Поурочное планирование по математике для 4 класса по Школе России( 5 часов в неделю)

1. Пояснительная записка. Цели и задачи учебного предмета.
            Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познанияспособствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний,связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
3. Описание места учебного предмета в курсе
На изучение математики в четвёртом классе начальной школы отводится по 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 170 часов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Требования ФГОС
Планируемые результаты универсальных учебных действий по математике.
Раздел программы
Программное содержание
Характеристика УУД  учащихся

Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Личностные
Формирование социальной роли ученика, положительное отношение к учению.
Регулятивные
Понимать и удерживать учебную задачу           Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
3.Познавательные
называть последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как  образуется  каждая  следующая  счетная  единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
читать,   записывать   и  сравнивать  числа  в   пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
4.Коммуникативные
Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе.Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Арифметические действия
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 24 действия. Письменные приемы вычислений.
Личностные
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
-Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
 понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
названия   и   обозначения   арифметических  действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь   между  компонентами   и   результатом   каждого действия;
основные свойства арифметических действий  (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
4.Коммуникативные
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Использовать речь для регуляции своего действия.

Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Личностные
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей
Регулятивные
Планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение.
3.Познавательные 
находить  длину  отрезка,  ломаной,   периметр  многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить  площадь  прямоугольника  (квадрата),   зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять   арифметические  действия   с   величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значении величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
4.Коммуникативные
Использовать речь для регуляции своего действия при работе в паре, контролировать действия партнёра.

Геометрические фигуры

Личностные
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Выражать свою точку зрения.
2.Регулятивные
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Познавательные
Виды углов: прямой, острый, тупой;
виды треугольников:  прямоугольный,  остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
4.Коммуникативные
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Тематический план базового курса «Математика» в 4 классе

Раздел
Кол-во
часов
Основное содержание
Вид
контроля
Требования к уровню подготовки
обучающихся

1
Числа от 1 до 1000
18
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 24 действия. Письменные приемы вычислений.

Текущий.
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа.
Арифметический
диктант.
Входная контрольная
работа.
Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Уметь пользоваться изученной математической терминологией. Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.

2
Нумерация
15
Новая счетная единица тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Текущий.
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа.
Арифметический
диктант.
Тесты.
Контрольная работа.
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Уметь представлять
многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Уметь выполнять устно арифметические
действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

3
Величины
22
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними.
Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Текущий.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа.

Арифметический
диктант.

Тесты.
Контрольная работа.
Знать таблицу единиц площади. Знать прием измерения площади фигуры с помощью палетки. Знать таблицу единиц массы, единицы времени. Уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом. Уметь использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах).

4
Сложение и вычитание
16
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Текущий.

Арифметический
диктант.

Контрольная
работа.
Фронтальный
опрос.
Знать правило нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, приемы нахождения суммы нескольких слагаемых. Знать прием сложения и вычитания величин. Уметь выполнять письменные вычисления, вычисления с 0, пользоваться изученной терминологией, проверять правильность выполненных вычислений. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом. Уметь выражать величины в разных единицах.

5
Умножение и деление
93
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6-х = 429 + 120, х-18=270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное
число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Текущий.

Арифметический
диктант (4)

Тест (6)

Тематический.

Самостоятельная
работа (4)

Контрольная
работа (7)

Фронтальный
опрос.
Знать приемы письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями. Звать правило нахождения неизвестного множителя. Знать конкретный смысл деления. Знать правила нахождения неизвестного делимого, неизвестного делителя. Знать понятие «среднее арифметическое». Знать понятие «скорость», единицы скорости. Знать способ построения треугольника с помощью угольника.
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них). Уметь делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений.
Уметь выполнять письменные вычисления, находить среднее арифметическое.
Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку
Уметь выполнять построение треугольника с помощью циркуля и линейки, вычислять периметр многоугольника


6
Систематизация и обобщение всего изученного
8


Арифметический
диктант

Тематический.


Контрольная
работа 2

Фронтальный
опрос
- вычисление значений числовых выражений в 2 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
- решение различных текстовых задач в 2-4 действия;
- выполнение заданий на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; - разбиение фигуры на заданные части; - составление заданной фигуры из 23 ее частей; - построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.






