Рабочая программа по внеурочной деятельности По ступенькам добра и справедливости 1 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым
«Школа-гимназия «№6»
     
«Рассмотрено»
на заседании МО педагогов
дополнительного образования
МОУ «Школа-гимназия №6»
Протокол №1 от 29.08.2016 г.
Руководитель МО
__________ / И.В.Филипенко / «Согласовано»
зам. директора по УВР
МОУ «Школа-гимназия №6»
30.08.2016 г.
_____________ /Н.Н. Онорина/ «Принято»
на заседании педсовета
МОУ «Школа-гимназия №6»
Протокол №12 от 31.08.2016 г.
«Утверждаю»
Приказ № 359 от 01.09.2016 г.
Директор МОУ «Школа-гимназия №6»
__________ /А.Е. Бочкала/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«По ступенькам добра и справедливости»
для 1 - В класса
Направление «Социальное»
Количество часов: 33 часа в год по 1 часу в неделю (33 недели).
Срок реализации 2016-2017 учебный год.
Составитель: А.Б.Евсеенкова учитель начальных классов

г. Джанкой
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «По ступенькам добра и справедливости» для 1-В класса разработана на основе требований к результатам реализации ФГОС НОО, с учетом авторской программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы НОО МОУ «Школа-гимназия№6», «Положения о рабочей программе учителя» МОУ «Школа-гимназия№6» с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением, в рамках социального направления.
Цели программы:
- воспитание этического сознания у младших школьников;
- формирование у детей социальных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах общения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи, поддержки, сотрудничества.
Формировать у младших школьников навыки речевого этикета. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения курса
У обучающихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающиеся получат возможность для формирования:морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты освоения курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В процессе изучения курса «По ступенькам добра и справедливости» к концу 1 класса обучающиеся должны
Знать:
Отличие понятий «этика» и «этикет».
Правила вежливости и красивых манер.
Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
Быть доброжелательными.
Соблюдать заповеди.
Сострадать животным, не обижать их.
Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПО СТУПЕНЬКАМ ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ»
№ п/п Содержание предмета Кол - во часов Основные виды учебной деятельности Форма организации занятий
1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом. 7 Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Применять правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Уметь правильно организовать работу на уроке. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. практические занятия;
сюжетно - ролевые игры;
работа в парах;
групповая работа;
экскурсия.
2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание. 11 Использовать в речи слова вежливости. Применять правила вежливого общения в конкретной жизненной ситуации. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания. Иметь элементарные представления о добрых и недобрых поступках, приводить примеры. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный). Описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Культурно выражать свои эмоции в совместной работе. Проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким.
практические занятия с элементами игр;
просмотр видеофильмов;
сюжетно - ролевые игры;
работа в парах;
групповая работа;
конкурсы;
викторины;
экскурсия.
3. О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. 6 Проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей. Уметь организовать свой труд в школе и дома. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Обосновывать необходимость уважения к труду людей. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.
практические занятия с элементами игр;
просмотр видеофильмов;
сюжетно - ролевые игры;
работа в парах;
групповая работа;
конкурсы;
викторины.
4. Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
4 Применять основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности. Быть аккуратными, соблюдать порядок на своём рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. Оценивать внешний вид человека. Соблюдать правила личной гигиены. практические занятия ;просмотр видеофильмов;
сюжетно - ролевые игры;
работа в парах;
групповая работа;
праздник.
5. Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. 5 Применять правила поведения и вежливого общения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, в магазине, библиотеке, театре и т.д.) Моделировать и разыгрывать ситуации поведения. Воспроизводить правила поведения и общения с незнакомыми людьми.
Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
. практические занятия с элементами игр;
просмотр видеофильмов;
сюжетно - ролевые игры;
работа в парах;
групповая работа;
экскурсия.
Итого: 33 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПО СТУПЕНЬКАМ ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ»
№ п/п
Тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата проведения
Школьный этикет (7 часов)
1 Приветствие. Мы пришли на урок. 1 01.09 2 Вежливые слова. Правила поведения на уроке. 1 08.09 3 Знакомство. Зачем нужны перемены? 1 15.09 4 Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. 1 22.09 5 Внимание к собеседнику. Мы – в школьной столовой. 1 29.09 6 Умение слушать. Правила поведения в столовой. 1 06.10 7 Как дела? Как быть прилежным и старательным. 1 13.10 Правила общения (11 часов)
8 Просьба. Зачем нужны «вежливые» слова. 1 20.10 9 Приглашение в гости. Доброжелательность. 1 27.10 10 Гость в доме – радость в дом. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 1 10.11 11 Поздравление. 1 17.11 12 Оформление поздравительной открытки. 1 24.11 13 Как правильно подписать открытку. Общение со взрослыми. 1 01.12 14 Приглашение. Добро и зло. 1 08.12 15 Как вести себя на празднике. Думай о других: сочувствие – как его выразить? 1 15.12 16 Общение по телефону. Эмоции. 1 22.12 17 Наши имена. Учимся играя. 1 12.01 18 Моя семья. Извинение. 1 19.01 О трудолюбии (6 часов)
19 Старательность - помощник в учёбе. Разыгрывание ситуаций. 1 26.01 20 Старательность - помощник в учёбе. 1 02.02 21 Как мы трудимся: в школе и дома. 1 09.02 22 Как мы трудимся: в школе и дома. 1 16.02 23 Бережливость: каждой вещи своё место. 1 02.03 24 Бережливость: каждой вещи своё место. 1 09.03 Культура внешнего вида (4 часа)
25 Основные правила Мойдодыра. 1 16.03 26 Основные правила Мойдодыра. 1 23.03 27 Учимся не болеть. 1 06.04 28 Каждой вещи свое место. 1 13.04 Внешкольный этикет (5 часов)
29 Правила поведения на улице. 1 20.04 30 Правила поведения в транспорте. 1 27.04 31 Правила поведения в гостях. 1 04.05 32 «Спасибо» и «пожалуйста». 1 11.05 33 «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» 1 18.05