Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)


Урок русского языка в 5 классе. Учитель Насонова Е.Ю.
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления.
2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – изучения категории одушевленности/неодушевленности имен существительных
3.Стимулировать творческую активность детей, развивать умения и навыки в решении проблемных задач, а также поисковой деятельности с использованием компьютерных средств.
Оборудование:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) по данной теме:
Инновационные учебные материалы: «Русский язык. 5-7 класс». Мультимедиа урок «Имя существительное».
Набор цифровых ресурсов к учебникам: Учебники «Русский язык. Теория», 5класс, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Самостоятельные части речи. Имя существительное. Коллекция интерактивных загадок к теме «Имя существительное».
Компьютерная презентация, выполненная учителем.
Учебник Русский язык. 5 класс. Авторы: Быстрова Е.А., Москва, Русское слово, 2014.
Время реализации: 45 минут.
Медиапродукт
Среда: программа для создания презентаций и работы с интерактивной доской Elit Panaboard book.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Структура презентации
№ п/пСтруктурные элементы Временная реализация № слайда
1 Мотивация 3 минута №2 - 4
2 Актуализация знаний 3 минуты №5 - 6
3 Выявление места и причины затруднений 3 минута №7
4 Построение проекта выхода из затруднения 3минуты №8
5 Реализация построенного проекта 9минут 6 Первичное закрепление 7 минут №8
7 Самостоятельная работа с самопроверкой 5 минут №9
8 Повторение 7 №10
9 Рефлексия 5 №11
Схема взаимосвязи кадров презентации:
11
10
1
3
5
7
9
8 000
6
4
2

 
Содержание слайдов:
№1 - титульный лист
№2-4 – задание «Отгадайте загадку»
№5 – тема урока (затенение)
№6 - определение затруднения по теме урока
№7 – исследовательская задача, противоречие (затенение)
№8 – цель проекта
№9 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (затенение)
№10 – игра «Собери слова»
№11- подведение итогов урока, домашнее задание
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
повышение мотивации к обучению;
недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях;
повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем учебного материала и показа демонстрационных фрагментов;
развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Технологии и методы: информационные, проблемный, частично-поисковый
Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД ИКТ
1 Мотивация к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности Задание «Отгадайте загадку» (Коллекция интерактивных загадок)
Определить, одушевленный или неодушевленный предмет загадан.
взаимодействие с учителем Л,П,К,Р
2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель:
подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии 1.Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
2. Что помогло определить, одушевленное существительное или нет?
(Как известно, одушевленные существительные – это те, которые называют живые предметы (людей, животных), а неодушевленные – все остальные. Определить, одушевленное существительное или нет, можно по вопросу: кто? – одушевленное; что?- неодушевленное)3. Определите одушевленное или неодушевленное существительное «дуб», «кукла». Объясните выбор.
Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, формулируют тему и цели П,К,Л

3 Выявление места и причины затруднений.
Цель: организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. 1.Составим текст исследовательской задачи.
2.Выявление противоречия.
1. «Как известно, одушевленные существительные – это те, которые называют живые предметы (людей, животных), а неодушевленные – все остальные. Определить, одушевленное существительное или нет, можно по вопросу: кто? – волк, одушевленное; что?- дом, неодушевленное. Но почему дуб – что? а кукла – кто?»
2. «Противоречие между знанием того, что «кукла» с точки зрения биологии – неживой предмет, и незнанием грамматических свойств одушевленных/неодушевленных существительных». П,К

4 Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации 1. Какие цели определяют нашу дальнейшую деятельность? Определяют цели.
«Определить грамматические свойства одушевленных, неодушевленных существительных»
Определяют тему, план, способы, средства, сроки
П,Р,К
5 Реализация построенного проекта.
Цель:
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач такого типа 1.Организует деловое общение в группе, наблюдает за работой в группах ( Ясна ли цель? На каком этапе находитесь? Достаточно ли времени для работы? Каков результат? Оцените полученный результат).1.Работа в группах.
Выдвижение гипотез:
Если…
Информационный поиск (работа со статьей учебника).
Результат: «существительное «кукла» относится к одушевленным, так как….»
П,Р,К 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действия при решении типовых задач 1.Спикеры групп представьте результатов работы в группах.
Выслушивает ответы.
2. Подведем итоги работы групп. 1.Представляют результаты работы в группе.
Обсуждение.
2.Определяют способ проверки одушевленности/неодушевленности имен существительных.
П,К,Р
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: применение нового знания в типовых заданиях Учитель просит самостоятельно выполнить упражнение Самостоятельно выполняют упражнение с самопроверкой (на слайде) П,К,Р
8 Включение в систему знаний и повторение
Цель:
повторение и закрепление ранее изученногоП,К,Р
9 Рефлексия учебных действий на уроке.
Цель:
самооценка обучающимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия 1.Учитель предлагает составить синквейн.
2. Подводит итоги урока: «Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?»
3. Дает дифференцированное домашнее задание.
4.Выставляет оценки за урок. Составляют синквейн.
Выставляют оценки за урок.
Подводят итоги урока.
Выбирают домашнее задание. Л,П,К,Р