Тема урока
Всего часов

Тип урока

Вид контроля

Средства наглядности

Домашнее
задание
Дата проведения








План
Факт


Числа от 1 до 1000 (18 часов)


1
Нумерация. Счет предметов. Разряды
1
Комбинированный
Текущий

С.5 №7,8



2
Числовые выражения. Порядок выполнения действий
1
Комбинированный
Фронтальный
опрос

С. 6, № 11,13, повторить таблицу умножения



3
Сложение и вычитание
1
Комбинированный
Арифметический
диктант

С. 7, № 18,20



4
Нахождение суммы нескольких
слагаемых
1
Комбинированный
Текущий. Самостоятельная работа

С. 8, № 24.22



5
Вычитание трехзначных чисел
1
Комбинированный
Текущий.
Фронтальный опрос

№ 27, 32



6
Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное
1
Комбинированный
Текущий.
Фронтальный опрос

С.10,
№ 36, 39



7
Письменное умножение трехзначных чисел на однозначные
1
Комбинированный
Самостоятельная работа (15 мин)

С.11 № 48, 49



8
Письменное деление на
однозначное число
1
Комбинированный
Тематический.
Арифметический
диктант

С. 12, № 56



9
Письменное деление трехзначных
чисел на однозначные числа
1
Комбинированный
Текущий

С.13 № 62, 63
головоломка



10
Письменное деление на
однозначное число
1
Комбинированный
Текущий

С. 14, № 69



11
Письменное деление трехзначных
чисел на однозначные числа
1
Комбинированный
Текущий

С. 15, № 73



12
Входная контрольная работа (40 мин)
1
Урок контроля и
учета знаний
Контрольная
работа № 1





13
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства диагоналей прямоугольника.
1
Комбинированный
Работа
над ошибками





14
Диаграммы.
1
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 16,17, №8,4,
Выучить правила



15
Закрепление изученного.Письменные вычисления с натуральными числами
1
Комбинированный
Текущий

С. 18, №4



16-17
Закрепление изученного по теме
«Четыре арифметических действия».
2
Урок контроля и
учета знаний
Арифметический диктант (10 мин)

С. 19, №13



18
Закрепление изученного. Страничка для любознательных.
1
Комбинирован-ный
Текущий

С. 20 , № 11,12




Числа, которые больше 1000. Нумерация (15 часов)


19
Нумерация больше 1000. Разряды
и классы
1
Комбинированный
Текущий

С.23 № 90, 93
на смекалку



20
Названия, последовательность натуральных чисел. Классы и разряды
1
Комбинированный
Текущий.
Фронтальный опрос

С. 24, № 101



21
Последовательность и запись чисел. Классы и разряды
1
Комбинированный
Математический
диктант (15 мин)

С. 25, № 105,
задача на смек.



22
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Классы и разряды
1
Комбинированный
Тест
(10 мин)

С. 26, № 115
головоломка



23
Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете
1
Комбинированный
Текущий

С.27 № 123
На смекалку



24
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз
1
Комбинированный
Текущий.
Фронтальный опрос

С. 28, № 132,133



25
Разряды. Сравнение многозначных чисел.
1
Комбинированный
Тест
(10 мин)

С. 29,№ 140, №142



26-27
Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000»
2
Контроль и
учет знаний
Арифметический
диктант (15 мин)

С. 29, №138



28
Закрепление изученного. Страничка для любознательных.
1
Комбиниро-
ванный
Текущий

С. 32-33,проект



29
Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел
1
Комбинированный
Текущий.
Фронтальный опрос

С.30 № 147, 148



30-31
Закрепление изученного. Что узнали, чему научились.
2
Урок практического применения знаний
Текущий

С. 34-35



32
Контрольная работа по теме «Числа,которые больше 1000. Нумерация»
1
Урок
контроля и
учёта
знаний
Конт. Работа№2

Не задано



33
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Комбинированный
Работа над
ошибками

С. 35 № 17




Величины (22 часа)


34
Величины. Единица длины - километр
1
Комбинированный
Текущий

С. 36, № 154



35
Единицы длины. Закрепление изученного.
1
Комбиниро-
ванный
Текущий

С. 38, № 163,164



36
Единицы площади - квадратный км, квадратный мм
1
Комбинированный
Текущий

С. 40 № 173, 174



37
Таблица единиц площади.
1
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 41-42,
№178, 188



38
Измерение площади фигуры с
помощью палетки
1
Урок практического применения знаний
Текущий

С. 44, № 197,
№ 198



39
Единицы массы. Тонна. Центнер
1
Комбинированный
Текущий

С. 45 № 205,206



40
Таблица единиц массы
1
Комбинированный
Текущий

С. 46,№ 214.



