Проблемный проект учащихся по психологии Феномен переживания одиночества в подростковом возрасте


ПРОЕКТ“Феномен переживания одиночествав подростковом возрасте” Выполнилаучащаяся 8в классаЗаболотная ЕлизаветаРуководитель:Тинякова С.А. «Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека». Т. Вульф АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность настоящего исследования очевидна, поскольку «одиночество в юности переживается острее всего потому, что идет формирование самосознания, человек осознает свою непохожесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает от них» ГИПОТЕЗА Подростковое одиночество – это эмоциональное состояние, являющееся основой социально-психологических проблем. Задачи:1.  Изучить научно-теоретические взгляды по проблеме исследования.2.  Изучить виды, причины и последствия одиночества в подростковом возрасте.3.  Провести практическое исследование по данной проблеме. Цель исследования: определить особенности переживания одиночества подростками и его возможные последствия. Объект исследования: подростковое одиночество.Предмет исследования: переживания одиночествакак социально-психологическая проблемаподросткового возраста.Методы исследования теоретический анализ;тестирование;количественно-качественный анализ.База исследования : учащиеся МАОУ “Земскаягимназия” . Группы испытуемых с 6 по 11 класс, по одномуклассу из параллели. В исследовании приняли участие 164 человека. Научно-теоретические подходы к пониманию проблемы подросткового одиночества 1. Психоаналитический подход. 2. Социально-психологический подход 3. Когнитивный подход Виды подросткового одиночества кратковременное одиночествоситуативное одиночество хроническое одиночество Причины одиночества Неполноценное общение. Возрастной кризис идентичности. Завышенные требования к другим людямНереалистичные представления о взаимоотношениях между людьми.Внешние социальные факторы Пример семьи. Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями Гиперопека. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОДРОСТКОВОГО ОДИНОЧЕСТВА Отчаяние Депрессия Бродяжничество (уход из дома) Вступление  в неформальные объединения Пристрастие к наркотикам, алкоголю Суицид ИССЛЕДОВАНИЕ Исследование проводилось с помощью диагностического опросника С.Г. Корчагиной «Одиночество», разработанным для разных возрастных групп подростков.Группы испытуемых с 6 по 11 класс, по одномуклассу из параллели. 8 классы участвовали все. В исследовании приняли участие 185 человек. Как же педагоги и родители могут помочь подростку справиться с негативными последствиями одиночества и не переступить опасную черту? В образовательных учреждениях нужно проводить профилактику одиночества подростков в группах. Родители могут дать понять ребенку, что он — не один, что они рядом и готовы помочь ему и поддержать. Взрослым важно понимать причины возникшего одиночества и отчуждения подростка, чтобы вовремя успеть помочь.