Урок русского языка Правописание чередующихся корней КОС- КАС


Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме
«Буквы а и о в корне -кас- - –кос-»
Цель урока: Организовать учебную деятельность учащихся по освоению темы « Буквы а и о в корне -кас- -кос -»
Обучающие задачи:
- познакомить учащихся с правописанием корня с чередованием -кас-, -кос-;
-научить различать написание корня с чередующимися гласными;
-повторить и систематизировать ранее изученный материал (правописание корней с чередованием а-о, е-и);
-вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам.
Развивающие задачи:
- способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову;
-развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы;
-продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.
Воспитывающие задачи:
- способствовать воспитанию интереса к родному языку на основе работы с учебным материалом ,самостоятельного поиска новых знаний по русскому языку.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, записи на доске, индивидуальные таблицы, раздаточный материал.
Ход урока.
1 Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности у уроку.
2Актуализация знаний.
Учитель: Выполните первое задание :из диктуемых предложений выписать глаголы.
1 Я пробирался по тропинке через поле.
2 Бабушка предложила нам чай с малиновым вареньем.
3 Вдоль оврага вырастает злая крапива.
4 Снова замерло всё до рассвета.
Учитель: проверьте свою запись .Презентация (Слайд№2)
- Что общего у всех слов?
( Все глаголы с чередующимися корнями)
-Что такое чередование?
-Давайте вспомним, по каким правилам написали глаголы.
3 Введение в тему с постановкой цели урока.
Учитель предлагает прочитать слова, записанные на доске.
касаемся прикосновение
прикасаться коснулся
-Что общего у этих слов? Можно ли назвать их однокоренными?
-Почему по- разному пишутся корни этих слов?
_-По какому принципу слова разделены на две группы?
( Ученики высказывают предположения, затем формулируют цель урока: выяснить, в каких случаях пишется буква о, в каких а, вывести новое правило правописания корней с чередованием в корне ­кас­ – ­кос­.)
Запись темы урока на доске и в тетрадях.
4 Открытие новых знаний.
Учитель: Чтобы понять тему нашего урока предлагаю послушать «Сказку о двух братьях КАС и КОС».
Чтение сказки сопровождается просмотром учебной презентации.( слайды 2-6 )
«Жили–были на свете два брата Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей вот . Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а - неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс а. «Тот, что с другом а, тот Кас, а тот, что один тот Кос»,- говорят окружающие.Вот так суффикс а стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными. Вот так суффикс а стал очень важной персоной .Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.»
Учитель:
_-Как сказка помогает объяснить правописание чередующегося корня кос и кас?
-Почему суффикс –А- назван очень важной персоной?
Проговор правила в парах, обучение правильному оформлению орфограммы№26( слайд№9)
Учитель:
Как называется орфограмма?
Назовите её опознавательный признак?
Каково основное условие выбора букв о-а?
Учитель: Выполнение упр.184( работа в парах)- выявление условий для написания букв о-а в корне -кас- _-кос-. Чтобы лучше запомнить правило посмотрите слайд презентации( слайд№8)
Если видишь, что за корнем
появился суффикс А.
То, без всякого сомненья,
Корень « Кас » пиши всегда
5. Развитие учебно­языковых и правописных умений.
1 Работа по учебнику.
Учитель:
-Какие значения имеют слова с корнем- кас- _-кос?
( 1Дотрагиваться до чего- нибудь.2 Затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме.
3 Иметь отношение к чему- нибудь.)
-Какое из этих значений прямое , а какие переносные?
Выполнение упр.185 по рядам (1ряд выписывает словосочетания с о значением «Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь» ;2 ряд- со значением « иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь»;3 ряд- со значением» иметь отношение к чему-нибудь или кому- нибудь».
Дополнительное задание: записать транскрипцию слово «мяча» из упр.185, охарактеризовать согласные звуки.
2Объяснительный диктант(с графическим объяснением правописания чередующихся корней)
1 Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он.(А. С. Пушкин)
Учитель:
-Из какого пласта лексики слова « перстами», « зениц»?
( Это устаревшие слова, архаизмы)
2 Опускаются ласточки к самой воде, чуть касаются влаги крылом. ( И.А. Бунин)
Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор этого предложения.
