Статья Адаптация детей шестилетнего возраста к обучению в школе.

Адаптация детей шестилетнего возраста к обучению в школе.
В настоящее время существует множество различных подходов для определения готовности ребёнка к обучению в школе, которые дают полное представление о его физическом, психическом, социальном и духовном развитии.
Психологическая готовность ребенка к школе фактически характеризует его способность усваивать учебный материал в условиях урока. Пониженная психологическая готовность к обучению выражается в том, что ребенок оказывается не в состоянии достаточно эффективно управлять на уроке своим поведением и познавательными процессами для успешного усвоения учебного материала и выполнения заданий.
В ходе диагностики эти проблемы обычно проявляются и в том, что ребенок не справляется с тестовыми заданиями. Содержание проблемы ребенка здесь связывается с типом соответствующего тестового задания: например, задание на выявление уровня развития мотивации и т. д. Используя тестовый материал при диагностике готовности, ребенка 6-летнего возраста к обучению в школе выявляется определенный уровень готовности, одновременно определяются главные направления коррекционной работы.
Пониженная психологическая готовность к обучению в школе является одной из основных причин психологической дезадаптации детей в школе. Таким детям для успешного обучения необходимы повышенное внимание учителя и дополнительная помощь. Чем меньше ребенок способен сам себя организовать и подстроиться под методику преподавания учителя, тем больше он нуждается в том, чтобы учитель ориентировался на его особенности в процессе объяснения учебного материала. Поэтому учителю, ориентируясь - на возможности учащихся, необходимо использовать соответствующие методы и приёмы, о необходимую помощь при организации учебной деятельности. Но часто ребёнок попадает в ситуацию психологической дезадаптации, поскольку методика преподавания не обеспечивает усвоение учебного материала и не способствует эффективному развитию его познавательных процессов.
Свидетельством адаптации служит продуктивность в учебной деятельности, хорошее внутреннее состояние ребёнка, его позитивное эмоциональное самочувствие, отсутствие внутренней напряженности.
Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются требованиям учителя и родителей. У некоторых детей процесс адаптации сильно, затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, и может проходить на фоне хорошей успеваемости.
Адаптация детей более благоприятно протекает в классе у учителя с личностно-ориентированным, а не учебно-дисциплинарным типом педагогического, взаимодействия. Личностно-ориентированный учитель создаёт в классе атмосферу благоприятную для совпадения потребностей детей с требованиями школы. У учителя учебное - дисциплинарного типа взаимодействие усвоения школьных требований носит, скорее, внешний характер и протекает за счёт подавления индивидуальности детей, следовательно, влечет за собой рост негативных проявлений, таких, как тревожность, недоверие к себе, депрессивность, враждебность и т.д.
Для того чтобы тип взаимодействия с первоклассниками был личностно-ориентированным, учителю необходимо в процессе определения готовности детей к школе изучить их индивидуальные особенности. Такой подход позволит учителю предотвратить трудности адаптационного периода ребенка затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, высокий уровень тревожности и т.д.
Традиционно представления педагога об индивидуальных особенностях учеников сводятся к набору определённых черт, которые выявляются учителем интуитивно в результате постоянного взаимодействия с учащимися. Причём набор этих черт обуславливается, с одной стороны, реальными требованиями учебного процесса (учебные планы, программы обучения, требования администрации и т.д.), а с другой – индивидуальностью и педагогическим стажем учителя (профессиональная компетенция, опыт работы, стиль педагогического общения т.д.).
Проблема, связанная со знанием индивидуальных особенностей детей, встаёт перед учителем обычно в связи с неуспеваемостью ученика, его дисциплиной, или в случае возникновения конфликтов со сверстниками. Поэтому набор характеристик, используемый учителем стандартен и ограничен. Учитель относится к ребёнку, прежде всего, как к объекту педагогического воздействия и его интересуют те качества, которые соответствуют социальным требованиям. Поэтому педагог обращается к стандартным характеристикам: способный – неспособный, внимательный – рассеянный, послушный–непослушный, быстрый – медлительный и т.д.
На кого ориентируется учитель, пытаясь таким образом характеризовать своих учащихся? Чаще всего он отмечает индивидуальные особенности тех детей, которые доставляют им больше всего хлопот. Ученики тихие, «средние», неприметные обычно выпадаю из его поля зрения. Общие представления об индивидуальных особенностях ребёнка б-летнего возраста у педагогов есть, однако реально они мало помогают в понимания ребенка и решении его проблем.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отклонений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную среду – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил социума лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством “мы”.
Другая причина школьной дезадаптации первоклассника в том, что трудности в учёбе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а возникновение дезадаптации часто обусловлено отношением к ребёнку и его учёбе в семье.
Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации должно быть направлено на устранение причин, её вызывающих. Очень часто дезадаптация ребёнка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в другой среде общения. При этом возникает дезадаптация ребёнка, указывающая на его социальное отвержение.

15