Урок русского языка в 6 классе. Правописание корней кас-кос.


Тема: Буквы а–о в корне кас- - -кос-
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему,овладевать различными приемами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (картина) , преобразовывать информацию ( из репродукции, слов в связное высказывание).
М/к: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.
ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне кас- - -кос-, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы, создавать устные и письменные тексты-описания пейзажа с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.
Ход урока
1.Организационное начало.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу, а ты мне поможешь?
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
1.Актуализация ранее полученных знаний.
- В каком разделе русского языка мы работаем? (Словообразование и орфография. Культура речи)- Что изучает словообразование? (с помощью чего и от чего образованы слова)
- Как образуются слова? ( при помощи морфем, сложением основ, сложением слов, переходят из одной части речи в другую)
- Назовите основные способы образования слов в русском языке (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный (морфемные)Сложением основ. Сложением слов. Переход из одной части речи в другую)-Приведите примеры.
- Что такое морфемы? (части слова)
-Назовите морфемы в слове перелесок.( пере, лес, ок)
О чём мы говорили на предыдущем уроке? ( об этимологии слов).
Подготовка к восприятию нового материала.
Я напишу на доске цифры 12 и 13. Кто мне скажет, что связано с этими цифрами?
2.Итак, с какими орфограммами в корнях с чередованием мы с вами знакомились в 5 классе?
Лаг-лож, рос –раст-ращ.
Назовите правила. Как пишутся эти корни?
Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.
3.К нам обратился ученик 5 класса Нил Баширов. Он подготовил статью для районной газеты. Но у него возникли некоторые трудности, связанные с орфографией и пунктуацией. Я предлагаю всем вместе поработать и помочь ему решить орфографические и пунктуационные задачи.
В конце сентября прошла спортивная игра “Весёлые старты”. В ней участвовали две команды: команда 5 класса, и команда 6 класса.
Игра прошла очень весело. Было много интересных конкурсов. Один из них назывался “Кенгуру”. Нужно было держать мяч между ног и прыгать, не к...саясь его руками. В ней наш класс победил.
Но больше всех мне понравился конкурс, когда по свистку учителя нужно было первой подбежать и взять мяч или хотя бы его к...снуться. Начинали мальчики. Я, Нил Баширов, принес своей команде три очка. Наши девочки тоже постарались и опередили шестиклассниц. Перед заключительным конкурсом наш класс выигрывал.
Последним соревнованием было перетягивание каната. Но мы пр...играли. Некоторые из нас в...сели в воздухе и даже не к...сались ногами пола.
К счастью, итогом “Веселых стартов” стала ничья (12:12). Мы пожали соперникам руки, и все вместе поаплодировали.
II. Актуализация знаний.
1.Выпишем слова, которые вызвали затруднение у Алексея. Как вы объясните их правописание?
2.Согласны ли вы с пунктуацией в первом абзаце?
3.Посмотрите внимательно, нет ли у Алексея речевой ошибки?
III. Создание проблемной ситуации.
Подводящий к теме диалог:
- Какие буквы мы напишем на месте пропуска? Как объясним?
- В какой морфеме пропущены буквы?
- Можно ли определить эти гласные, подобрав проверочные слова?/нет/.
- Значит, существует другое объяснение, которое мы пока ещё не знаем.
Выпишите эти слова в рабочий лист, оставив место для буквы в корне. Давайте попробуем открыть закон правописания гласных в этих корнях.
IV. Постановка проблемы.
Сформулируем тему нашего урока. Запишите тему.
- Что же будет являться целью нашего урока? Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-, а когда корень -кас-?
V. Поиск решения
- Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условия выбора гласных о-а в корнях -кос-/-кас-- - Давайте вернемся к словам Нила прикоснуться, прикасаться.
И добавим еще два:
прикосновение и касание
Проведем наблюдение:
-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.
-А теперь скажите, что вы заметили?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)
Теперь вы готовы сформулировать правило. Ученики формулируют правило.
Проверим себя.
Выполнение заданий разнопланового уровня
Задания рядам.
Ряд 1.
Пакет заданий для самостоятельного изучения темы.
1. Изучите орфографическое правило на стр. 166 учебника Русский язык “Практика”
2. Рассмотрите, как графически обозначается орфограмма.
3. Заполните карточку.
Чтобы выбрать гласную ____ или ____ в корнях _________ - _________, нужно посмотреть, ___________________________________________________. Если __________________, то в корне пишем гласную ______, если ____________________, то в корне пишем гласную ____.
Например: _______________________________________________
4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
К...сание, к...снешься, прик...сновение, к...саемся, к...саясь, к...снись..
Ряд 2.
1. Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение групп однокоренных слов.
Сделайте вывод, в словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных в корне.
Коса, косить, косарь – Косой, искоса, косо – Касание, прикоснуться, касается –
3. Определите условия выбора орфограммы.
4. Составьте схему-алгоритм применения данного правила
Ряд 3.
Прочитайте данные сведения, на основе их составьте памятку.
Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением “дотрагиваться до чего-либо”:
К...саться – к...снутьсяК...сайся – прик...снись
Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать “ленивое” слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к...снуться, прик...снись. В этих словах “спрятались” ленивые “сну” и “снись”, при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.
В словах к...саться , к...сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.
Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.
4.Выводы по работе.
1) Выделение корня. Определение лексического значения корней. Вывод. Чередование происходит в корнях с каким лексическим значением?
2) Составление алгоритма на доске.
Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – - кас-?
Выделить корень.
Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.
3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.
Памятка:
А перед суффиксом -а- касаться прикасаться касательная
О перед -сн- прикоснуться прикосновение
-Сейчас мы с вами сделали маленькое, но открытие.
- Достигли мы поставленных целей?
- Какой следующий шаг мы должны сделать?
(Потренироваться в написании слов с корнями -кос-/-кас-)
Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.
Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
Какие лексические значения имеют слова с корнем –кос- - -кас-?
1.Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь.