41
Единицы времени
1
Комбинированный
Текущий

С. 47,
№221



42
Единицы времени
1
Комбинированный
Текущий.
Самостоятельная
работа

С. 48, № 229,
№ 230



43
Решение текстовых задач арифметическим способом.
1
Комбинированный
Текущий

С. 49 № 235, 238



44
Единица времени - секунда
1
Комбинированный
Текущий

С. 50, № 245



45
Единица времени - век
1
Комбинированный
Текущий

С. 51 № 253



46
Таблица единиц времени
1
Комбинированный
Текущий.
Фронтальный опрос

С. 52, № 258



47-50
Закрепление изученного.Что узнали, чему научились. Единицы времени
4
Комбинированный
Тест (10 мин)

С, 53-55



51
Контрольная работа по теме « Величины» (40 мин)
1
Урок
контроля и
учёта знаний
Контрольная работа№3

Не задано



52
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Комбинированный
Работа над ошибками.

С. 55 №27, 28



53
Закрепление изученного. Страничка для любознательных. Составляй и решай задачи
1
Комбинированный
Текущий

Сост. задачу по данным стр. 56-57



54
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Урок контроля знаний.
Тест

С.60 № 266



55
Защита проекта « Числа вокруг нас»
1
Комбинированный
Текущий

Не задано




Сложение и вычитание (16 ч)


56
Письменные приемы сложения и вычитания
1
Комбинированный
Текущий

С. 60, № 265



57
Устные и письменные вычисления с натуральными числами.
1
Комбинированный
Текущий

С. 61, №273,274



58
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения.
1
Комбинированный
Текущий

С.62, №281



59
Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания
1
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 63, №287,290



60
Нахождение нескольких долей целого.
1
Комбинированный
Текущий

С. 64, №294



61-62
Решение текстовых задач арифметическим способом.
2
Комбинированный
Текущий. Арифметический диктант

С. 65 № 303,304.
С. 66 №311



63
Сложение и вычитание величин.
1
Комбинированный
Текущий

С. 67 № 317



64
Решение задач.
1
Комбинированный
Текущий
Самост. работа

С. 68 № 324



65-67
Закрепление изученного. Что узнали, чему научились.
3
Комбинированный
Текущий

С.69-73



68
Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» (40 мин)
1
Контроль и учет знаний
Контрольная работа
№ 4

Не задано



69
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Текущий
Работа над ошибками.

С. 73, вопросы 1-6



70
Страничка для любознательных. Задачи-расчёты.
1
Комбинирован-ный
Текущий

Не задано



71
Проверим себя и оценим свои достижения
1
Контроль и
учёт знаний
Тест

Не задано.




Умножение и деление (93 часа)


72
Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0
1
Комбинированный
Работа над ошибками

С. 76 № 331



73
Умножение четырехзначного числа на однозначное
1
Комбинированный
Текущий

С. 77, №337 №338



74
Умножение четырехзначного числа на однозначное
1
Комбинированный
Текущий

С .78 № 348



75
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
1
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 79 №354



76
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
1
Комбинированный
Текущий

С. 80,
№361



77
Деление. Конкретный смысл.
1
Комбинированный
Тест (5 мин)

С. 81 № 370



78-79
Письменные приёмы деления
2
Комбинированный
Текущий

С .82-83



80
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.
1
Комбинированный
Текущий

С. 84,
№385



81
Закрепление изученного. Письменные приёмы деления.
1
Комбинирован-
ный
Текущий

С. 85№ 393



82
Закрепление изученного. Решение зада.
1
Комбинированный
Текущий.
Самост. работа

С. 86,
№400,402



83
Закрепление. Деление многозначного числа на однозначное
1
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 87№ 408,409



84
Закрепление. Деление многозначного числа на однозначное. Решение задач.
1
Комбинированный
Текущий

