Конспект урока на тему Русские народные музыкальные инструменты


Русские народные музыкальные инструменты
Класс/дата 4
Тема урока Русские народные музыкальные инструменты
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Методы обучения Наглядный, словесный, проблемно-поисковый
Цель урока Способствовать ознакомлению с русским народными музыкальными инструментами, определению их групповой принадлежности.
Оборудование Образцы работ, ИКТ, презентация по теме урока, раздаточный материал.
Планируемые результаты Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;
-потребность в изучении истории своего народа; чувство патриотизма.
Познавательные:
-овладение общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию)
-овладение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, выдвижение гипотез)
Регулятивные: 
- умение принимать учебную задачу и  сохранять ее на протяжении всего урока;
 - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные:
 - умение взаимодействовать в социуме, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей, учитывая позицию партнера;
- организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: - уметь ориентироваться в мире русских народных музыкальных инструментов;
-знать классификацию групп русских народных музыкальных инструментов;
Метапредметные:
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной музыкальной культурой;
-формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Ход урока
Этапы УУД, формирующиеся на данном учебном занятии Содержание
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Орг. этап
(0,5 мин) -волевая саморегуляция, действия смысла образования. (музыкальное приветствие) Здравствуйте.
Меня зовут Ильгиз Ильясович и я сегодня буду вести у вас урок музыки. 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3. Определение темы и постановка цели урока.
Актуализация знаний.
(3 минут)
-познавательные развивать стремление находить информацию о музыкальных инструментах, сравнивать элементы предложенных инструментов.
-регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операци анализа, синтеза, обобщения, сопоставления.
коммуникативные: развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, ставить и формулировать учебные задачи.
-волевая саморегуляция. - Посмотрите пожалуйста на экран и на доску (на доске слова инструменты, прибор, измеритель).
- Выберите то слово, которым можно назвать все предметы на экране.
(убирает рабочие инструменты).
- Какие инструменты остались не экране? Почему именно эти инструменты?
- Да, сегодня мы будем говорить об инструментах музыкальных.
(показываю и играю на балалайке)
-Символом музыкальной культуры какого народа является этот музыкальный инструмент?
- Итак, тема нашего урока «Русские народные музыкальные инструменты». (тема на доске)
(выходит тема урока на слайде)
-Вы хотите узнать о русских народных музыкальных инструментах?
- А почему мы этот должны знать?
-Значит цель нашего урока- узнать о русских народных инструментах. (цель на доске)
-Что мы будем делать на уроке, чтобы узнать о русских народных муз. инструментах?
- Да мы познакомимся с некоторыми муз. инструментами, послушаем, как они звучат, узнаем их особенности.
- И так, давайте знакомится с русскими народными музыкальными инструментами.
- инстру-ты
- муз-ные, а потому что это урок музыки.
- русского народа.
- да
- мы хотим знать какие они , как выглядят.
- посмотрим их.
4. Открытие новых знаний
(7,5 минут)
-познавательные:
Объяснять и находить в инструментах особенности;
-регулятивные: корректировать свои действия, сравнивать.
-познавательные: умение стректурировать знания.
-коммуникативные: развивать умение высказывать собственные мысли.
-личностные: выражать своё отношение к тем или иным вопросам. (Обращаю внимание детей на слайд там в домиках инструменты)
- Взгляните на слайд. Нравится? Перед вами лежат вопросы. Вы, поработав в группе должны ответить на эти вопросы.
(0,5 минут на работу затем задаю вопросы по группам)
- Да, мы нашли особенности этих инструментов. На основе этих особенностей выделяют группы инструментов.
- В первом домике группа - струнно-щипковых инструментов, а во втором домике – группа духовых инструментов.
- Ребята, не только русский народ славится своими духовыми инструментами. Великолепный духовой инструмент есть у татарского народа- курай. Послушайте, как он звучит. (показываю игру на курае)
Что вы представляете, слушая мелодию курая?
-Да, звучание инструментов любого народа напоминает нам о красоте родного края. дети отвечают на вопросы по группам
- красоту родной природы.
5. Проверка понимания материала и закрепление.
(5,5 минут) - А сейчас я предлагаю вам отправиться в музыкальное путешествие. (Слайд 8) Наш путь пройдёт через станцию «Струнно-щипковую», «Духовую», «Ударную, «Клавишную».
Работаем в группах. На столе каждой группы лежат конверты. Каждый участник группы возьмите один конверт. Откройте конверты. Что вы видите?
-Да, это изображения муз. инструментов.
-А теперь каждый из вас (под музыку) должен принести свой инструмент на нужную станцию. (звучит музыка)
- Кто прибыл на эту станцию? К какой группе относятся ваши инструменты?
- А к какой группе относятся ваши инструменты?
-Ребята, посмотрите, а почему 2 станции «Ударная» и «Клавишная» остались без пассажиров?
- Пожалуйста, садитесь. - дети расходятся про станциям.
- инстру-ты.
-струнно-щипковые.
- духовые.
-таких инструментов нет.
6. Информация о домашнем задании.
(1 мин.) Раз есть станции должны быть и пассажиры, в нашем случае это определённые музыкальные инструменты. Каких же пассажиров ждут эти станции? Дома приготовьте иллюстрации ударных и клавишных народных муз. инструментов. Это ваше домашнее задание. -ответы детей по ситуации
7. Оценивание работы учащихся на уроке.
(2 минута) Каждый делает для себя вывод, что он уже умеет. Таким образом, формируются личностные и регулятивные УУД (самоконтроль, самооценка, саморефлексия, способность к саморазвитию) - Наше музыкальное путешествие не завершено. Но часть пути пройдена. Итак, что мы встретили на этом пути?
-Мы узнали особенности этих инструментов?
- Молодцы. Каждый из вас эффективно поработал. Перед вами лежит ваша оценка- «отлично», «хорош», «очень хорошо».
Пусть 1 группа оценит работу второй, 2- работу 3, 3- работу 4, 4- работу 1 группы. (оценивают). Молодцы я свами согласен.
- Ребята, как вы думаете, знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни? Где? Ответы детей
- мы встретили инструменты. Да
- хочу научиться играть на гитаре.
- хочу учится в музыкальной школе.
8. Рефлексия и подведение итогов урока
(0,5 минут) -личностные: умение выражать своё отношение к тем или иным вопросам, свои чувства и ощущения. Ребята, прислушайтесь к своему настроению, и выберите ту нотку, которая созвучна вашему настроению. Уходя, поделитесь со мной и гостями частичкой своего музыкального настроения. Прикрепите свою нотку к нотному стану. До свидания и спасибо вам, ребята, за работу. (уходя, дети крепят свои нотки на нотный стан -думают, отвечают.