Конспект урока русского языка в 6 классе на тему Правописание гласных в корне -кас-/-кос-


Правописание гласных в корне –кас-/-кос-
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема Правописание гласных в корне –кас-/-кос-
Тип урока Урок «открытия» новых знаний.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные: Знать о чередовании гласных а-о в корнях; научиться объяснять правописание данной орфограммы. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.Основные понятия Чередование, корень
Решаемые проблемы Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?
Деятельностный компонент урока Уметь:
- находить орфограмму;
- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной;
- пользоваться толковым словарем.
Формы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.
Эмоционально-ценностный компонент урока Знакомство с произведениями художественной литературы.
Оборудование ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
1. Актуализация знаний.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде овощи соб___рать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо соб___рать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл___гал помощь, а они отказываются. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл___гает сл___гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил___жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее Дядя Фёдор!»
Выполняют работу на листочках. Взаимопроверка по эталону.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 2
- Как называются такие корни? (корни с чередующейся гласной)
Наблюдение, на доске написаны слова. Найти сходство.
Прикоснулась, касание
Прикосновение прикасаться
Коснуться касается
Соприкосновение соприкасается.
Отвечают на вопросы учителя.
3. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фомулируем, записываем)
Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование)
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень
Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От суффикса -а-.)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.104 Учащиеся обсуждают ситуацию.
Учащиеся формулируют тему урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).
1. Выделить корень;
2. Посмотреть, есть ли суффикс –а-: если есть, то и в корне тоже пишем а, если суффикса -а- нет, то в корне пишем букву о.
Значения слов сходны?
Словарно-орфографическая работа.
-Определим общее значение слов.
- К этой группе слов можно добавить такие слова, как КОСОЙ, КОСИТЬ, КОСЬБА, КОСИТ? Почему?
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий.
5. Развитие речи - А теперь составьте с одним из слов предложения ( 1 в. - простое распространенное, 2 в. – сложное). Включите в предложение метафору или олицетворение.
Конструируют предложения.
Физкультминутка Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.1.     Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+2.     Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+3.     Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+4.     Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-5.     Если в предложении Золотые волосы были у Марины, встречаются слова с полногласным сочетанием, то сели.+ Выполняют упражнения
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
Орфограмму выделите, выбор объясните.
Упр. 184. Учащиеся работают у доски и пишут в тетрадях, проговаривая условия выбора орфограммы.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Организация учебного процесса на этапе 7
 Задание: работа с перфокартой, впишите только гласные в корнях с чередованием.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.
8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: повторить и закрепить
Организация учебного процесса на этапе 8
Упр. 186. Задание: распределите слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Корни с чередованием Другие корни
Заполняют таблицу, работают в парах
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
или
Составить связный текст «Приключения корней –кас- и –кос».
Записывают задание.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
К_____снись.
Прик_____саться.
Прик_____сновение.
К_____сание.
К_____снётся.
К____сательная.
Прик____снусь.
К_____сой.
К_____снулись.
К____сается.
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде овощи соб___рать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо соб___рать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл___гал помощь, а они отказываются. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл___гает сл___гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил___жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее Дядя Фёдор!»
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде овощи соб___рать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо соб___рать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл___гал помощь, а они отказываются. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл___гает сл___гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил___жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее Дядя Фёдор!»
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде овощи соб___рать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо соб___рать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл___гал помощь, а они отказываются. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл___гает сл___гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил___жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее Дядя Фёдор!»
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде овощи соб___рать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо соб___рать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл___гал помощь, а они отказываются. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл___гает сл___гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил___жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее Дядя Фёдор!»
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде овощи соб___рать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо соб___рать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл___гал помощь, а они отказываются. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл___гает сл___гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил___жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее Дядя Фёдор!»
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде овощи соб___рать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо соб___рать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл___гал помощь, а они отказываются. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл___гает сл___гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил___жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее Дядя Фёдор!»
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде овощи соб___рать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо соб___рать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предл___гал помощь, а они отказываются. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предл___гает сл___гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прил___жить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее Дядя Фёдор!»