Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе Правописание гласных в корне — кас-кос-


МБОУ СОШ № 11 г. Северобайкальск
Базыкина Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка на тему: «Правописание гласных в корне -кас-кос-"
Тип урока: открытие новых знаний.
Технология урока: урок-практикум.
Метод: частично-поисковый.
Цель урока:познакомить с правописанием гласных в корне -кас-кос-; формировать умение правильно писать слова с данной орфограммой.
Задачи урока: знать условия выбора букв о-а в словах с корнем кос-кас; уметь находить орфограмму «Буквы о-а в корне кас-кос»
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
карточки
Планируемые результаты: знание условий выбора букв о-а в корне кас-кос; умение распознавать слова с чередующимися корнями кас-кос и применять правило их написания; владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора слов.
Предметные: знать правила, регулирующие выбор букв О или А; уметь сравнивать условия выбора.
Формировать УУД
Познавательные. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
Строить логические рассуждения. Производить анализ, синтез, сравнение.
Регулятивные. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать проблему урока. Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы). Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Проверка д/з. (работа в парах) Приветственное слово учителя:
Дорогие ребята, уважаемые гости, я рада вас видеть и надеюсь,что наш урок будет для вас интересным и полезным!
Откройте тетради, запишите число, классная работа.(Слайд 1) (солнышко)
Сегодня вас приветствует вместе со мной милое солнышко, которое пусть подарит вам не только свое тепло, но и хорошее настроение.
Вместе с ним мы отправимся в путешествие, а для этого нам необходимо проверить, как мы подготовились к путешествию. Итак, проверим домашнее задание.
Ребята, что такое словообразовательный разбор слова? Чем он отличается от морфемного разбора?
Задание 1. Подберите к слову солнышко 4-5 однокоренных слов и выполните словообразовательный разбор.
Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного разбора?Прочитайте получившиеся слова. Каким способом образовано слово солнышко? Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего соседа. Результат занесите в оценочный лист.
(Слайд 2) Солнце, солнечный, солнечно, солнышко, подсолнечник
Какие есть замечания? Кто хочет дополнить?
Ребята, тем, у кого получилось 4 и более слов и верно выполнен словообразовательный разбор, поставьте в оценочном листе 3 плюсика, у кого 3слова – 2 плюсика, 2 слова - 1 плюсик. В конце урока вы посчитаете общее количество плюсов, выведете результат вашей работы и сдадите тетради и оценочные листы на проверку, а я выведу итоговую оценку, проверив грамотность записей. Будьте внимательны! Приветствие учащихся. Запись учащимися числа, «Классная работа»
Принцип психологической комфортности.
УУД:
Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,
личностные, коммуникативные., регулятивные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивации к учению.
2.Актуализация
знаний.
3. Постановка учебной темы и целей урока.
4.Наблюдение над языковым материалом.
5.Усвоение новых знаний.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление новых знаний.
8. Развитие речи с последующим закреплением.
Словарная работа.
9. Самоконтроль и самопроверка по эталону.
10. Домашнее задание.
11. Рефлексия деятельности.
Ребята, сегодня мы с вами снова совершим лингвистическое путешествие в страну «Чередование». Когда-то мы уже были её гостями и знаем, что эта страна имеет несколько городов,с жителями которых мы знакомы. Это чередующиеся гласные е-и, о-а. А сегодня мы посетим ещё один город.
Прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами повторим изученные ранее орфограммы и проведем эту работу в форме орфографической разминки.
Внимание на экран. (Слайд 3)
Прочитайте предложения и назовите слова с пропущенными чередующимися гласными буквами, орфограммы которых вам известны.
Какие орфограммы представлены в этих словах?
Что общего в правописании корней лаг-лож, раст-ращ-рос?
А сейчас давайте оценим себя. Поверку проведём в форме игры «Светофор». Кто допустил ошибку, тот получит красный жетон.
А теперь оцените себя. (Слайд 4)
3 плюсика – 0 ошибок.
2 плюсика – 1-2 ошибки.
1 плюсик – 3-4 ошибки.
А почему вы не назвали слова: роса, касается, коснулась.
Какие корни в них представлены?
Что нам сегодня предстоит сделать на уроке?
Какова будет тема нашего урока? «Буквы а-о в корнях кас-кос». (Слайд 5)
Запишите тему урока.
Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с правописанием гласных в корнях кас-кос, уметь находить орфограмму и знать условия выбора букв а-о в корнях кас-кос).
А ещё, ребята, я хочу вам напомнить, что эта тема так же, как и ранее изученные чередующиеся гласные, встречаются в задании ЕГЭ.
Что необходимо сделать, чтобы достигнуть поставленной вами цели?
Для решения поставленной цели я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условия выбора а-о в корнях кас-кос.
Итак, отправляемся в город кас-кос. Внимание на экран. (Слайд 6)
Прочитайте слова.
Чем они объединены?
Какое задание можно придумать к данным словам?
