Уровень сформированности конфликтологических умений школьника как показатель качества образования

Садыкова Э.Р.
Уровень сформированности конфликтологических умений школьника как показатель качества образования
Школьники постоянно находятся в процессе общения с учителями, сверстниками, родителями. Нередко такое взаимодействие характеризуется отсутствием взаимопонимания, конфликтами, особенно остро проявляющимися в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации возникают не только в школе, они свойственны всем сферам жизнедеятельности подростка. Также современное повышение социально-психологической напряженности жизни привело к росту конфликтности во всем обществе. Поэтому навыки рационального конфликтного поведения необходимы каждому человеку, но в особой степени подростку.
По мнению Бондаренко М.С., неконструктивное поведение сторон в конфликтной ситуации ведет к перерастанию деловых конфликтов в эмоциональные, которые приводят к таким негативным последствиям, как рост эмоциональной напряженности, повышение уровня тревожности, провокация неоправданных способов психологической защиты. С другой стороны, конструктивное разрешение конфликта как объективного противоречия может способствовать достижению более высокого уровня развития взаимодействующих сторон [1]. Это возможно, если участники конфликта обладают навыками конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Практика взаимоотношений подростка со взрослыми свидетельствует, что проблема конфликта является весьма актуальной в жизнедеятельности подростка.
Исследователи утверждают, что конфликты с родителями возникают у 95% старшеклассников. Конфликты с учителями и другими категориями взрослых встречаются в жизни у 73 и 80,5% подростков соответственно. Данные педагогических исследований показывают, что лишь 15% старшеклассников ведут себя в конфликтной ситуации конструктивно. Как показывает практика, современный старшеклассник не обладает конфликтологической подготовкой, которая позволяла бы ему, вскрывая сущность конфликта, видеть его истоки, содержание, ход развития, последствия и возможные способы его разрешения и на этой основе выстраивать взаимодействие с окружающими взрослыми (родители, учителя, другие взрослые). Возникает не до конца осознанное противоречие между нарастанием числа конфликтных ситуаций в окружающей школьника среде и недостаточной (или вообще отсутствующей) его подготовкой к их преодолению. Поэтому мы считаем, что современному старшекласснику необходимо овладеть системой конфликтологических умений, которые позволят ему творчески использовать конфликтную ситуацию, придать ей конструктивный характер. Следовательно, совершенствование конфликтного поведения необходимо школьникам и может быть осуществлено через приобретение практических навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях [2].
Проблема конфликта и связанных с ним явлений была предметом изучения в педагогической теории и практике. Так, исследовались конфликтологическая служба школы (С.В. Баныкина); типология конфликтов между учителем и учеником и система работы по их предупреждению и разрешению в школе (В.И. Митюк); профессиональная подготовка учителя к разрешению конфликта в воспитательном процессе (О.Н. Лукашонок); учебный курс как средство становления конфликтной компетенции подростков (А.В. Дорохова); педагогические основы использования конфликта в образовательном процессе (Е.Е. Акимова); формирование мотивации конфликта у учащихся старших классов (Н.В. Самсонова); преодоление конфликтов между учителем и учащимися при организации образовательного процесса в условиях инновационного поля (Н. И. Кузнецова); предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников (К. С. Лисецкий); интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта (Г.С. Харханова).
На основании мотивационного (действенность мотивов) и поведенческого (конструктивные и деструктивные способы) критериев Кузина А.А. считает целесообразным выделить следующие уровни сформированности конфликтологических умений: высокий (осознаваемая система конструктивных мотивов), средний (несложившаяся осознаваемая система мотивации, направленность мотивов неустойчива), низкий (осознаваемая система деструктивных мотивов) [2].
Высокий уровень предполагает сформированность осознаваемой системы конструктивных мотивов, которые становятся основанием для выбора испытуемыми адекватных конфликтной ситуации преимущественно конструктивных способов поведения. Для данного уровня характерно единство когнитивно-ценностного, деятельностно-интегративного и мотивационного компонентов конфликтологической компетентности.
Средний уровень отличается не сложившейся осознаваемой системой мотивации. Выбираемые поведенческие акты оказываются противоречивыми. Сюда же относятся и случаи, когда испытуемые имеют сложившуюся систему знаемых мотивов (конструктивных или деструктивных) и не соответствующий им выбор поступков в конфликтной ситуации.
