Презентация по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные


Урок русского языка в 5 классеМуравская Н.А. Всему название дано-И зверю и предмету.Вещей вокруг полным- полно,А безымянных нету.И всё, что может видеть глаз,-Над нами и под нами,И всё что в памяти у нас,-Означено словами. На каком этаже живёт имя существительное? Что изучает морфология? – это часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?  - относится к одному из трёх родов: женский - весна, земля, вода, стая (- а, я -)мужской - дуб, брат, цвет, предмет(- без окончания)средний - кино, пальто, окно, море ( - о – или –е-)Изменяется по падежам Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чем? и числамЕдинственное мяч марка Множественное листья люди К 1 склонению относятся имена существительные женский род ваза мужской род юношаКо 2 склонению относятся имена существительные мужской род день средний род небо, мореК 3 склонению относятся имена существительные женский род ночь, любовьВ предложении чаще всего является подлежащим или дополнением. -а, -я , -о, - е ь ОДУШЕВЛЕННЫЕ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ Кто? Что?папа дубтётя стволдядя дуплопёс ДнепрВаля гриб Одушевленные и неодушевленные имена существительные И.п. (кто?) друзья (что?) деревьяР.п. (кого?)друзей (чего?) деревьевД.п. (кому?)друзьям (чему?) деревьямВ.п. (кого?)друзей (что?) деревьяТ.п. (кем?) друзьями (чем?) деревьямиП.п. (о ком?) о друзьях (о чем?)о деревьях Одушевленные (мн. ч.) Неодушевленные (мн. ч.) В.п. = Р.п. В.п.=И.п. Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре. К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун. Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные? Вижу орла – вижу Орёл Позвать дворника – включить дворники Имя существительное Имя существительное Задание №1Замените первую букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос КТО? Что?КОЛКАПЛЯДВЕРЬМАКДОМ Кто?ВОЛЦАПЛЯЗВЕРЬРАКСОМ ШУТКАУДОЧКАЛЕНЬБОЧКА УТКАДОЧКАТЮЛЕНЬБАБОЧКА Задание №2.Уберите или вставьте в слова буквы, чтобы получились одушевлённые существительные. р л о а з н д ы а шм в и у ш х а н яс о ш и с н ш а к а «Кто внимательней?» Найдите имена существительные в заколдованных словах. Имя существительное р л о а з н д ы а ш роза ландыш Имя существительное м в и у ш х а н я муха вишня сосна шишка Имя существительное Этого праздника люди ждали четыреста восемнадцать дней. Столько дней продолжалась битва с фашистами – Великая Отечественная война.За этот праздник мы благодарим солдат, матросов, сержантов, лейтенантов, капитанов, майоров, полковников, генералов, адмиралов, маршалов.Они сражались храбро и уничтожили врага.Найдите в тексте имена существительные, запишите их в две колонки по категории одушевлённости и неодушевленности в начальной форме. Имя существительное Одушевленные Неодушевленные солдатматроссержантлейтенанткапитанмайор полковникгенераладмиралмаршалвраг праздникденьбитвавойна 1 2 3 4 5 1 в б г в а Пастух;подлежащее 1 2 3 4 5 2 в а в б г Фигуристами;дополнение 1. Цель? Достигли?2. Что узнали и запомнили?3. Чему научились?4. Что понравилось?5. Чему удивились?6. Что не понравилось?7.Кто считает, что может работать лучше?