Статья на тему: Развитие речи учащихся-основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.


Развитие речи учащихся-основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий
у младших школьников.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в начальную школу особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Современный младший школьник получает большое количество информации из самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания, но и умение обладать грамотной устной и письменной речью для общения и жизни в обществе. Следовательно, начинать формировать коммуникативные учебные действия у младших школьников следует, развивая связную речь детей. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и диалогическими формами нормами родного языка – это те задачи, которые необходимо решать в системе работы с младшими школьниками.
Свою работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий я выстраиваю в строгой системе, используя разнообразные виды письменных работ с младшими школьниками. Предпочтение отдаю творческому списыванию, творческому диктанту, свободному диктанту, творческому изложению, творческому сочинению.
Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание, прежде всего, должно быть осознанным. Осознанным оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказывать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Творческое списывание обычно усложняю заданиями, связанными с развитием речи. В ходе работы над текстом предлагаю детям подобрать пропущенные слова, провести орфографический разбор, затем списать текст. Например: Наступила... зима. Выпал... снег. Он покрыл... землю, деревья, крыши домов (и т.д.).
Творческий диктант провожу на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Творческий диктант с введением в него требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. При творческом диктанте учащиеся текст воспринимают на слух, после чего, тут же, чтобы не отстать от класса, дети подбирают нужное слово для вставки. Например: Была (холодная, морозная) зима. Оля бежала по (зелёному, пёстрому) лугу. Вдруг в (высокой, сочной) траве она увидела (маленьких, слабых) зайчат, (и т.д.) (Слова в скобках - дети подбирают сами).
Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность и связь. Для свободного диктанта необходим сюжетный текст.
Как известно, урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение.
Выборочные изложения являются, на мой взгляд, связующим звеном между изложением и сочинением. Используемые в системе других видов работ по развитию речи, выборочные изложения, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объём и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.
Одной из важнейших задач являются следующие задачи:
- пробудить у детей желание написать увиденное, услышанное, прочитанное;
- научить без боязни делиться своими переживаниями и чувствами;
- развивать желание описывать красоту окружающей природы, красоту человека;
- приобщать детей к миру прекрасного.Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нём нашли отражения его чувства, мысли, восприятие им описанного. И чем раньше начинается эта работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников в общем, развитии. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Подготовка к написанию сочинения начинается задолго до этого. В специальную тетрадь по развитию речи учащиеся выписывают отрывки из стихов, работают с текстами на тему сочинения.
При обучении написанию сочинения особое внимание уделяю подготовительной работе, которая включает в себя следующие этапы:
1. Создание речевой ситуации.
Цель - создание мотива, обеспечение эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдения, обсуждение задач и условий ситуации;
2. Предварительная подготовка.
Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию средств.
3. Написание сочинения.
Как показали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству.
Кратко охарактеризую особенности уроков развития речи. Специфика речевых уроков заложена уже в самом его названии: приоритет здесь отдаётся развитию языковой личности. Кроме того, она проявляется в целях, содержании, типологии уроков, а также в методах и приёмах обучения. Специфика урока развития речи заложена уже в самом его названии: приоритет здесь отдаётся развитию языковой личности. Кроме того, она проявляется в целях, содержании, типологии уроков, а также в методах и приёмах обучения.
Основные цели урока развития речи:
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
Структура урока развития речи диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Это уроки, включающие работу над деформированным текстом, нацеленные на формирование у детей общего понятия о тексте, умения озаглавливать текст и определять его тему. Это и работа над распространением простых предложений, использование синонимов в связной речи, введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность и т.д.
Благодаря такой систематической работе, у выпускников начальной школы формируются коммуникативные учебные действия, что обеспечивает готовность учащихся к успешной жизни в современном обществе, а это, в свою очередь, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.