3 Подрастают в буйной силе молодые деревца, это мы их посадили возле школьного крыльца.
Дополнительное задание: начертить схему предложения.
4 Добрый ветер с участливой лаской нас касался усталым крылом.( М. Цветаева)
Учитель:
-Какое средство выразительности используется в этой стихотворной строчке?
5 Вот наступает ночь, и багровая заря уже касается верхушек дальних сосен.
Физкультминутка под слайд № 10 презентации.
Чтобы нам не ошибаться,
Когда –КАС- должен писаться,
А когда напишем –КОС-,
Мы ответим на вопрос:
Есть за корнем суффикс –А-?
-КАС- напишем мы всегда;
-КОС- напишем мы тогда,
Когда нет за корнем –А-.
4 Создание проблемной ситуации.
Учитель:
-Как нужно писать слово « косарь»?Что означает это слово? Презентация ( слайды №11-12) )
1 Тот, кто косит траву, злаки.
2 Большой нож с толстым и широким лезвием.
3 Денежная единица. Это слово- жаргонизм.
-Что необходимо учитывать, когда пишем слова с корнем –кос- - -кас-?
( Лексическое значение слова)
Запишите слово « косарь».
-Как называются слова, которые имеют одинаковое звучание и написание, но совершенно разное лексическое значение?
( Омонимы)
- От какого слова образовалось слово» косарь»?
-Что такое коса?(слайд№13)
(1 Сельскохозяйственное орудие.2 Сплетённые вместе пряди волос.
3 Идущая от берега узкая полоса земли, отмель.)5Словарно- орфографическая работа.
Учитель: запишите слово « касатка». Это слово пишется с буквой А и с буквой О.
( Слайды № 14-15 презентации)
-Что означают слова « касатка» и « косатка»?
(«Касатка» -вид ласточки, ласковое обращение к кому- нибудь ( в народной речи, в поэзии)
« Косатка» - дельфин.)Учитель: запишите слово «косач». Это слово пишется с буквой О.Слово это нужно запомнить.
-Что означает слово « косач»?( слайд№16)
Учитель:
- Что необходимо учитывать, когда пишем слова с корнями –кос-- кас-?
( Лексическое значение слов)
6 Закрепление знаний.
Распределительный диктант ( слайд№17)
Учитель: Запишите словосочетания в два столбика:1 С чередующимся корнем –кос- - кас-
2 Без чередующегося корня – кос—кас-
Легкое прикосновение, накосить травы, начертить касательную, дальний косогор, защитная каска, касаться острых вопросов, неприкосновенный запас, косматый зверь, прикосновение рук, началась косьба.7 Проверка усвоения темы.
Выполнение теста.
1 В каком слове пишется буква А? 
А)  К…снутьсяУ)  К…сатьсяР)  Прик…сновениеБ)  К…снулись2 В каком слове нет корня с чередующейся гласной? 
М)  Примирять( врагов)
В) Замирать
Г)  Умирать
3 В каком слове есть орфограмма « Буквы о и а в чередующемся корне –-лаг- лож-»? 
О) Сложный
П) Наслаждение
Н) Изложение

4 Укажите строчку, в которой все слова являются исключениями.
А )  Растительность, росла
И ) Ростов, росточек
Г)  Выросла, ростовщик
 5 В какой строчке нет слов с чередующимися корнями кос-кас?
Д) Касательная, тебя не касается
К) Коснулся, касаюсь
Ц) Косьба, касатка.
6 В каком предложении есть слово с орфограммой «Буквы О и А в чередующемся корне -кос-, -кас-»?
A)  Первые лучи солнца к…снулись верхушек деревьев.
B) У девочки была рыжая к…сичка.
C) К…сари вышли на луг.
D) Мишка к…солапый по лесу идёт.
8Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
В данных предложениях выделенные глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).
Наступил вечер. Туристы устроились ___________на отдых у реки. Быстро поднялись _____________на берегу палатки. Последние лучи солнца трогали _____________ вершин деревьев. По оврагам расходился __________туман. Путники стали искать ________сучья для костра.
9Рефлексия( подведение итогов занятия)(слайд№18)
Учитель: продолжите предложения
Я узнал…
Я понял…
Я вспомнил…
Мне было интересно…
Мне было трудно…