Игрок коснулся клюшкой мяча.
2.Затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему.

Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить её не смог.
3.Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным.

Соблюдение правил дорожного движения касается всех.
Закрепление.
1.Игра «Корректор».
Составь предложения.
1.Солнце деревьев вершин к-снулось.
2.Вдруг мелодия уха удивительная к_снулась.
3.Луч каждого солнца к_сался цветка.
4.Почти облака к верхушкам прик_сались берез.
2.Вставьте пропущенные буквы. Кто быстрее?
К_саться дна
К_снуться плиты
К_сание мяча
К_сались растений
К_саюсь темы разговора
Только не к_сайтесь истории
К_сается рукой
К-сательная линия
Русая к_саК_сательно данного вопроса
Провести к-сательную к окружности
Одно к_сание руки
Прик_снуться к ране
К_снуться плеча
К_саться прошлого
Не к-сались земли
Распорядиться к-сательно убранства
Красная к_сынкаМожно ли применить правило к словам коса, косынка ?Почему, ведь в них тоже есть сочетания кос? (Под ударением, другое значение, не корень.)
3. Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о.
Обозначьте условия выбора данной орфограммы.
Весло к…снулось воды.
Крючок к…сается дна.
Наши лодки соприк…снулись.
Ветка прик…снулась к лицу.
Осторожно прик…нитесь к ране.
Причинить боль к…санием.
Физминутка.
Грамматическая зарядка
Задание. Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - встаем.
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Предл…жить блины.
Безотл…гательное дело.
К…снуться чуда.
Радостное предпол…жжение.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Не к…саются влаги.
Расположить у костра.
Пол…жение дел.
Устно. Вставьте подходящие по смыслу слона с корнем кас- - -кос-. В каких предложениях эти слова имеют прямое, а в каких — переносное значение?
1) Доброе солнышко ... к травам и цветам, и от этого ... закипела жизнь в маленьких стебельках.
2) Весна ... своим дыханием промерзлой земли, но робкое ... весны еще не пробудило всей природы.
3) Стемнело. Летучие мыши низко и косо чертят черными зигзагами воздух и порою почти ... лица.
Слова для справок: касаются, касание, коснулась, прикосновение, прикоснулось.
Задание 2: Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Вы узнали авторов этих предложений?
“Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
“Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
“ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
“Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про муми – троллей”)
Над дверью домика, где жила Сова распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”).
Работа с учебником. Выполнение упражнения ________
3.Чтобы лучше запомнить тему, предлагаю прослушать сказку о двух братьях Кос и Кас, оживим наши суффиксы.
Жили–были на свете два брата Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс а.
«Тот, что с другом а, тот Кас, а тот, что один, тот Кос»,- говорят окружающие. Вот так суффикс а стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
Итак. Узелок на память!. Если видишь, что за корнем появился суффикс А.
То, без всякого сомненья,
Корень « Кас » пиши всегда.

Рефлексия.
- Подошёл к концу наш урок. Вспомните весь наш урок и закончите предложения.
Сегодня на уроке мы …
Я понял, что…
Домашнее задание.