«Обобщение изученного по теме Имя существительное « 5 класс


Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Обобщение изученного по теме Имя существительное»
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя существительное»;
расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных;
закрепить умение находить существительные в тексте;
воспитывать любовь к русскому языку.
Ребята, давайте начнём сегодняшний урок с проверки домашнего задания. Я просила вас о том, когда вы пойдёте в школу или домой, посмотрите внимательно на то , что вас окружает. Что вы увидели? Каждое слово, сказанное вами можно отнести к какой-либо части речи. К какой? Слов какой ч.речи прозвучало больше..
Может быть, кто-нибудь догадался, какая тема урока у нас сегодня будет? Правильно. Обобщение полученных знаний об имени существительном.
Слайды Действия учителя Действия учеников
Слайд 1
Иллюстрирование картинками Действительно, все эти слова относятся к именам существительным, потому что в русском языке на 100 слов приходится 40 существительных. Чтение наизусть
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
К. Паустовский
Слайд 2
Музыка Чайковского «Апрель» А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, прослушать стихотворение и подумать: чем оно интересно?
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.А.Фет.
Проведем небольшое исследование:
- Сколько слов в стихотворении? 22
-Сколько имен существительных? 14
еще в стихотворении 6 прилагательных, 2 служебных слова. Поэт сумел передать чудесную картину ночи, ночного пейзажа. В стихотворении нет ни одного глагола, но в нем ощущается движение.
Сегодня на уроке вы будете оценивать себя сами, ваши товарищи, поэтому не забывайте ставить плюсы в оценочные листы.
Слушают,
считают слова и существительные в нём
Слайд 3
кластер Давайте перейдём к теме нашего урока. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.
Выходят к доске, заполняют кластер
Слайд 4 Молодцы, правильно. А сейчас давайте разберём некоторые из этих признаков.
На экране вы видите нашу школу-красавицу, скажите, а в какой деревне она находится?
А какое это имя сущ.?
Как оно пишется?
Запишите в тетрадку число, тему урока, название нашей деревни, названия улиц, на которых вы живёте.
Придумайте с этими словами предложение. В Александровке
Собственное
С большой буквы
Сельская
Перминова
Новая
Центральная
Слайд 5-8
Игра «Винни Пух» Вы любите играть? Давайте поиграем, но прежде скажите, какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению Отвечают
Выходят к доске, распределяют сущ. по склонениям.
Слайд 9 Молодцы.
А попробуйте отгадать загадки.
Если хорошо заточен, всё легко он режет очень.
Утка в море. хвост на заборе.
Зимой дрова ест, а летом спит.
Под полом таится, кошки боится.
Правильно, а на какое правило отгадки? НОЖ
КОВШ
ПЕЧЬ
МЫШЬ
Ь знак после шипящих
Рассказать определение
Работа у доски с объяснением
Групповая работа
Результаты работы вывешиваются на доску Речь, блиндаж, много задач, узкий пляж, ненастная ночь, оказать помощь, верный товарищ, подарить вещь, луч, солнца.Организация групповой работы
У.: Как мы будем действовать?Д.: Надо понаблюдать за этими словами. Можно проверить их написание по словарю.
Вот вам задание:
В темной глуши, вкусным борщом, красных кирпичей, прелестным пейзажем, разноцветной гуашью, горячего калача, житейские мелочи, городской пустоши.
Прочитайте словосочетания и составьте план дальнейшей работы.
Д.: (составляют план, учитель помогает корректировать) В результате обсуждения получается такой план.
1. Изменить сочетания слов так, чтобы названия предметов были в именительном падеже единственного числа; 2. Записать полученные словосочетания в два столбика
В первый – слова женского рода, во второй – слова мужского рода; 3. Выделить окончания в словах;4. Не забывать об орфограммах! Проверить по словарю, как пишутся эти слова.
У.: Раз у вас есть план действий, исследуйте слова в группах. Запишите слова в два столбика. Результаты групповой работы на больших листах вывешиваются на доску (записи оказались одинаковыми).
глушь                                 борщгуашь                                  кирпичмелочь                                пейзажпустошь                              калач
План действий:
1.Изменить сочетания слов так, чтобы названия предметов были в именительном падеже единственного числа; 2. Записать полученные словосочетания в два столбика
Работа по карточкам Задания на выбор
О-ё после шипящих
Папка на доске
Оценки в лист Рассказать правило
Слайд 10
Схема рассуждения Мы с вами рассмотрели некоторые правила и признаки существительного, а сейчас давайте порассуждаем, но тоже на определённое правило. Е – и в падежных окончаниях существительных , это одна из трудных орфограмм.
Раздать листочки, подумали и отвечаем.
Ошибка в изложении,
Предлагать в заметке,
Вспомнить о друге,
Справиться о здоровье,
Знаки в предложении, ошибаться в расчёте,
Докладывать о задании,
В старинной коляске.
Рассказывают у доски
Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте посчитаем ,кто сколько получил плюсов в оценочных листах, кто какую оценку себе сегодня поставил.
Запишите д,задание: составить несколько предложений на тему «Весна идёт, весне дорогу».
Спасибо за урок.