Мнемоника. Мнемотехника. Мастер-класс по развитию памяти.


ИСКУССТВО ЗАПОМИНАНИЯКафедра нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургииассистент Пастухов А.Д. Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приёмов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике. Предпосылки появленияИскусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти. Первые текстыПервые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон: «Knowledge itself is power», «Знание само по себе — сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции), желая выяснить — откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания. Основные приёмы мнемотехники:Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информацииРифмизацияЗапоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучныхНахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информациейМетод Цицерона на пространственное воображениеМетод Айвазовского основан на тренировке зрительной памятиМетоды запоминания цифр:закономерностизнакомые числа Мнемотехнические "законы" памяти Закон интересаИнтересное запоминается легче. Закон осмысленияЧем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. Закон установкиЕсли человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Закон действияИнформация, участвующая в деятельности (т. е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. Закон контекстаПри ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможенияПри изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины рядаДлина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон краяЛучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторенияЛучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённостиЛучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы. ПримерОн обонял и зрил и глазом двигал,и блок тройничный отводил.Лицом и слухом, и языкоглоткой,блуждая, шел добавочной походкой,под языком все нервы находил. Благодарю за внимание!
Мастер класс по развитию памяти:«Вспомнить все» Странный зоопарк Синенькая юбочка
Синенькая юбочкаУ кого на голове синие бантики: у Марии или Бибианы?Как зовут девочку в синих сапогах?У кого из девочек чёлка и костюм в горошек?У кого из девочек есть котёнок: у Хуаны или Бибианы? Запоминательная минуткаВитя и Флора поженились 17 июля 1976 года.Лариса родилась 12 мая 1987 года.Юля защитила кандидатскую диссертацию 21 июня 2013 года.Мэр запланировал грандиозное событие 25 февраля 2015 года. Белый Бим Черное ухо
Пишем историю
Пишем историю
Советский ковер
Советский коверСколько цветков с тремя лепестками изображено на рисунке?Сколько чёрных цветков изображено на рисунке?Сколько на рисунке цветков, у которых есть только пять лепестков, но отсутствуют любого рода дополнительные элементы? Только криптография
Только криптография
Будьте наблюдательны. Занимайтесь спортом. Соблюдайте внешний порядок: всегда храните часто используемые вещи на одних и тех же местах. Пойте песни, объясняйте рецепты, цитируйте поэзию и запоминайте сказки, чтобы потом рассказывать их вашим детям или внукам. Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте идеи (абстрактные и не только) к образам.