«Средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы».


«Средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы».

В условиях внедрения ФГОС второго поколения не только в начальной, но и в основной школе технология развивающего обучения становится основой организации деятельности педагога для достижения новых образовательных результатов. Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения послужило поводом для создания системы уроков разных типов (урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных задач с применением открытого способа; урок контроля и оценки).
Конечно, любая классификация, в том числе и данная, до некоторой степени условна. При этом нужно иметь в виду, что специфика урока, естественно, накладывает свой отпечаток на содержание и структуру его типа. Я выбрала для анализа урок постановки и решения учебной задачи. Уже в этой формулировке видно, что я не смогла ограничиться только постановкой задачи, а в более подробном изложении проявляются и элементы урока контроля и оценки и отработки способа практических действий. Т.е. тема «Местоимение как часть речи» позволила решить сразу несколько учебно-воспитательных задач.
Главный смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания.
Непременным исходным условием организации учебной деятельности является введение ученика в ситуацию, в которой у него возникает и формируется познавательная потребность. Ученик осознаёт отсутствие фактического знания или способа действий, необходимых для выполнения задания или объяснения предъявленной записи. При этом учитель побуждает ученика словесно выразить или охарактеризовать то знание или тот способ, которые ему необходимы.
При постановке учебной задачи противоречие возникает между двумя положениями, между житейским представлением и научным фактом, между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Столкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение.
Для создания проблемной ситуации используются следующие приёмы:
- одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;
- столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
- обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;
-дать практическое задание, не выполнимое вообще;
-дать практическое задание, не сходное с предыдущими;
-дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими и доказать, что задание учениками не выполнено.
Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия учитель управляет поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог.
Учитель прогнозирует возможные ошибочные гипотезы и заготавливает контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирует проверку решающей гипотезы.
Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять орфографические явления, находить закономерности.
Текст побуждения к осознанию противоречия может быть следующим: -Что вас удивило? Что интересного заметили? Сколько точек зрения существует? Сколько мнений в нашем классе? Вы сначала как думали? А как на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Поиск решения предполагает выделение общих признаков, свойств языкового явления и завершается выводами, которые необходимо зафиксировать.
Что касается задач, целью решения которых является закрепление материала и контроль знаний, то они довольно хорошо разработаны, обоснованы и представлены в большом количестве в учебниках. Однако слабо разработаны задачи, предназначенные для самостоятельного приобретения новых знаний, хотя именно этот вид задач должен обеспечить достаточно действенную стимуляцию мыслительного поиска, приводящего к активной исследовательской деятельности.
Одним из путей активизации исследовательской деятельности является работа учащихся по самостоятельному составлению задач, то есть подготовка заданий на изученное правило для товарища. В этом случае каждый ученик составляет контрольное задание для товарища, пользуясь определенными заранее критериями, другой ученик осуществляет контроль правильности составления задания, затем происходит обмен заданиями с другими детьми и самостоятельное выполнение задания: определить служебные части речи, разграничить частицы и омонимичные части речи. Этот приём ценен тем, что в процессе совместной работы реализуется принцип воспитания в обучении, так как взаимное общение предполагает внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению товарища, работать спокойно, не мешая другим учащимся класса, проявлять доброжелательность и готовность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается.
Изучение морфологии на уроках русского языка может послужить средством для формирования всех видов УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных). Урок «Местоимение как часть речи» входит в систему уроков по изучению самостоятельных частей речи.
Следует отметить, что в системе Эльконина-Давыдова урок – понятие вневременное, он может занимать от 10 до 40 минут. Каждый тип урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся. Но «актом учебной деятельности можно назвать отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач». (А.Б. Воронцов)
Следовательно, каждая учебная тема начинается с постановки учебной задачи. Это один из самых трудных моментов работы. Уроки постановочного типа обязательно начинаются с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлые знания ученика. Методической ошибкой является начало урока с «воспоминания о прошлом». Создав «ситуацию успеха», учитель должен предложить другую учебную ситуацию, которая по внешним признакам близка предыдущей, но имеет содержательный элемент, который не позволит решить её известными детям способами. Возникает разрыв между тем, что дети знают, и что они ещё не знают. Перед учителем стоит задача – придумать такое задание, где бы «старые» напрашивающиеся на первый взгляд знания и способы работы детей в новых условиях не сработали и привели к нужной цели.
Использованные формы работы позволили воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету. При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:
- потребность в ярком и образном объяснении нового материала;
- стремление самостоятельно оценивать свои знания на каждом этапе урока, готовность к рефлексии;
- потребность в самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Понятие о местоимении».
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1.Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
3.Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
4.Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации
5.Этап построения проекта выхода из затруднения.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Физкультминутка.
Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: закрепить полученные знания
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Домашнее задание. Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!
Читаю стихотворение
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс друг дуга любит,
Чувствует и слышит.
- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Какой теме будет посвящен наш урок?
- Сообщение темы и цели урока
Запись даты и темы урока
- Изучать местоимение мы будем по следующему плану:
1. Общее грамматическое значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи.
Создает проблемную ситуацию
Работа с предложением.
Такой он пришел несколько дней назад.
- Понятен ли вам смысл этого предложения?
- Кто или что он такой?
- Когда он пришел?
- Какое получилось предложение?
-Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?
- Чем отличаются местоимения от данных частей речи?


