План урока Подлежащее и способы его выражения



Алматинский колледж инновационых технологий в сфере сервиса и питания
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСИПЛИНЕ: «Русский язык»
Тема: «Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего».
Разработал(а):
преподаватель русского языка
и литературы: Ордабаева А.А.
г. Алматы 2014 г.
1. Адресная категория
2. План занятия
2.1 До занятия.
Целевая аудитория;
Тема урока
Цели урока - методическая, обучающая, воспитательная, развивающая
Задачи урока;
Тип и метод урока;
Анализ и оценка результатов урока;
Группирование для обучения;
Описание ожидаемого результата
Основные этапы занятия (управление временем);
2.2.Во время занятия
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация пройденного материала.
Изучение нового материала.
Фаза «Определение проблемы»
Фаза «Решение проблемы»
Фаза «Применение решения проблемы»
Обобщение изученного материала
2.3. После занятия
Комментирование оценок
Информирование о домашнем задании
Объявление благодарности за совместную работу
3. Используемые ресурсы
Необходимые материалы для студента
Технические средства для обучения
Дидактическое обеспечение
Приложения
Таблица для актуализации пройденного материала
Предложения для разбора
Текст
Таблица
1. Адресная категория
Специальность: «Организация обслуживания гостиничных хозяйств»
Курс, год обучения: 1 курс, 2014 год
Учебная дисциплина: русский язык
2. План занятия
2.1. До занятия
Целевая аудитория - студенты группы 7-ОГХб
Тема: «Главные члены предложения. Способы выражения
подлежащего».
Цели урока
Методическая: стратегия «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка.
.
Обучающая: обобщить и закрепить знания обучающихся о главных членах
предложения, закрепить навыки определения способов
выражения подлежащего.
Развивающая: развивать логическое и критическое мышление через
чтение и письмо; выработать орфографическую зоркость;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли
через ответы и задания; совершенствовать навыки
самостоятельной работы.
Воспитательная: способствовать уважению общечеловеческих ценностей,
формировать стремление к речевому самосовершенствованию
Задачи урока:
а) по содержанию: студенты закрепят знания о главных членах предложения;
научатся определять способы выражения подлежащего;
б) по развитию: методы и приемы, использованные на уроке, будут
способствовать развитию речи, развитию логического мышления,
групповой самоорганизации и творческих способностей студентов;
в) по совместному обучению: каждый студент научится осознавать
значение собственной деятельности в достижении командного успеха.
Тип урока: комбинированныйМетоды урока: мозговой штурм, частично-поисковый, исследовательский, информационно – развивающий, практический.
Межпредметная связь:
Организация гостиничного хозяйства. Тема: «Гостеприимство
«секретный элемент» обслуживания и главный принцип получения
прибыли»
2) Русская литература. Тема: «Поэзия серебряного века»
3) Английский язык «Topic Kazakhstan»
4) Казахский язык «Зат есiмнiң көптік, септік жалғауы»
Группирование для обучения:
Индивидуальная работа
Работа в микрогруппахОбщегрупповая работа
Описание ожидаемого результата:
По итогам урока студенты систематизируют основные знания потеме «Подлежащее. Способы выражения подлежащего», повысят
уровень коммуникативной культуры, усовершенствуют навыки
индивидуальной, парной и командной работы.
Основные этапы занятия и их продолжительность по времени
Этап урока Деятельность преподавателя и студентов Прием Деятельность t
Организационный момент Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих, психологическая подготовка студентов к уроку. Памятка о правилах поведения на уроке. По журналу Бодрячок
«Песня о доброте» груп. 3
Актуализация пройденного материала. Студенты заполняют таблицу.
Проверка домашнего задания по флипчарту. Игра «Крестики- нолики»
Флипчарт инд. 5
Изучение нового
материала ОП
Сообщение темы и цели урока
Определить грамматическую основу предложений
Ассоциации к слову «существительное»
кластер груп. 7
РП Деление на команды Работа с текстами. Презентация проектов.
Работа с предложениями.
Таблица
Флипчарт. инд.,
микрогруп. 15
Закрепление но-
вого материала ПРП
Составить тексты о гостиницах.
Творческая командировка
Микрогруп. 7
Обобщение изученного материала Итоги урока
Оценки Груп.
3
Устанавливают обратную связь Карточка выхода Инд. 3
Информирование о домашнем задании Б. Пастернак «Зимняя ночь» выписать подлежащее, выраженное разными частями речи пар. 2
2.2. Во время занятия
Ход урока
2.2.1. Организационный момент
проверка готовности к уроку
провека отсутствующих
психологическая подготовка студентов к уроку (звучит музыкальное
сопровождение песня «Песня о доброте»)
2.2.2. Актуализация пройденного материала.
Игра “Крестики-нолики”
Предложение – это единица речевого общения, где слова связаны
по смыслу и грамматически.
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и
Предложения называется фонетика.