Низкий уровень характеризуется сформированностью осознаваемой системы деструктивных мотивов, которые становятся основанием для выбора испытуемыми по большей части деструктивных способов поведения [2].
Чем выше уровень развития конфликтологических умений взаимодействия со взрослыми у старших подростков, тем богаче, совершеннее внутренние и внешние связи состава конфликтологических умений старшеклассника [4]. Исследователи рассмотрели сущность каждого уровня развития конфликтологических умений взаимодействия со взрослыми у старших подростков.
Низкому уровню конфликтологических умений соответствует интуитивный уровень, который характеризуется следующими показателями: конфликтологические знания носят бытовой характер, не систематизированы; гибкость ума отсутствует, характерно патогенное мышление. Отсутствуют умения наблюдать за проявлением конфликтогенов, определять природу конфликта, объект конфликта, оппонентный круг, тип оппонента и тип конфликта. Отсутствует умение наблюдать за проявлением факторов, имеющих влияние на развитие возникшей конфликтной ситуации, отмечается неспособность следить за собственным психофизическим состоянием. Старшеклассники этого уровня не могут актуализировать инициирующие конфликтные мотивы, вести конструктивный спор, не владеют техникой открытого разговора. Отсутствуют все умения по предупреждению конфликта. Подростки не умеют произвести адекватный анализ конфликтной ситуации и сделать соответствующий выбор конфликтного стиля, используют неадекватные способы разрешения конфликта. В целом конфликтологические умения взаимодействия со взрослыми не сформированы и проявляются слабо, носят эпизодический характер.
Среднему уровню конфликтологических умений соответствует репродуктивный уровень. Данный уровень характеризуется следующими показателями: конфликтогенные свойства индивидуальности развиты умеренно, системно не сформированы; имеются поверхностные, бессистемные конфликтологические знания; гибкость ума присутствует. Характерно неумение выделить объект конфликта, точно очертить его уровень; неумение сформулировать для себя цели конфликтной деятельности и поэтому произвести правильный выбор конфликтного стиля. Наблюдается неумение вести конструктивный спор, частичное владение техникой открытого разговора, установки психологического контакта со взрослыми. Не развита группа умений по разрешению конфликтных ситуаций: изменение характеристики элементов конфликтных ситуаций, пассивное оказание убеждающего воздействия на взрослых и использование приемов конструктивной критики, плохое владение технологией ведения беседы и переговоров. Конфликтологические умения взаимодействия со взрослыми сформированы и проявляются умеренно, представляют собой не целостную систему, разрешение конфликтов частичное.
Высшему уровню конфликтологических умений соответствует продуктивный уровень. Этот уровень характеризуется следующими показателями: сформированная система конфликтологических знаний; развита гибкость ума. Характерно умение наблюдать за проявлением конфликтогенов, определять природу, объект и оппонентный круг конфликта, тип оппонента и тип конфликта. Формулируется оптимальная цель вступать или не вступать в конфликт, определяющаяся факторами учета условий сложившейся ситуации, реальностью достижения в ней поставленных целей, вниманием к индивидуальным и личностным особенностям оппонентов-взрослых в конфликте. То есть характерно владение системой умений по прогнозированию конфликта и его предупреждению. Характерно стремление старшеклассника к самостоятельной и ответственной позиции в конфликтной деятельности, стремление видеть сущность конфликта, стремление к усвоению всей системы способов и приемов его разрешения и выбору из них адекватного характеру конфликтной ситуации способов и приемов. Конфликтологические умения имеют высокий уровень развития, функционируют системно [1].
Выделение уровней конфликтологических умений подростков дает возможность учителю диагностировать уровень развития конфликтогенных свойств учащихся и на этой основе целенаправленно строить процесс формирования конфликтологических умений взаимодействия со взрослыми у школьников старших классов.
Литература
1. Бондаренко М.С. Формирование конфликтологических умений взаимодействия со взрослыми у старших подростков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Калининград, 2002. – 167 с.
2. Кузина А.А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. – М., 2007. – 225 с.
3. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 302 с.
4. Ярычев Н.У. Конфликтологическая культура учителя: сущность, внутреннее строение и особенности развития. – М.: ALMA MATER, 2010










13PAGE 15


13PAGE 14615




15