С. 88, № 416



85
Закрепление. Деление многозначного числа на однозначное. Решение задач.
1
Комбинированный
Текущий

С. 89, № 423,424



86
Закрепление. Решение текстовых задач арифметическим способом
1
Комбинированный
Текущий

Стр. 90,
№434,435



87-90
Что узнали, чему научились. Закрепление по теме «Деление
многозначных чисел на однозначные»
4
Комбинированный
Тематический.
Арифметический диктант. Тест (8 мин)

С. 91-95



91
Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел» (40 мин)
1
Контроль и учет знаний
Контрольная
работа № 5

Не задано



92
Анализ контрольной работы, работа над ошибками.
1
Комбинированный
Работа над
ошибками

С. 95,
Вопросы 1-8



93
Закрепление. Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Контроль и учёт
знаний
Тест

Не задано.



94
Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи
2
Комбинированный
Текущий

С. 4 №5



95
Скорость. Единицы скорости
1
Комбинированный
Текущий

С. 5, №13



96-98
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач.
3
Комбинированный
Текущий. Арифметический диктант

С. 6-8



99
Закрепление по теме «Задачи на движение» Страничка для любознательных.
1
Комбинированный
Тест
(15 мин)

С. 11,
№3



100
Контрольная работа по теме «Задачи на движение»(40 мин)
1
Контроль и учет знаний
Контрольная
работа № 6

Не задано.



101
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение
1
Комбинированный
Работа над
ошибками

С. 10,
№2



102
Умножение числа на произведение.
1
Комбинированный
Текущий

С. 12,
№38



103
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
1
Комбинированный
Текущий

С. 13,
№46



104
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
1
Комбинированный
Фронтальный опрос

С. 14,
№50



105
Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями
1
Комбинированный
Текущий

С. 15, № 58,60



106
Решение задач на движение
1
Комбинированный
Текущий. Самостоятельная работа (10 мин)

С. 16, №63



107
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.
1
Комбинированный
Текущий. Арифметический диктант

С. 17 №70,71



108
Закрепление. Страничка для любознательных.
1
Комбиниро-
ванный
Текущий

С. 20 № 6,8



109-111
Закрепление. Что узнали, чему научились.
3
Комбиниро-
ванный
Текущий
Самостоятельная
работа

С. 20-24



112
Контрольная работа по теме « Умножение на числа, оканчивающиеся нулями»
1
Контроль и
учёт
знаний
Контрольная работа №7

Не задано



113
Анализ контрольной работы. Деление числа на произведение.
1
Комбинированный
Текущий

С. 25,
№77



114
Деление числа на произведение.
1
Комбинированный
Текущий

С. 26 №85,86



115
Деление с остатком на 10,100, 1000.
1
Комбинированный
Текущий. Индивидуальный опрос

С. 27, №94



116
Решение задач.
1
Комбинированный
Текущий

С. 28 №99,100



117-120
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
4
Комбинированный
Текущий

С. 29-32



121-122
Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния.
2
Комбинированный
Текущий
Самостоятельная
работа

С. 33-34 №128,136,137



123-124
Закрепление изученного. Что узнали, чему научились.
2
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 35-37



125
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» (40 мин)
1
Контроль и учет знаний
Контрольная работа
№ 7

Не задано.



126
Анализ контрольной работы, работа над ошибками.
1
Комбинированный
Работа над ошибками

С. 29,
№2; с. 31, №17



127
Презентация проекта « Математика вокруг нас» Составляем сборник математических задач.
1
Комбинированный
Индивидуальный опрос.

Не задано.



128
Умножение суммы на число и числа на сумму.
1
Комбинированный
Текущий

С. 42 №144,145



129
Умножение суммы на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произведении
1
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 43,
№1153



130
Письменное умножение на двузначное число
1
Комбинированный
Текущий

С. 44,
№159



131
Письменное умножение на двузначное число
1
Комбинированный
Текущий

С. 45,
№ 167,168



132-133
Решение текстовых задач арифметическим способом
2
Комбинированный
Текущий

С. 46-47 №173,180



134
Письменное умножение на трехзначное число
1
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 48,
№184



135
Письменное умножение на трехзначное число
1
Комбинированный
Текущий.
Тест (5 мин)

С. 49,
№ 189.