По цели высказывания предложения бываю повествовательные,
вопросительные и восклицательные.
4) Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
5) Предложение характеризуется интонационнойзаконченностью.
6) В словосочетаниях различают два способа подчинительной связи.

1 2 3 4 5 6
Проверьте правильность выполнения задания.
1 2 3 4 5 6
х о о х х о
2.2.3. Проверка домашнего задания. Флипчарт «Распредели словосочетания»
2.2.4. Изучение нового материала по теме «Главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего».
Сообщение темы и цели урока.
Дать определение главным членам предложения.
Фаза «Определение проблемы»
Найдите грамматическую основу каждого предложения.
Красною кистью рябина зажглась.(М.Цветаева)
Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С. Есенин)
Я вернулся в мой город, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез. (О. Мандельштам)
Ты письмо мое, милый, не комкай, до конца его , друг, прочти.(А.Ахматова)
Девушка пела в церковном хоре. (А. Блок)
6. Свеча горела на столе , свеча горела. ( Б. Пастернак2.2.5. Ассоциации к слову «существительное». Составление кластера.
Фаза «Решение проблемы»
Деление на команды. Работа в роли исследователей.
Работа с текстами (конверты с заданиями двух цветов)
Прошу вас самоопределиться и занять место в группе.
Итак, у нас есть 2 группы исследователей. Ваша задача: поработать стекстом, выполнить задания, заполнить таблицу.
Числ-ое Мест-иеГлагол Прилаг-ое Причастие С/сочетание
Подлеж-ее 2.2.6. Работа с флипчартом.
1. Еще никто, никто на свете такой не видел красоты.
2. Один за всех и все за одного.
3. Украшать землю-значит совершенствовать мир.
4. Казахстан имеет все возможности для успешного развития гостиничного хозяйства.
5. Отдыхающие остались довольны услугами отеля.
6. Бизнес-центр гостиницы является многофункциональным.
7. Завистливый всегда несчастен.
Фаза «Применеие решения проблемы».
Творческая командировка.
Сейчас мы с вами отправимся в творческую командировку. Составить текст-
описание .В помощь предлагаю иллюстрации гостиницы.
1-я группа. Ваша задача составить текст на тему “Удобства и услуги гостиницы Казахстан”.
2-я группа отправится в конференц-зал гостиницы RIXOS
2.2.7. Обобщение материала.
Итоги урока. Выводы. Карточка выхода.
2.3. После занятия
Комментирование оценок
Информирование о домашнем задании
Объявление благодарности за совместную работу
3. Необходимые материалы для студента:
Опорный конспект
Флипчарт
Маркеры
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска.
- ПК
- Презентация
4. Приложения
Приложения
Приложение 1.
1). Предложение – это единица речевого общения, где слова связаны
по смыслу и грамматически.
2). Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и
предложенияназывается фонетика.
3). По цели высказывания предложения бываю повествовательные,
вопросительные и восклицательные.
4). Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
5). Предложение характеризуется интонационной законченностью.
6). В словосочетаниях различают два способа подчинительной связи.

Поставьте себе оценку.
1 2 3 4 5 6
Проверьте правильность выполнения задания.
1 2 3 4 5 6
х о о х х о


Приложение 2
Найдите грамматическую основу каждого предложения.
Сонный туман на лугах серебрится. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Люблю грозу в начале мая! Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых. Слетались хлопья со двора к оконной раме. Не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне. Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.
Приложение 3
«Вспомнил! Дядя Сережа говорил, что здесь была старая заброшенная церковь. Нас еще взрослые бомжи пугали, что из нее по ночам раздается чье-то пение». Лешка обошел вокруг собора в поисках входа, с удовольствием вдыхая запах свежесрубленного дерева, но внутрь попасть не смог – двери были закрыты. Тогда, протиснувшись сквозь доски, он приник к окну. – Эй, парень, ты чего здесь лазаешь? – неожиданно раздался чей-то голос у него за спиной, – дело латаешь или от дела плутаешь? – Да я дяденька просто смотрю, – Лешка обернулся и увидел бородатого старика, который, улыбаясь в усы, смотрел на него добрыми лучистыми глазами. – Просто смотрю, – передразнил его старик, – а ты приходи лучше помогать. Видишь, работы у нас невпроворот. Ты откуда взялся в такую рань? – Я, дяденька, живу на вокзале, в вагоне. – Понятно, бездомный. Есть хочешь? – Хочу. – Тогда, садись, – старик достал из сумки пластиковые контейнеры и расставил их на свежеструганном бревне, – меня, кстати, Андреем Петровичем зовут. – А меня Лешка, – с набитым ртом сказал мальчик. – Да ты, Алексей, похоже, три дня не ел. Я даже молитву не успел прочитать, а ты уже лопать начал. – Я, дяденька, вчера ел. Просто у меня аппетит хороший, и бутерброд вкусный, – засмеялся Лешка. Второй взял нарочито медленно. Мгновенно его проглотив, он потянулся за следующим. – А зачем молитву перед едой читать? Что, еда от этого вкуснее будет? – Конечно.Мальчик от удивления даже перестал жевать. – Я пошутил. Молитву читают, чтобы Господь благословил пищу, которую он нам дает. А после трапезы надо Бога поблагодарить. – Мне еду никто не дает. Я сам ее достаю. Либо покупаю, либо… – Лешка запнулся, – беру. Поэтому мне благодарить некого. – Да, брат, духовно безграмотный ты человек. Придется взять тебя на поруки. Старик погладил ребенка по голове и почувствовал, как тот замер под его ладонью. Сидевшие на бревне задумались. «Да ведь он совсем ласки не знает», – сердце Андрея Петровича сжалось от боли. Он осторожно притянул его к себе и обнял. Неожиданно для себя Лешка обхватил его руками и уткнулся в грудь. «Может, это мой дедушка», – мелькнула мысль. И тут же отозвался на нее Андрей Петрович.
