Система педагогической деятельности с детьми с ТМНР из опыта работы МБОУ СОШ №6 г. Лесосибирска


«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ в МБОУ «СОШ №6» г. Лесосибирска»МБОУ «СОШ №6»Лесосибирск, 2017г. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»ФГОС ОВЗ для всех категорий детей Международная Конвенция «О правах инвалидов»13 декабря 2006 года принята Генеральной Ассамблеей ООН24 сентября 2008 г. Россия подписала Конвенцию «О правах инвалидов».3 мая 2012 года подписан закон РФ о ратификации Конвенции о правах инвалидов Федеральные правовые актыКонституция РФЗакон РФ о ратификации Конвенции о правах инвалидовФЗ «Об образовании в РФ»ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»Указы Президента РФПриказы министерства образования и науки (№ 1598 и 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта …»)
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y ФЗ «Об образовании в РФ»Разные формы образования для детей с ОВЗ;Адаптированная образовательная программа;Услуги ассистента (помощника);Отдельные организации для обучающихся … с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями Федеральный Государственный образовательный стандарт
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Количество учащихся с ОВЗ в МБОУ «СОШ №6» г. ЛесосибирскаУчащихся с ОВЗ – 121;с нарушением опорно-двигательного аппарата –4; с глубокой (умеренной, тяжелой) умственной отсталостью – 9;с тяжелыми множественными нарушениями развития – 8. Условия обучения и воспитания детей с ТМНР в МБОУ «СОШ №6» Оборудование в рамках программы «Доступная среда».Кадровый состав: 32 олигофренопедагога, 2 учителя – логопеда, 2 педагога – психолога, 1 учитель-дефектолог, 1 социальный педагог.Разработаны программы АООП НОО УО (интеллектуальными нарушениями), АООП НОО НОДА, АООП НОО ЗПР. Оборудование по программе «Доступная среда»







Направления педагогической деятельности с детьми с ТМНР: 1. Обеспечение реализации конституционного права на получение учащимися бесплатного общего образования в доступном по состоянию здоровья формате;2. Обеспечение реализации права детей на досуговую деятельность;3. Реализация системы социализации обучающихся с ТМНР, их интеграции в среду сверстников;4. Сотрудничество с родителями учащихся и их семьями. Организационно-методические аспекты организации образовательного процесса:Заявление родителей (законных представителей) о приеме в образовательную организацию;Рекомендации ПМПК и ИПРА (для детей с инвалидностью);Приказ директора школы о приеме ребенка в образовательное учреждение Модель сопровождения специалистов школьной ПМПС детей с ТМНР:Первичная диагностика учащегося Составление психолого-педагогической характеристики учащегосяРазработка СИПР (совместно с родителями)Мониторинг динамики развития учащихся (индивидуальные папки как средство для наблюдения, фиксации и своевременной коррекции изменений) Структура СИПР:общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; условия реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях. В результате освоения СИПР у обучающихся формируются:представления о себе;представления о картине окружающего мира и способах ориентировки в нем;навыки самообслуживания (по возможности);способность общаться и взаимодействовать с окружающим миром (доступным им способом);навыки предметно – практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности. Отечественная деятельностная концепция учения и личностно-ориентированного подхода к ребенку Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др; Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья; Программно-методические материалы обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта И.М. Бгажновой;Опыт зарубежных практик.Методической основой обучения и воспитания являются: Адаптированные отечественные и зарубежные методики и программы:Метод базальной стимуляции А. Фрейлих;метод альтернативной (дополнительной) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной терапии; эмоционально-уровневый подход – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др.; методы игрокоррекции – Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечникова и др. Мониторинг педагогического процесса, отражающийся в СИПР Мониторинг динамики развития обучающегося, фиксируется в индивидуальных папках сопровождения Мониторинг образовательной деятельности: На основе анализа данных составляется:психолого – педагогическая характеристика на каждого ребенкаделаются выводы о результатах учебно-воспитательной, коррекционной работе;ставятся задачи для СИПР на следующий год. Праздничные мероприятия, посвященные Новому году2. Праздничные мероприятия, посвященные Дню матери3. Просмотр кукольного театра, организованного обучающимися с легкой умственной отсталостью4. Развлекательно – спортивные мероприятия в рамках города и школы.5. Социальные проекты городского и краевого уровня. Внеурочная деятельность: Клуб для родителей, имеющих ребенка ОВЗ «Школа для родителей особого ребенка»Направления:социально – правовая поддержка оказание психологической помощи-разработаны психологические занятия по темам: «Способы саморегуляции эмоционального состояния», «Эмоциональное принятие особого ребенка» и др.;оказание помощи по вопросам обучения и воспитания детей (индивидуальные консультации, круглые столы «Опыт мамы особого ребенка», «Обучение и развитие особого ребенка»).Сотрудничество семьи и школы: Распространение педагогического опыта в 2015-16 уч.г. тема ГБП «Создание условий для внедрения СФГОС в образовательный процесс для учащихся с ОВЗ»; в 2016-17 уч.г. тема ГБП «Организационно-методические вопросы, обеспечения образовательного процесса для детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)». Распространение педагогического опыта В январе 2017 г. МБОУ "СОШ №6" приняла участие в конкурсе на получение статуса региональной инновационной площадки по теме: "Система педагогической деятельности общеобразовательной организации с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития". Спасибо за внимание!!!