136-137
Закрепление изученного. Решение задач.
2
Комбинированный
Текущий


С. 50-51 № 192, 203



138-139
Закрепление изученного. Страничка для любознательных. Что узнали, чему научились.
2
Комбинированный
Текущий
Самостоятельная
работа

С. 52-56, № 7,8,18,25



140
Контрольная работа по теме « Умножение на двузначное и трёхзначное число»
1
Урок контроля
и учёта знаний
Контрольная работа №8

Не задано.



141
Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число
1
Комбинированный
Текущий

С.57,
№209



141
Письменное деление на двузначное
число с остатком
1
Комбинированный
Текущий.
Арифметический диктант

С. 58, №217



142
Алгоритм письменного деления на двузначное число.
1
Комбинированный
Текущий.
Тест (5 мин)

С. 59,
№225



143-144
Деление на двузначное число
2
Комбинированный
Текущий.
Фронтальный опрос

С. 60 № 230;
с. 61 № 236



145-147
Решение текстовых задач арифметическим способом
3
Комбинированный
Самостоятельная работа (20 мин)

С. 62, № 244,245
С. 63 №254
С. 64№ 263



148
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули
1
Комбинированный
Текущий

С. 65,
№268



149
Закрепление. Решение задач.
1
Комбинированный
Текущий
Матем. диктант

С. 66 №275,276



150-151
Закрепление по теме «Деление на
двузначное число»
2
Комбинированный
Тематический.
Фронтальный опрос

С. 67,
№ 9,10
С.71№ 23,24



152
Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» (40 мин)
1
Контроль и учет знаний
Контрольная работа
№ 9

Не задано



153
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на трёхзначное число.
1
Комбинированный
Текущий

С. 72,
№283



154-155
Письменное деление на трехзначное число
2
Комбинированный
Текущий

С. 73 № 288;
с. 74 № 297



156
Закрепление изученного. Деление на трехзначное число
1
Комбинированный
Тематический.
Арифметический
диктант

С. 75,
№305,306



157
Деление с остатком
1
Комбинированный
Текущий

С. 76 № 313,314



158
Закрепление. Деление на трёхзначное число.
1
Комбинированный
Текущий.
Тест (5 мин)

С. 77 №321



159
Закрепление. Странички для любознательных «Готовимся к олимпиаде»
1
Комбинированный
Тематический

С. 80, № 5, 14



160-161
Закрепление. Решение задач изученных видов. Что узнали, чему научились.
2
Комбинированный
Самостоятельная работа (15 мин)

С. 82-85



162
Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» (40 мин)
1
Контроль и учет знаний
Контрольная работа
№ 10

Не задано




Итоговое повторение (8 часов)


163
Анализ контрольной работы. Классы и разряды. Нумерация.
1
Комбинированный
Текущий. Арифметический диктант

С. 87 № 17, С.88 № 23



164
Выражения и уравнения.
1
Комбинированный

Работа над ошибками

С .89 № 6



165
Арифметические действия: сложение и вычитание. Арифметические действия: умножение и деление.
1
Комбинированный
Тематический

С. 91,
№ 10,12
С. 93 № 17,18



166
Правила о порядке выполнение действий. Величины.
1
Комбинированный
Тематический Фронтальный опрос

С. 94 № 6, С. 95№6



167
Контрольная работа по теме « Повторение»
1
Контроль и
учёт знаний
Контрольная работа №11

Не задано.



168
Геометрические фигуры. Закрепление по теме «Решение задач изученных видов»
1
Комбинированный
Тематический.


С. 96№9, с. 99 № 14,15



169
Контрольная работа за 4 класс.
1
Контроль и
учёт знаний
Контрольная
Работа № 12

С. 100№ 22



170
Анализ контрольной работы. Обобщающий урок.
1
Комбинированный
Тематический

С. 102№ 35,36




Учебная литература:
Математика. 4 класс. В 2 частях ( М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В.Бельтюкова)-2-е изд..- М.:Просвещение, 2014- Школа России.
Ситникова Т. Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике.4 класс.- 3-е изд. Перераб.-М.:ВАКО, 2014.
Волкова С.И. Математиеа. Устные упражнения.4 класс: пособие для учителей.- 2-е изд. Перераб.-М.: Просвещение,2014
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс- М.: ВАКО,2014.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315




15