Задания к тексту:
Прочитайте текст. Озаглавьте.
Определите основную мысль текста.
Данные словосочетания переведите на английский язык: запах дерева, добрые глаза.
Выделенное предложение переведите на казахский язык.
Найдите в предложениях подлежащее, выраженное разными частями речи.
Существительное Числитель-ноеМестоиме-ниеГлагол Прилага-тельноеПричастие Словосоче-таниеПодлеж-ее
Приложение 4
Быстрей бы дед Андрей поправился, – думал Лешка, ловко перепрыгивая через обледенелые шпалы, – это был бы для меня самый лучший подарок. Даже лучше мобильника, который обещал мне подарить дядя Сережа».Подарки Лешке дарили не часто, точнее, единственный раз – пять лет назад, когда родители впервые отметили его день рождения. Игрушками они сына не баловали, все деньги уходили на водку и немудреную закуску.И что было совсем удивительно, отец, пребывающий в редком для него добром расположении духа, принес ядовито-зеленого зайца, который, несмотря на редкий окрас, стал Лешке самым близким другом.Он назвал зайца Лягушонком и никогда с ним не расставался: гулял с ним, спал, прятался под столом от страшного пьяного отцовского взгляда. Жаловался зеленому другу на голод, холод и жестокие побои, а в семь лет поделился заветной мечтой – сбежать из дома. Лешка был уверен, что готов к взрослой жизни. Малый был смышленый и физически сильный.К побегу из дома Лешка готовился тщательно. Загодя он начал сушить сухари и копить деньги, которые потихоньку таскал у родителей и их собутыльников. Три тысячи хранились под деревом во дворе. Наступила весна, появилась первая нежная зелень, день стал длиннее. Однажды, вернувшись с улицы в квартиру, наполненную протухшими запахами, Лешка каждой своей клеточкой ощутил царящую вокруг мерзость и решил, что пришло время побега. Он вынул из-за шкафа мешок с сухарями, сунул в него потрепанного Лягушонка и вышел на улицу. Окружающие не обращали на него внимания. Оставалось достать накопленные деньги. Поглядывая по сторонам, мальчик сноровисто разрывал руками землю, как вдруг его ладонь на что-то наткнулась.Это был старый нательный крестик. Мальчик очистил его от налипшей грязи и, с трудом разобрав затертые буквы, прочитал вслух: «Спаси и сохрани».Лешку окатила волна жалости – крестик его просил спасти и сохранить! «Куда мне тебя деть? Ты же такой маленький». Мальчик высыпал в карман из пакета все деньги и завернул в него находку. С тех пор крестик всегда был с ним. В трудные минуты он доставал его и говорил: «Видишь, я храню тебя, как ты просишь, и ты помогай мне».На Московском вокзале Лешка жил больше года. Он быстро изучил все щели и закоулки огромной территории, которая пришлась ему по вкусу. Подработать можно было всегда.
Задания к тексту:
Прочитайте текст. Озаглавьте.
Определите основную мысль текста.
Данные словосочетания переведите на английский язык: лучший подарок, спаси и сохрани.
Выделенное предложение переведите на казахский язык.
Найдите в предложениях подлежащее, выраженное разными частями речи.
Существи-тельноеЧисли-тельноеМестои-мениеГлагол Прилага-тельноеПричастие Словосоче-таниеПодлежа-щее Приложение 5
1. Еще никто, никто на свете такой не видел красоты.
Местоимение
2. Один за всех и все за одного.
Числительное
3. Украшать землю-значит совершенствовать мир.
Глагол
4. Казахстан имеет все возможности для успешного развития
гостиничного хозяйства.
Существительное
5. Отдыхающие остались довольны услугами отеля.
Причастие
6. Бизнес-центр гостиницы является многофункциональным.
Словосочетание
7. Завистливый всегда несчастен.
Прилагательное