Логопедическое занятие по теме Составление рассказов на тему «Весна пришла» III этап.

Мичеева Елена Геннадьевна
учитель-логопед

Тема: Составление рассказов на тему «Весна пришла»
Класс: 3-4
Тип: логопедическое занятие
Продолжительность урока: 40 мин.
Форма занятия: Групповое (учащиеся с ОНР- III уровня) III этап обучения.
Цель урока: обучение рассказыванию с опорой на серии картинок.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать умение строить речевое высказывание;
- развивать умение составлять рассказы с опорой на наглядность;
- закреплять знания учащихся о типах и структуре текста;
-способствовать развитию самостоятельности при выполнении заданий;
Коррекционно-развивающие:
-учить формулировать проблему и планировать свою деятельность при выполнении заданий, распределять функции при работе в парах (тройках);
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей;
-обогащать словарный запас учащихся путём подбора прилагательных, эпитетов, сравнительных оборотов и глаголов по теме «Весна»;
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление посредством игр, упражнений и использованием схематических изображений;
Коррекционно-воспитательные:
- формировать бережное отношение к природе и эстетическое восприятие произведений искусства;
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Методы и виды работ: беседа, чтение стихотворения, рассказ учителя, наблюдение, самостоятельная работа, парная работа, дидактическая игра
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, подгрупповая
Ресурсы: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, схематичные изображения весенних примет и картинки; перфокарты;
Образовательные ресурсы, в т.ч. из сети Интернет:
Эффективность использования ИКТ: Усиливает наглядность

Планируемые результаты:
Предметные:

· Формировать умение строить речевое высказывание

· Уметь составлять устный рассказ по теме «Весна» с использованием разных типов речи

· Знать и различать типы текстов

· Уметь переносить знания в практической деятельности.

· Подбирать слова – признаки, слова –действия

Метапредметные:

· Проводить анализ учебного материала.

· Работать по предложенному плану, инструкции

· Искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

· Высказывать своё предположение на основе учебного материала

· Осуществлять самоконтроль

· Определять и формулировать цель деятельности на уроке

· Воспринимать художественную литературу как вид искусства

Личностные:

· -Развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

· -Создавать внутреннюю мотивацию к учению.

· Устанавливать общие для всех правила поведения

· Определять правила работы в паре и группе

· Оценивать усваиваемое содержание учебного материала

· Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

· Слушать и понимать речь других

· Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

· Учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1.Постановка
учебной задачи.
Цель:
Мотивация учебной деятельности учащихся.


1. Предлагает прослушивание
Весенних мелодий (звуки капели, журчание ручейка, птичий гомон, шум ветра) по окончанию прослушивания задает вопросы.
Какие природные явления вы представили, прослушав эти музыкальные композиции?
К какому времени года они относятся?

2. Подводит учащихся к выводу, такая весенняя картина напоминает мозаику.

3. Организует словарную работу.
Что означает слово «Мозаика»?

4. Ставит цель занятия -
составить устное сочинение - мозаику о весне и предлагает детям составить план занятия, мотивирует учащихся на учебную деятельность.

Учащиеся целенаправленно прослушивают и отвечают на вопросы.






















Учащиеся ищут необходимое слово в словаре.



Учащиеся составляют план занятия:
1.Составление базы весенних слов.
2.Составление «весенних» словосочетаний.
3.Составление предложений о весне – весенних зарисовок.
4.Составление общего текста «Вот и пришла весна!».

Коммуникативные УУД
Формирование умения вести диалог с учителем.


Познавательные УУД
Умение работать с дополнительной литературой,
Регулятивные УУД
Формирование умения составлять план действий, следовать ему, формирование умения выслушивать других.

Коммуникативные УУД
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);
– слушать и понимать речь других;

2.Учебная задача.
Цель:
Подготовка к сочинению-описанию
1. Работа с карточками весенних примет.
2. Беседа по личным наблюдениям
3.Работа с перфокартами

5. Задает вопросы о типах текста.
Какого типа текст у вас должен получиться?
-Почему?
-Элементы каких ещё типов текста обязательно будут присутствовать?
-Что мы будем описывать в нашем рассказе?
- О чем еще можно будет рассказать?
-А в заключении мы порассуждаем о вашем отношении к этому времени года.