Самостоятельная работа в парах.
Задача. Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.
- Какие морфологические признаки имеет местоимение?
… Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.
(А.А.Реформатский.)
Как называет местоимение Реформатский? Почему?

Работа со словосочетаниями.
- В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.
Подарила ребятам, любимый край, пять дней, послышались вдалеке.
- Если кто затрудняется, то можно использовать слова для справок: им, наш, несколько.
- Определите морфологические признаки этих местоимений.
- К какому выводу пришли?
Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..)
Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.
Текст (отрывок) песни на слайде.
Какие местоимения употреблены в песне?
Почему они так называются?
Какова их особенность?
Работа в группах. Выписать местоимения:1 гр. 1лицо, 2 гр.- 2л, 3 гр.-3л.
Выполнять учебное задание, используя алгоритм
- Мы изучили новый материал.
Как вы думаете, что нужно теперь сделать?
- На стр. 43 прочитайте текст упражнения 128
- Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?
- Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим?
- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?
- Выполните это задание, в парах оцените результат.
- Выразительно прочитайте текст.
Какую картину представили?
- Определите стиль и тип речи.
- Озаглавьте текст.
- Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания.
С какими орфограммами и пунктограммами они связаны?
- Обратите внимание на грамматическое построение текста. Что не так?
Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?
Какими местоимениями следует заменить повторяющиеся слова?
Какую роль в тексте выполняют местоимения?
Выполните синтаксический разбор предложения.
Я люблю эту березку.
- Каким членом предложения является местоимение?
- Определите синтаксическую роль местоимения во втором предложении
- Сделайте вывод о синтаксической роли местоимений в тексте.
( + - справился хорошо
+- - думаю, что допустил ошибки
- - мне трудно, я пока не справился.)
Фронтальная проверка.
- Кому из вас потребовалась помощь?
- На каком этапе работы?
- По алгоритму возникли затруднения?
- Пометьте в справочных тетрадях тему для повторного разбора.
-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Называют слова: каждого, из вас, нам, наш
слова являются местоимениями
- наш урок будет посвящен местоимению
- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока
Записывают предложение в тетрадь.

Отвечают на поставленные вопросы.
Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.
Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений
Читают предложение.
Теплый апрель пришел пять дней назад.
Отвечают. Вместо прилагательного теплый, существительного апрель, числительного пять.
Записывают высказывание в тетради.

Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.
Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.
Записывают в тетрадь.
Проверка по эталону.
Отвечают. Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они замещают
Выполняют упражнения
Личные
Они указывают на лицо.
Работают в группах, выполняют задание.
Правильность выполнения задания проверяют по эталону.
Отвечают.
1. Прочитаю предложение
2. Спишу в тетрадь.
3. Выделю грамматическую основу.
4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения.
5. Определю, каким членом предложения оно является.
Подчеркну.
Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.
Читают текст.
Березка.
На склоне небольшого пригорка нашего села одиноко стояла молоденькая березка.
У березки была нежная и светлая атласная кожица. Березка по-детски радостно встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на березке изумрудные листочки.
Я любил эту березку. Любил вдыхать запах листвы березки, смотреть, как березка доверчиво протягивала свои ветви.
Отвечают. Одиноко стоит молоденькая березка. Автор текста любуется ее красотой.
Художественное описание.
Березка.
Работают с текстом.
Несколько раз повторяется слово березка.
Заменить слово березка местоимением.
Работают самостоятельно, сверка с эталоном.
Являются средством связи между предложениями в тексте.
Выполняют синтаксический разбор.

В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением.
Учащиеся отвечают.
Задают возникшие вопросы. Личностные - настрой на позитивное начало урока
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные – планирование урока
Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.
Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.
Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе
Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.
Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.
Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.
Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.
Личностные – формирование критического мышления.
Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.
Коммуникативные – умение сотрудничать.
Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

Регулятивные – понимание цели того этапа работы.
Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.
Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других

Познавательные – умение анализировать информацию.
Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Р8
Самоанализ
На данном этапе работы в рамках ФГОС оказалось сложно переходить от привычной формы оформления урока к новому виду документа по проектированию системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов; на каждом этапе образовательного процесса необходимо было фиксировать те УУД, формирование которых и осуществлялось в рамках урока.
В начале урока четко и конкретно были сформулированы цели. Обучающая цель реализовывалась через различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся и их творческой самостоятельности.
Развивающая цель осуществлялась через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа, через необходимость самостоятельно делать выводы.
Воспитательная цель реализовывалась через использование презентации к уроку, подбор дидактического материала, организацию ситуации успеха и творчества. На данном уроке главной для меня была задача, связанная с ответственностью понимания социальной значимости учения. Решение этой задачи прослеживалось на всех этапах урока. В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе актуализации знаний, когда учащиеся вспоминали и проговаривали правила, изученные ранее. Обогащение словарного запаса осуществлялось во время проведения словарной работы.
Развитие коммуникативной компетенции в анализируемом уроке прослеживалось через все виды речевой деятельности учащихся: чтение, письмо, слушание, говорение. Работая устно, соблюдали основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Анализируемый урок отличает логическое единство и стройность. Содержание урока построено на одной «сквозной» линии». На уроке сочеталось несколько методов обучения.
Наблюдалось преобладание поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. Это явилось следствием созданной адаптивной образовательной среды, позволившей не только организовать плодотворную деятельность, но и способствовавшей творческому саморазвитию личности.
Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась коллективная, парная, групповая, самостоятельная, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Коллективная, парная, групповая формы работы способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам, а также в индивидуальном выборе практической деятельности.
На анализируемом уроке наблюдался высокий темп работы. Это связано с тем, что класс работоспособный, ровный по знаниям. Высокий уровень познавательной активности учащихся обеспечивался за счет нетрадиционной формы проведения урока.
Компьютерные технологии использовались для повышения качества образования учащихся, для ускорения темпа работы на уроке, для проверки различных видов работ учащихся.
Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; адаптивная образовательная среда, поддерживающая стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. На анализируемом уроке моя учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся.
Структура урока соответствовала схеме построения урока комплексного применения знаний, умений и навыков (мотивация, актуализация знаний, образец применения знаний, самостоятельная работа, коррекция, анализ). Этапы урока были логично связаны между собой и вытекали один из другого В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, самостоятельная работа учащихся , парная работа и работа в группах.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась на специально заготовленных листах и в тетрадях. Все виды работ оцениваются отдельно (и не только учителем, но и самими учащимися . Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовало хорошее владение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками; соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).
Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.
Список использованной литературы. 1.  Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. 2.  Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. 3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 4.   Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., просвещение, 1968. – 5.   Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. 6.  Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985. 7.  Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128с. 8. Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М.: 1997. 9. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников. – М.: Педагогика, 1976 г. 10.  Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. 11.   Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Магистр, 1997. 12.  Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. 13 Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта».
14. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000.
15. Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. 16. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
17. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
18. Н.А. Родионова, А.В.Синицкая. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы, Самара, 2014 г.
18. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html
19. http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html