние партнера.
Памятка учителю
«Как сформировать универсальные учебные действия?»
Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, обучает навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной коммуникативной ситуации.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное – уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
Учитель организует конструктивную совместную деятельность.