6.Предлагает вспомнить с чего начинается работа над сочинением?
Обращает внимание на схемы, обозначающие признаки весны.
Это и будет план нашего сочинения.
Мы с вами знаем из уроков по окружающему миру, что есть три весенних периода. Назовите их.
Весна солнца и света - это...март,
весна воды - апрель,
весна зелени - май.
5. Предлагает объединиться для работы.
Для этого нужно достать из конвертов листы цветной бумаги (листы бумаги желтого, голубого, зеленого цвета).
Дает задания группам.
1 задание для групп: установить логическую последовательность прихода весны.












Предлагает объяснить свой выбор, ответив на вопросы.
-С чего начинается весна?
-Благодаря чему пробуждается природа?
-Какие волшебные превращения совершает маленький солнечный лучик?

У нас получилась весенняя картинка, но она какая-то хмурая, унылая. Давайте раскрасим ее по-весеннему.
6. 2 задание для групп:
Нужно подобрать и записать красивые слова и выражения, эпитеты и сравнения к данным существительным, которые помогут вам в составлении рассказов.
-Предлагает для начала определить, к какому периоду весны относятся слова, обозначающие приметы.
Для 1 группы слова: весна, небо, солнце, облака, снег, проталины.
2 группе: сосульки, ручейки, птицы, животные, первоцветы.
3 группе: деревья, почки, листочки, травка, насекомые, люди.


Учащиеся отвечают на вопросы.

Текст описание с элементами повествования, рассуждения.




Будем описывать изменения в природе.












Схемы на доске: проталины, солнце, сосульки, птицы летят, первоцветы, ледоход, набухли почки, животные, цветы, насекомые, деревья в зеленом наряде, цветет сирень, черемуха.











Работа в парах (тройках).








Учащиеся выполняют задание.
1. природа просыпается
2. солнце сияет
3. снег темнеет
4. сосулька плачет
5.чернеют проталины
6. птицы весну принесли,
7 . показались первоцветы
8. журчат ручьи
9. начался ледоход
10.набухли почки
11. животные весной
12. зеленый наряд весны
13.цветы, насекомые
14. цветет сирень, черемуха
Учащиеся объясняют порядок появления весенних примет.

Солнце пригревает, капают сосульки, появляются проталины. На проталинах появляются первоцветы. Ручьи бегут всё быстрее, на реках начинается ледоход.
На деревьях набухли почки. Прилетели птицы. Просыпаются от спячки животные и насекомые. Всюду зелень, цветы, летают бабочки и пчёлы, цветёт сирень, черёмуха.







Работа в перфокартах.






У кого листы желтого цвета, составляют рассказ о весне солнца и света - марте; голубого - весне воды - апреле; зеленого – весне зелени – мае.
предметы
признаки
действия

весна
красная
долгожданная
теплая
наступила
пришла

небо
чистое
голубое
ясное
весеннее
как лазурь


солнце
теплое
веселое
лучистое
светит
пригревает
улыбает-
ся

облака
кудрявые
белоснежные
словно завитушки замысловатые
плывут

снег
сырой
мокрый
темный
ноздреватый
потемнел
тает
осел
покрыл-
ся настом
отвердел

проталины
черные
рыжие, словно маленькие веснушки
появились
темнеют

сосульки
длинные
холодные
свисают
плачут
капают
словно барабанная
дробь
капели

ручейки
весенние
звонкие
веселые

бегут
журчат
звенят
шумят
струятся

птицы






животные
веселые
поющие
крикли-
вые
заботли-
вые,
шумли-
вые
неугомонные

хлопотливые
вернулись
радуются
поют
скоро
выведут птенцов


просну-
лись
меняют
шубки

первоцветы
первые
ранние
белоснежные
нежные
пробива-
ются
появились
показались
распустились

деревья
голые
грустные
ивы цветут
на березах, осинах и тополях развешаны серебряные сережки

оживают
просыпаются
стоят
ждут

почки
набухшие
набухли
лопнут

листочки (листва)
зеленые
клейкие
молодые
нежные
появятся
зазеленеют
распус-
тятся

травка
молодая
сочная
зеленая
как щетинка
зазеленела
заворси-
лась

цветы подснежники
медуница

яркие
разноцветные
пестрые
солнышки мать-и-мачехи
пестреют
цветут
радуют
глаз


насекомые
пестрые
нарядные
трудолюбивые
порхают
перелетают
собирают
мед

сирень
черемуха
яблони
вишни
цветущие
мохнатые гроздья белых цветов
расцвели
распустились

люди

радуются
появляется много забот (подрезать, побелить, перекопать, убрать мусор, посеять)


Познавательные УУД
– умение ориентироваться
в типах текста
– делать выводы в результате совместной работы – находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;

