Конспект урока технологии на тему: Пчелы и соты


Конспект урока технологии
проведенный в 1 «В» классе школы МАОУ «Артинский лицей»
составила учитель начальных классов
Сыропятова Ольга Павловна
Тема: «ПЧЁЛЫ И СОТЫ»
Цель: закреплять умение работать с пластилином, как способом соединения деталей; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; осваивать первоначальные представления о разнообразии профессий.
Задачи: продолжать формировать умение работать с пластилином, используя необходимые инструменты и приспособления, развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.
Оборудование: пластилин, дощечка для пластилина, стека, вкладыш из конфетной коробки; компьютер, проектор, экран, словарь русского языка С. И. Ожегова; толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова.
Ход урока
Этап урока Деятельность педагога Деятельность детей Методическое обоснование и самоанализ
1. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей урока.
– Природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. Любой живой организм – это великая красота, тайна и великая загадка.
Вот и я тоже хочу предложить несколько загадок, которые помогут вам догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Учитель загадывает загадки о насекомых и показывает слайды.
Кто над нами вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает?
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку ...
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион.
Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел – он вспорхнул и улетел.
На лугу живёт скрипач –
Носит фрак и ходит вскачь.
Как только загадка отгадана, появляется слайд с узнанным насекомым.
– Догадались, кому будет посвящён наш урок?
- Чем отличаются насекомые от других животных?
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 2 до остановки паровозика 3.
– Итак, сегодня на уроке мы будем лепить из пластелина... Кого?
Точнее, одного из представителей насекомых. А вот кого, узнайте, отгадав загадку.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 3 до остановки паровозика 4.
– Но одной пчёлке было бы скучно, поэтому мы сделаем несколько пчёлок-сестричек и поместим их в соты. Знаете ли вы, ребята, что такое соты? Понятно ли вам это слово?
– Значение слова нам поможет объяснить словарь.
Учитель просит одного из обучающихся прочитать значение слова «соты» в толковом словаре или демонстрирует слайд со значением этого слова.
Соты – постройка из воска в виде правильных, симметрически расположенных ячеек для мёда, кладки яичек и цветочной пыльцы у пчёл, ос. (Словарь русского языка С. И. Ожегова; толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова.)
– Вы, конечно, знаете, что люди специально разводят пчёл для получения мёда. Эта отрасль хозяйства называется пчеловодством. А известно ли вам, как давно человек приручил, одомашнил пчёл? Хотелось бы об этом узнать? Ответ на этот вопрос получим из учебника.
Работа с учебником (с. 40–41).
Учащиеся читают диалог Ани и Вани.
– Что вас удивило? Какие открытия сделали?
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. I от остановки паровозика 4 до конца. Дети разгадывают загадки.
Муха.
Светлячок.
Комар.
Муравьи.
Бабочка.
Кузнечик.
Насекомым.
Ответы обучающихся.
Просмотр мультимедийного фильма.
Насекомых.
Пчела.
Просмотр мультимедийного фильма.
Высказывания обучающихся.
Работа со словарем.
Ответы обучающихся.
Работа с учебником.
Ответы обучающихся.
Полная готовность класса к работе, быстрое включение в деловой ритм, организация внимания всех обучающихся. Организовать доброжелательную атмосферу и в общении учителя с учениками, и в общении ребят между собой.
На уроке используются информационные технологии для активизации познавательной деятельности, повышения качества образования у обучающихся.
Поисковая деятельность:
поиск учащимися поставленной проблемы.
Изучение нового материала.
Дать конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, добиться от обучающихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. 2. Практическая деятельность. – Посмотрите на фотографии, данные на странице 41 учебника.
Они расскажут вам о том, в какой последовательности следует выполнять работу.
– Проверим, ничего ли мы не забыли, рассказывая о порядке выполнения работы. В этом нам поможет фильм.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. II.
Подготовка рабочего места.
– Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся?
Проверьте, всё ли из перечисленного есть у вас на партах. Проверьте рабочее место друг друга.
Наблюдение за выполнением изделия.
– Теперь, когда ваши рабочие места готовы, смотрим за процессом изготовления пчёл и сот.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. II до слов «Создадим композицию…».
– Всё ли мы учли, когда описывали порядок выполнения работы?
– Помог ли вам фильм? Чем? Что ещё нам может помочь для более успешного выполнения работы?
Обучающиеся под руководством учителя с опорой на фильм и рисунки учебника составляют план.
План работы:
1. Возьмём пластилин чёрный и жёлтый цвет. Сделаем туловище, сверху полоски.
2. Сделаем пчёлке лицо: глаза и ротик.
3. Сделаем и прилепим крылышки.
4. Возьмём вкладыш из конфетной коробки, сделаем соты.
5. Создадим композицию.
6. Оценим выполненную работу.
– Посмотрим, какой план предлагают нам авторы учебника. Сравните его с нашим планом.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пчёлы и соты», ч. III «Пчёлы и соты. План работы».
– Работая, вы можете пользоваться обоими планами или тем, который вам понятнее. Но сначала отдохнем.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
– Можете приступать к работе. Вам помогут план и рисунок в учебнике на странице 41.
Рассматривают фотографии в учебнике, анализируют их. Рассказывают последовательность своих действий.
Просмотр мультимедийного фильма.
Ответы обучающихся.
Наблюдение за выполнением изделия.
Ответы обучающихся.
План.
Составление плана.
Сравнивают свой план с планом с учебнике.
Обучающиеся самостоятельно выполняют изделие. При необходимости учитель
оказывает индивидуальную помощь. Самостоятельная работа обучающихся. Показатель эффективности усвоения новых знаний и умений. Правильность в последовательности действий.
3. Итоги урока. Рефлексия – Наш урок заканчивается. Чему он вас научил? Что особенно понравилось? Запомнилось?
– Как вы сегодня работали?
Учитель выборочно показывает работы обучающихся.
– Посмотрите, сколько пчёлок-тружениц у нас получилось. Что хотите сказать? Оцените свою работу и работы одноклассников.
Ответы обучающихся.
Оценивание своей работы и одноклассников. Активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.
Список литературы:
1. Сытник К.М., Брайон А.В., Городецкий А.В. Биосфера. Экология. Охрана природы. Справочное пособие. Киев, 1987 - 524с.
2. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. Учебник. 1 класс. М.: Просвещение 2015 - 128с.
3. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение 2015 – 64с.
4. Шипилова Н. В, Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. М.: Просвещение 2015– 304с.
5. Электронное приложение к учебнику «Технология». 1 класс, авт. Н.И. Роговцева и др. М.: Просвещение 2015.
6. Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы 2015.