Статья Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка через использование проектной и исследовательской деятельности

Развитие универсальных учебных действий учащихся
на уроках русского языка через использование
проектной и исследовательской деятельности
Дорохова С.Н.,
учитель русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий (развитие основ умения учиться) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования. Универсальные учебные действия -  это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В современной школе остро стоит проблема поиска инновационных методов и форм обучения, дающих учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.
Поэтому приобщение школьников к началам исследовательской деятельности и будет решать эту проблему. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущей в курсе русского языка и выступает как интегрирующая. Уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных, регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий. Изучение русского языка создает условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентирования ребенка в грамматической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Проектная деятельность на уроках русского языка в полной мере способствует формированию у учащихся указанных выше универсальных учебных действий, делает уровень преподавания данного предмета соответствующим современным требованиям образования, формирует метапредметные учебные действия, тем самым способствуя развитию «умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью».
Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов по русскому языку. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
      Информационный проект широко охватывает все виды учебных навыков, т.к. предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории, создания методического пособия. К этому виду можно отнести проекты «Загадочный язык фощеватовцев», «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как средство общения», «Назывные и номинативные предложения». При подготовке проекта учащимися проводится сбор информации по одному из направлений общей темы. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:
предполагать, какая информация нужна,
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Оформление результатов по таким работам представляются в графическом виде (диаграммы, схемы, тематические тетради, словари). Конечным продуктом разработки проекта на тему «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов, результатом работы над проектом «Наши друзья – словари» стал стендовый доклад.
Нужно отметить, что работа с графиками и таблицами - это сложная задача для учеников. Причем было отмечено, что при самостоятельном составлении графика, работа с графическими символами для учеников значительно упрощается. Таким образом, в данных типах проектов преимущественно отрабатываются учебно-организационные и учебно-логические навыки:
работа с символами,
построение таблиц и графиков,
систематичность наблюдения.
Программа 7 класса содержит материал, позволяющий активно заниматься формированием навыка универсальных учебных действий, связанных с работой над таблицами. Изучение темы «Степени сравнения наречия» невозможно без сопоставления с уже известным учащимся материалом о степенях сравнения прилагательных. Предложение учащимся на уроке рассмотреть таблицу, созданную группой исследователей в ходе работы над проектом «Степени сравнения частей речи», и рассказать об образовании степеней сравнения частей речи, сходстве и различии их форм даёт возможность углубить и расширить их представление о структурировании таблицы. Обучает таким видам УУД, как сопоставление, классификация, подбор примеров и аргументов, формулирование выводов.
В таких работах, как правило, присутствуют задания, при составлении и оформлении которых ученикам необходимо использовать навыки, полученные при работе на уроках информатики. Эти проекты междисциплинарные. Они могут многократно использоваться при изучении тем курса, при подготовке к экзаменам и контрольным работам. Чтобы подготовить такой проект требуется глубокое знание теоретических основ курса. Эту работу можно использовать как дополнительную при подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Именные части речи. Всё ли мы о них знаем», «Синтаксис и пунктуация. Всегда вместе?», «Диалектизмы Белгородской области в словаре В.И.Даля», «Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных)», «Переход слова из одной части речи в другую», «Различные виды омонимии в художественных текстах».
Проекты «В поисках утраченного смысла (история происхождения, употребления и изменения значений некоторых слов)», «Занимательная омонимия. Чем привлекает она писателей?» учат исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, делать вывод об употреблении данного языкового явления в творчестве разных писателей, в современном обществе (учащиеся учатся исследовать, обобщать полученный материал, соотносить его с поставленными целями).
Исследовательские проекты выполняются в группах. Совместная проектная деятельность учащихся при работе в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организация взаимодействия в группе, предвидение (прогнозирование) последствий коллективных решений; оформление своих мыслей в устной и письменной речи, применение средств ИКТ; аргументированное отстаивание своей точки зрения.
Проектная деятельность на уроках русского языка играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составлении плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Часть проектной деятельности – защита работы на научно-практической конференции. Мало выполнить работу, необходимо ее презентовать. Такие работы, как «SMS как средство общения», «Причины появления неологизмов в русском языке» включали публичные выступления авторов проектов и активно способствовали развитию учебно-коммуникативных навыков участников проекта. Чтобы рассказывать о проблеме публично, нужно самому представлять всю глубину и широту обсуждаемого вопроса. Главное в работе над таким проектом - коммуникабельность самих участников проекта. В этом виде работы ученики учатся освещать проблему, выделять существенное для своего выступления, задавать вопросы аудитории.
Из всего вышеизложенного следует, что роль проектной и исследовательской деятельности в формировании общеучебных навыков велика, потому что способствуют развитию творческой, коммуникабельной личности, способной к организации самостоятельной деятельности и к взаимодействию.
В МБОУ «Волоконовская СОШ №1» в течение нескольких лет учащиеся и педагоги работают над реализацией проектов. Итогом этой работы являются школьная и районная научные конференции. На ней выступают учащиеся с лучшими исследованиями.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у школьников. На уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные, коммуникативные УУД.
Наряду с достижением предметных результатов, происходит личностное развитие ученика, заключающегося в том, что формируется представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, а следовательно, создаются условия для воспитания положительного отношения к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателе общей культуры и гражданской позиции человека.
Список литературы
Файн Т. Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. №7. С. 35-40
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
Чернявская В.Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория вторичного текста в научной коммуникации. - Ульяновск, 1996.
Заголовок 515