Распределите слова в зависимости от правописания.(Слайд 7)
Выделите корни, сравните столбцы. В чем отличие? Выделите суффикс а.
Что вы наблюдаете в корнях слов? Какие гласные чередуются?
Какую мы ставим перед собой задачу? (Наша задача – разобраться, когда в корне с чередованием пишется безударная а, а когда о.Сделайте вывод, от чего зависит правописание корней кас-кос?
Проверьте свои выводы, воспользовавшись помощью учебника.
Работа с учебником: Чтение правила.
Откройте учебник на странице 104 параграф 36. (Чтение правила и образца рассуждения.)
Ребята, вернитесь к первому заданию и скажите, какие чередующиеся гласные должны быть в словах касается и коснулась.А какое значение имеют слова с корнем кас-кос?
Продолжим работу в парах. Расскажите друг другу правила и оцените.
Ребята, перед тем как отправиться на станцию «Закрепление», мы сделаем остановку на станции «Физкультминутка».
Ну а теперь в путь!
Ребята, а не хотите ли вы узнать каким же образом появился суффикс а за корнем кас?
Об этом нам расскажет лингвистическая сказка. (Слайд 8)
А теперь применим наши знания на практике.
Выполняем упражнение № 184. Читаем задание.
Два человека работают у доски, а остальные самостоятельно и оцениваете себя в оценочных листах.
Все ли согласны с работой ребят у доски? У кого есть замечания? Оцените себя и своих товарищей, работающих у доски.
Ребята, вы не забыли, что мы с вами путешествуем по стране «Чередование»?
Давайте мысленно перенесемся в нашу родную школу.
Внимание на экран. (Слайд 9)
Скажите, каким является 2016 год для нашей школы?Какое значение имеет слово юбилейный? Сколько лет исполнилось нашей школе? Кто знает, в каком году началось строительство нашей школы? Значит, наша школа отмечает юбилей.
Какая орфограмма в слове юбилей? Какое это слово?
Откройте свои словари и запишите новое словарное слово.
Давайте составим предложение на тему: «Юбилей школы №11», используя в нём слова с чередующимися гласными в корнях, которые мы с вами изучили.
Прочитайте получившиеся предложения. Оцените себя. (Одно лучшее предложение записываем на доске и подчёркиваем в нём главные члены предложения.)
Итак, наше путешествие подходит к завершению, но нам осталось самое важное.
Что? Правильно. Проконтролировать себя и оценить свою работу.
Предлагаю поработать в группах.
Для каждой группы составлено задание на карточке и лежит у вас на парте.
Задание для первой группы: Распределить слова по орфограммам.
Задание для второй группы: Вставить пропущенные буквы и найти четвёртое лишнее.
Задание для третьей группы: Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Работа с текстом.
Работаете в карточках, оцениваете себя по ключу. Вносите результат в оценочный лист и посчитайте количество плюсов за все виды работы в течение урока.
Итак, это была последняя остановка в городе «Кас-кос». Нам осталось записать домашнее задание и подвести итоги.
Домашнее задание: (по выбору)(Слайд 10)
1.Составить 6-7 словосочетаний с изученной орфограммой.
2. Упр.185.
3.Составить связный текст, используя слова с изученной орфограммой, озаглавьте его.
А теперь оценим результаты своей деятельности.
Что нового вы узнали, путешествуя по городу «Кас-кос».
Какую цель ставили? Какой результат планировали?
Насколько мы его достигли? Чему научились?
Посчитайте кол-во плюсов, соотнесите результат работы со смайликом на слайде. (Слайд 11)
А теперь заполните последний столбик оценочного листа и сдайте их вместе с тетрадями.
Уходя, не забудьте оставить частичку своего настроения в городе «Кас-Кос».
Если вы довольны своей работой, то приклейте зеленый стикер.
Если, кому есть в чём разобраться, то приклейте жёлтый стикер.
Спасибо за урок! Запись учащимися числа, «Классная работа»
Записывают предложение и отвечают на поставленные вопросы (несколько уч-ков работают у доски)
Записывают тему урока
Формулируют цель.
Коллективная работа
ель урока.
Коллективная работа.
Формулируют правила.
Работа в парах.
Физкультминутка.
Индивидуальная, парная, коллективная работа.
Ребята составляют и записывают предложения в тетрадь.
Самостоятельная работа в группах, анализ работы, оценивание себя по критериям, которые предлагает учитель.
Запись учащимися задания в дневники. Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: подвести к теме, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Регулятивные:умение учащихся выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения, планировать своё действие в соответствии в поставленной задачей.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: уметь систематизировать учебный материал, изученный ранее.
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что нужно усвоить.
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, определение основной информации.
Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний, выбирать решения, выстраивать логическую цепочку рассуждений, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Личностные:
устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные: умение работать в парах, самооценка.
Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,
Личностные:
Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый, познавательный интерес. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.
Регулятивные:
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё подлежит усвоению.
Личностные:
Самоопределение, коммуникативные, аргументировать свою точку зрения.