Регулятивные УУД:
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе схем
-учиться работать по предложенному учителем плану
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные УУД
-формировать умение работать в парах (тройках)

-формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

-учить выражать свои мысли

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);
Познавательные УУД
- формировать умение отбирать главное
-подбирать материал по теме
-формировать умение анализировать материал, заполнять таблицу

3.Физкультминутка



Солнышко весной проснулось,
Сладко - сладко потянулось.
Рады солнцу белочки,
Рады солнцу зайчики,
Рады солнцу девочки,
Рады солнцу мальчики.
Нарисуем большой круг,
Много лучиков вокруг -
Это солнышко сияет
И удачи нам желает.
Учащиеся выполняют упражнения.

Поднимают руки вверх
Потягиваются

Руки на пояс, приседания
Руки согнуты в локтях, прыжки

Кружатся

Приседания
Движение рук по кругу



Машут обеими руками «привет»


4. Творческая работа
Цель:
1. Составление мини-сочинений по своему периоду.
2. Заслушивание предложенных зарисовок.
7. 3 задание для групп.
-Каждая группа сделает зарисовку своего весеннего периода. Все вместе получится сочинение – мозаика о весне.

8. Учитель предлагает прослушать мини-сочинения. (На экране появляется картинка, соответствующая теме рассказа).
9.
-Какими добрыми, полезными делами весной занимаетесь вы?

Вывод: Посмотрите, какая разноцветная картинка у вас получилась! Вам удалось раскрасить ее в яркие цвета, потому что ваши рассказы были полные, содержательные. Вы использовали много красивых слов, эпитетов, сравнений.


Работа в группах. Группа составляет зарисовки по теме своего весеннего периода, с опорой на символы и подобранные слова.



Слушают товарищей, корректируют




заполняем кормушки в начале весны, скворечники для птиц, забота о деревьях: замазать, перевязать, уборка территории, помогать взрослым в огороде).
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану

формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию
Коммуникативные УУД
-формировать умение работать в парах (тройках)
-учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
-учить выражать свои мысли
-оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения, текста;

Познавательные УУД:
-формировать умение строить речевые высказывания в устной форме


5. «Минутка поэзии»
Цель:
Закрепление знаний поэтических произведений о весне.

10. Почему все радуются наступлению весны?
Композиторы посвящают ей музыку.
Художники пишут картины о весне. Вот некоторые из них. (показ слайдов)
Поэты посвящают свои стихотворения этому прекрасному времени года.
-Вашему вниманию предлагается «Минутка поэзии». Вам нужно восстановить строки из стихотворений русских поэтов о весне и назвать автора.














На экране появляются отрывки, ученик его читает, называет произведение и автора.

- 3има недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора. («Весна» Ф.И. Тютчев)
- Еще в полях белеет снег,
а воды уж весной шумят. («Весенние воды» Ф. И. Тютчев)
-Уж тает снег, бегут ручьи,
в окно повеяло весною
засвищут скоро соловьи
и лес оденется листвою. («Весна» А. Н. Плещеев)
- Травка зеленеет, солнышко блестит,
ласточка с весною в сени к нам летит. («Сельская песенка» А. Н. Плещеев)
- И песню раннюю запел
в лазури жаворонок звонкий. («Жаворонок» В. А. Жуковский)
- Черемуха душистая, с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила. («Черемуха» С.А. Есенин)

Познавательные УУД:
-читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения
-воспринимать художественную литературу как вид искусства
Личностные УУД:
-формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной литературой



5. Подведение итога Рефлексия
Цель: формирование умения самостоятельно оценивать результат
своих действий, контролировать самого себя
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы на листочках.
Подведем итоги урока.
Ответим на вопросы.
Вам помогут ваши записи.


1.Учащиеся письменно отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность.
Я весенние приметы.
Учился подбирать . к этим приметам.
Вспомнили, какие .. типы текстов.
Составляли на тему «Весна».
Собирали предложения в
Вспомнили . русских поэтов о весне.
Было трудно
Тексты получились..
Мне особенно понравилось , как работал..

По окончании желающие зачитывают анализ своей деятельности.

 Регулятивные УУД:
-формирование умения делать самоанализ своей деятельности
-формировать умение адекватно оценивать правильность своей работы




Библиографический раздел:
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Развитие связной речи; Фронтальные логопедические занятия по теме «Весна». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
- Узорова О.В.. , Нефедова Е. А. Как научить ребенка писать сочинение по картинкам. – «Издательство Астрель», 2002.

15