«Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки посредством игровых технологий»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»ИМЕНИ АВГУСТЫ ИВАНОВНЫ ГОРДИЕНКО,
ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА НЯГАНИ
С.В. Ермошенко
учитель музыки
Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки посредством игровых технологий»
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Виды УУД
Личностные действия
Познавательные действия
Регулятивные действия
Коммуникативные действия
Знаково-символические действия
самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического оценивания
общеучебные, логические и знаково-символические
целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование
сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация
Модели: графическая, пластическая, вербальная

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Они обеспечивают:
осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные действия  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Они обеспечивают учащимся возможность научиться:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; понимание различия отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей; использование разных типов моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделирование различных отношений между объектами, преобразование модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей и формируют умения:
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Знаково-символические действия:
использование разных типов моделей при изучении музыкального явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая);
использование графической записи для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
ориентация в нотном письме при исполнении простых мелодий.
С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, в том числе, в области музыкального образования и являющиеся формой выражения сформированности ключевых компетенций в этой области.
В свете переориентации современной педагогики практической потребностью сегодня становится разработка новых подходов к содержанию обучения, методов активизации учебного процесса и оптимальных приемов практической работы. Одним из актуальных направлений поиска в сфере образования является использование игровой деятельности в педагогическом процессе.
В игровых технологиях дискуссия, практические действия и обучение других выходят на первый план, т.е. в них задействованы самые эффективные методы работы и учитель, если он хочет работать эффективно, должен использовать именно их.
Игру как метод обучения люди использовали с древности. Но в современной школе, делающей ставку на оптимизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность нередко выступает в качестве самостоятельных технологий. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения. Педагогические игровые приёмы надо рассматривать как средство побуждения, стимулирования учащихся к обучению.
В настоящее время в практике общеобразовательной школы на уроках музыки всё чаще появляется деятельность, основанная на создании игровой ситуации. Это происходит на уроках тех учителей, которые хотят уйти от репродуктивных форм работы (я сказал - дети повторили; я спел - дети повторили; я показал – дети повторили).
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
1.КОРРЕКЦИОННЫЕ:
развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного аппарата, свойства голоса, координации движений и нормализация их темпа и ритма;
формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов движения.
2.ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
укрепление сердечно - сосудистой системы;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие способности снимать эмоциональное напряжение;
развитие быстроты реакции.
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
формирование умственных умений и действий.
4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание музыкальной, речевой, двигательной культуры;
эстетическое отношение к окружающему;
развитие чувств, эмоций высшего порядка.
5. РАЗВИВАЮЩИЕ:
познавательную активность;
устойчивый интерес к действованию;
саморегуляцию и самоконтроль;
внимание, память, мышление;
ориентировку в пространстве.
Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Если учителя будут играть с учениками в игры (скандировать, сочинять, петь, хлопать, топать, играть на музыкальных инструментах, разыгрывать целые музыкальные спектакли), то даже не заметят, как при этом учащиеся овладеют многими музыкальными навыками.
Предлагаю некоторые игровые приёмы, которые я использую на своих уроках:
Пение и хлопки
Одна часть класса поёт мелодию песни, а другая, отстав на один-два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши.
Пара за парой
Получивший карточку, учащийся поднимает её над головой и следит за другими. Получивший карточку с фамилией композитора должен найти себе пару – произведение композитора. Пары встают друг за другом. Проигрывают те, кто последними нашли свою пару.
Хлопки
В заданном ритме хлопать по кругу в одном направлении. Каждый ученик выполняет один хлопок, по команде учителя направление меняется.
Лови хлопок
Хором поётся общая песня. На ОДИН хлопок учителя учащиеся продолжают петь мысленно, на ДВА хлопка – снова хором.
(Следить, чтобы при мысленном пении сохранялся ритм).
Живое слово
Участвуют 3 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.
Буквы имеют 3 цвета. Участники сначала должны собраться в команды (каждая команда имеет свой цвет), а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.
Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.
Кто быстрее
С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию.
Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».
Свой оркестр
Для игры понадобятся записи звучания разных инструментов и открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает приготовленные записи, а дети угадывают на слух инструмент и показывают соответствующую открытку. Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята».
И еще очень любимы мною некоторые игровые приёмы:
Музыкальное рисование развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Инструментальное музицирование.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицировали связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.
Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов - и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Часто подготовка игры требует большего количества времени, чем её проведение.
Все выше перечисленные игры, приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.