Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11 класс)


Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Химки

Рассмотрено на заседании
ШМО учителей гуманитарного цикла
_________________
Л.Н. Бородулина
№ протокола ______
«___»____________ 2016г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________
Е.В. Байбуртянц
«___» _______2016г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 29
____________________
Н.Г. Каныгина«___»___________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Предмет: Обществознание
Класс: 11
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Валайне Сармите Албертовна
2016
Программа элективного курса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Планируемые результаты освоения ученого курса
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, обществаприроды, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводысравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Содержание программы:
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2 ч.)
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
Общество (2 ч.)
Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Человек (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Духовная сфера общества (3 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Познание (2 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Экономическая сфера общества (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Социальная сфера общества (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.
Межнациональные отношения. Национализм.
Политическая сфера общества (3 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Правовая сфера общества (4 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Решение заданий различных типов (4 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса.
Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Решение познавательных задач. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана.
Эссе (2 ч.)
Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»
Итоговое тестирование (2 ч.)
Решение КИМовСодержание программы:
№ п/п Раздел, тема Количество часов
1 Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы 1
1.1 Входной контроль 1
2 Общество 2
3 Человек 3
4 Духовная сфера общества 3
5 Познание 2
6 Экономическая сфера общества 4
7 Социальная сфера общества 3
8 Политическая сфера общества 3
9 Правовая сфера общества 4
10 Решение заданий различных типов 4
11 Эссе 2
12 Итоговое тестирование 2
Всего часов: 34

Электронные образовательные ресурсы.
№ п/п Название электронного образовательного ресурса Вид электронного образовательного ресурса Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях) Ресурсы сети Интернет
1. Президент РФ http://www.president.kremlin.ru/2. портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена интернет - сайт http://www.еgе.edu.ru3. официальный сайт Министерства образования и науки РФ Интернет-сайт http://www.mon.ru.gov.ru4. портал федерального института педагогических измерений Интернет-сайт http://www.fipi.ru5. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru6. федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» Интернет-сайт http://www.ecsocman.edu.ru7. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru8. Информационно-правовой портал http://www.consultant.ruКалендарно-тематическое планирование
№ урока Неделя Дата (фактическая) Тема урока Тип урока
1 1 неделя Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы Лекция с элементами беседы
2 2 неделя Входной контроль Практикум
Общество (2 ч.) 3 3 неделя Общество – сложная система Лекция с элементами беседы, практическая работа
4 4 неделя Ступени развития общества Лекция с элементами беседы, практическая работа
Человек (3 ч.) 5 5 неделя Человек: биосоциальное существо Лекция с элементами беседы, практическая работа
6 6 неделя Деятельность человека Лекция с элементами беседы, практическая работа
7 7 неделя Социализация Лекция с элементами беседы, практическая работа
Духовная сфера общества (3 ч.) 8 8 неделя Формы культуры. Искусство Лекция с элементами беседы, практическая работа
9 9 неделя Наука и образование Лекция с элементами беседы, практическая работа
10 10 неделя Религия. Мораль Лекция с элементами беседы, практическая работа
Познание (2 ч.) 11, 12 11,12 неделя Формы, виды, уровни познания. Истина. Самопознание Лекция с элементами беседы, практическая работа
Экономическая сфера общества (4 ч.) 13 13 неделя Экономика и ее роль. Экономика как наука и хозяйство Лекция с элементами беседы, практическая работа
14 14 неделя Экономические системы Лекция с элементами беседы, практическая работа
15 15 неделя Рынок. Собственность. Лекция с элементами беседы, практическая работа
16 16 неделя Деньги. Налоги. Инфляция. Лекция с элементами беседы, практическая работа
Социальная сфера общества (3 ч.) 17 17 неделя Социальная система. Социальные группы. Лекция с элементами беседы, практическая работа
18 18 неделя Семья как социальный институт. Социальный конфликт. Лекция с элементами беседы, практическая работа
19 19 неделя Межнациональные отношения. Лекция с элементами беседы, практическая работа
Политическая сфера общества (3 ч.) 20 20 неделя Политическая система Лекция с элементами беседы, практическая работа
21 21 неделя Государство Лекция с элементами беседы, практическая работа
22 22 неделя Политический плюрализм. Политическая власть в РФ. Лекция с элементами беседы, практическая работа
Правовая сфера общества (4 ч.) 23 23 неделя Система права. Отрасли права Лекция с элементами беседы, практическая работа
24 24 неделя Права человека Лекция с элементами беседы, практическая работа
25 25 неделя Конституция РФ Лекция с элементами беседы, практическая работа
26 26 неделя Государственная власть в РФ Лекция с элементами беседы, практическая работа
Решение заданий различных типов (4 ч.) 27 27 неделя Задания на сравнение, на классификацию. Задание на распределение позиций по группам и на установление соответствия Практикум
28 28 неделя Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа. Практикум
29 29 неделя Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Практикум
30 30 неделя Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана. Практикум
Эссе (2 ч.) 31 31 неделя Алгоритм написание эссе, его структура. Лекция с элементами беседы, практическая работа
32 32 неделя Эссе как творческая работа Практикум
Итоговое тестирование (2 ч.) 33,34 33, 34 неделя Решение и разбор КИМовПрактикум