Урок русского языка в 3 классе на тему Имя существительное. Обобщение

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя существительное. Обобщение.

Цель: Способствовать обобщению и систематизации изученного материала по теме «Имя существительное».

Задачи:
Образовательные:
Закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока. Совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.
Развивающие:
Развитие памяти, логического мышления, устной и письменной речи, умения работать индивидуально и в группе; расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
Воспитание патриотизма, любви к родине; интереса и уважения к другим языкам.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, картинки для коллажа, «дерево дружбы».

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой

Приветствие ребят:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.

- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей будет хорошее, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе.
А теперь, попрошу встать вас в круг.

Вопрос-ответ на казахском языке:
- СеніS атыS кім?
- Сен неше жастасыS?
- Сен нешінші сыныпта оKисыS?
- СеніS досыS кім?
- СеніS досыS Kандай?
- Сен Kай Республикада тaрасыS?
- Сен Kай ауылда тaрасыS?
- Сен демалыс к_ні не істейсін?
- Jазір Kандай сабаK басталды?

2.Стадия вызова.

Загадка о Родине.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина) 

Составление кластера о Родине, его защита (в группах). Что это за слова, которые вы написали? В какую группу их можно объединить? Какие вопросы можно задать?
А теперь послушайте песню о родине, и сравните со своим кластером.

Прослушивание песни «С чего начинается Родина?»
- Так с чего начинается родина? Какие чувства испытываете вы к Родине?
У каждого человека есть родина, и у каждого родина начинается с малого: это и семья, родной дом, родная улица, родное село, и природа, которая нас окружает, и люди, которые живут рядом. Наша Родина – Казахстан. Посмотрите, у нас в классе ребята разных национальностей, есть и казахи, и русские, и украинцы, но все мы стараемся жить дружно. Вы знаете, что 16 декабря в Казахстане празднуется День Независимости. Тот день, когда наша страна стала независимой, самостоятельной. За годы независимости Казахстан добился многого, но главное достижение – мир и дружба на нашей земле.
- Как называют человека, который любит свою Родину? Патриот
- А как звучит Родина на казахском языке? Отан
- Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Определение темы и цели урока. О Родине, повторять знания об имени существительном.

Верные – неверные утверждения.
1.Имя существительное – это часть речи.
2.Имя существительное обозначает признак предмета.
3.Имя существительное отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
4.На вопрос кто? отвечают одушевленные имена существительные.
5.Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
6.Имена существительные изменяются только по числам.
7. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам.
8.На конце существительных мужского рода пишется мягкий знак.
9.В русском языке 7 падежей.


Начало урока
Конец урока

1.
1.

2.
2.

3.
3.

4.
4.

5.
5.

6.
6.

7.
7.

8.
8.

9.
9.



3.Стадия осмысления.

«Найди лишнее».
Доброе, большая, земля,справедливый, чудесная. Объяснить почему это слово лишнее. Какая часть? Что обозначает? Какой вопрос задаем?

Коллаж «Имя существительное». Защита коллажа. В группах.

Картинный диктант. (за компьютером)
На доске картинки предметов. Запишите названия этих предметов в тетрадь. Как записали эти слова? Какая орфограмма встретилась?
Мягкий знак на конце существительных.
Камыш, ключ, мышь, малыш, брошь. Правило.

Ребята, а какой должен быть человек, по отношению к своей родине?
Справедливый, добрый, честный. Как записали слово честный? Какая орфограмма встретилась? Какое проверочное слово?

Задание. Число имен существительных. В группах
Даны существительные в единственном числе, запишите во множественном числе и переведите на казахский язык.
Друг-
Ученик-
Книга-
Учитель-
Школа-
Какая орфограмма встретилась в слове друзья? Разделительный мягкий знак.

Задание. Определите род существительных. Выделите окончания. Сделайте вывод: ж-р – а, я, нулевое; м.р – а, я, нулевое; ср.р – о, е.


Имя существительное
Род

Степь


Страна


Земля


Юноша


Дядя


Мир


Солнце


Класс


Село



Игра «Угадай слово».
-Я буду называть имена существительные на русском и казахском языках, а вы должны определить одушевленное оно или неодушевленное. Если слово одушевленное – хлопаем в ладоши, если неодушевленное – приседаем.

Мама, кітап, цветок, бала, доска, бор, copybook, терезе, doctor, school, teacher, оKушы, природа, _й.
Молодцы, похлопаем друг другу.

Задание «Исправь ошибки». Прочитай предложение. Исправь ошибки. Какие орфограммы встретились? Имена собственные. Жи-ши.
Мою бабушку зовут вера Петровна. Она жывет в астане.

Игра «Угадай падеж».
Запишите на одной строчке названия падежей.
Добрый падеж, падеж давания.
Это инструментальный падеж, им творят, работают.
У этого падежа два вопроса, и оба чужие, на прокат.
Этим падежом обозначают имя человека.
Этот падеж называют «родительским».
А этот падеж помогает мечтать.
Проверка: Д.п., Т.п., В.п., И.п., Р.п., П.п.

Что такое синонимы? Устно. Какими существительными – синонимами можно заменить слово Родина (Отчизна, Отечество, родная земля, родной край).
Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам: мир - война, радость-печаль, грусть, добро – зло, труд – лень, герой – трус, ложь – правда.

Собрать пословицу, объяснить смысл. В группах. Найти части речи, подписать.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

4.Стадия рефлексии.

Верные – неверные утверждения.
1.Имя существительное – это часть речи.
2.Имя существительное обозначает признак предмета.
3.Имя существительное отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
4.На вопрос кто? отвечают одушевленные имена существительные.
5.Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
6.Имена существительные изменяются только по числам.
7. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам.
8.На конце существительных мужского рода пишется мягкий знак.
9.В русском языке 7 падежей.

Начало урока
Конец урока

1.
1.

2.
2.

3.
3.

4.
4.

5.
5.

6.
6.

7.
7.

8.
8.

9.
9.



Синквейн «Родина».

Пословица «Кто любит свою Родину и народ, тот патриот».
Согласны ли вы с народной пословицей? Можете ли вы о себе сказать, что вы патриоты своей родины?

Песня «Пусть всегда будет солнце!»

«Дерево дружбы».
- Я сегодня поработал в полную силу. У меня все получилось – зеленый лист.
- Я очень старался, но у меня не все получилось – оранжевый лист.
- Я мог бы поработать и лучше – синий цвет.
- Я сегодня работал плохо – красный лист.
§ђ Заголовок 215