Конспект урока литературы в 7 классе на тему А.П.Платонов. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе ЮШКА


Тема «А. П. Платонов. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка»»
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;
-формировать читательскую культуру и навыки осмысленного чтения художественного произведения.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формировать нравственные качества личности учащихся,
- дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому, о необходимости сострадания; доброго отношения к людям;
- помочь понять, что любой человек достоин самого глубокого уважения и искренней любви.
- умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
- различать основные нравственно- этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
-оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;
-проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке  в паре или группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
-составлять литературный портрет героя;
-воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-находить дополнительную информацию, используя словари и интернет-ресурсы;
-составлять денотатный граф, кластер, синквейн для получения информации и сравнения героев произведения;
-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;
-обсуждать проблемные вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
-воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;
- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
- писать синквейн, используя полученную информацию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
-формулировать целеполагающий вопрос на уроке.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-индивидуальная
-фронтальная
-в парах
-групповая
-творческая.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:
-методика исследовательских заданий,
-личностно-ориентированное обучение;
- элементы технологии активно – продуктивного чтения;
-ИКТ.
ПРИЁМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
-эвристическая беседа,
-вызов к размышлению,
-работа со словом,
-использование презентации в качестве иллюстративного материала;
-техники активно - продуктивного чтения: «Составь вопрос», «Пометки на полях», «Денотатный граф», «Кластер», «Синквейн», «Ключевое слово».
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
-анализ текста
-самостоятельная работа (денотатный граф)
-индивидуальная работа
- художественный пересказ фрагмента
-чтение по ролям
-работа со словарём
-защита мини-проекта
-составление афоризма
-написание синквейна.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
-учебник-хрестоматия «Литература»,7класс, автор В.Я.Коровина
-презентация
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация. Слайд 1.
- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок литературы.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу,
Улыбнитесь друг другу, себе.
- Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки.
- Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.
- Итак, что вы ожидаете от урока?
( Будет интересно! Узнаю что-то новое! Расширится мой кругозор!)- Что для этого вы можете сделать? (Дружно работать! Внимательно слушать! Не бояться трудностей!) - Удачи!
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы нанесли на литературную карту имя ещё одного известного писателя XX века Андрея Платоновича Платонова. Слайд 2
- Вспомните, пожалуйста, каким был А.П.Платонов? Слайд 3
Он был необыкновенным человеком. В.Гроссман говорил о нём: «Платонов был писатель, пожелавший разобрать в самых трудных, а значит, самых простых основах человеческого бытия».
Как писатель Платонов необычен и ярок. Он был взволнован и потрясён неблагополучием мира, в котором он живёт. Но, не смотря на это, он добр, искренен, талантлив. Он всегда восхищался обычным человеком. Не смотря на тяжёлые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому. В своей автобиографии Платонов писал: « И теперь исполняется моя долгая, упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей».
В своих рассказах он выступает как рассказчик, как собеседник. Ему, как и его героям, свойственны добрый взгляд на мир, одухотворённость, вера в человека. Он уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема, что человек важнее всего.
- Мы знаем, что читать произведения Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Читать Платонова – большая духовная работа.
- Давайте вспомним те произведения писателя, которые вам знакомы.
Работа в группах.
- В качестве домашней работы вам было дано задание составить вопросы, которые начинались бы со слов: откуда …(I гр.)
кто… (II гр.)
как …( III гр.)
1-я группа.  Откуда эти строки?
1) «Я ведь ей минут десять свистки давал, – говорил машинист отцу Васи. – Она глухая у тебя или дурная, что ль? Весь состав пришлось сажать на экстренное торможение, и то не успел». «Она не глухая, она шалая, – сказал отец, – задремала, наверное, по пути». (Рассказ «Корова»).
2) «А однажды упало из ветра одно семечко и прижилось оно в яме меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти». (Сказка-быль «Неизвестный цветок»)
3) Тогда Артём начал старательно рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался , а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули не похожие на маму. Осерчавши Артём писал снова и снова четыре буквы, изображающие маму, а учительница не сводила с него своих радующихся глаз. (рассказ «Ещё мама»)
2-я группа.  Кто так говорил?
1) Я сказал ему: «Завтра в 10.30 я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину» (Костя Александру Васильевичу Мальцеву из рассказа «В прекрасном и яростном мире»)
2) «Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну». (Отец Никиты из рассказа «Никита»)
3) «Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду». (Вася из рассказа «Корова»)
3-я группа.  Как меня зовут?
1) «Днем …? сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умирать …Однако трудно…? было питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости». ( Цветок. Сказка-быль «Неизвестный цветок»)
2) «Обыкновенно …? выходил играть под вечер, по первому сумраку… Звуки его скрипки раздавались в воздухе в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца…» (Старик-скрипач. «Любовь к Родине или Путешествие воробья ». Сказочное происшествие)3) «Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Глаза его глядели вперед отвлеченно, но он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу». (Машинист Александр Васильевич Мальцев. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»)- Я убедилась, что вы хорошо знаете прочитанные вами произведения А.П.Платонова.
- Подумайте, что объединяет эти произведения?
Внимание к живому;
любовь;
доброта;
проблема добра и зла;
сострадания ко всему живому;
все эти произведения имеют поучительный смысл;
здесь всё необычное, не похожее ни на что.
- Действительно, каждое произведение писателя имеет глубокий философский смысл, причем это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.
III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать рассказы А.П.Платонова.
Дома вы прочитали рассказ « Юшка».
1.Работа с эпиграфом. Слайд 4
- Обратите внимание на эпиграф. А.П. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»
- Найдите ключевые слова эпиграфа. ( Любовь, чудо)
- Что нужно для любви? (Доброта, уважение, бескорыстность, умение прощать, внимательное отношение к людям).
- Верно! А почему вы отметили слово чудо? ( Чудо для каждого человека своё. Платонов подчёркивает, что это не просто действие, которое совершает человек под воздействием любви - это чудо!)- Хорошо!
- Какова же тема урока?
- Давайте запишем тему урока в тетради:
А.П.Платонов. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка». Слайд 5
- С какими словами у вас ассоциируется слово «Сострадание»? Составьте ассоциативный ряд: сочувствие, милосердие, сожаление, жалость.
- Исходя из этого, определите цели и задачи урока.
Мы будем размышлять (говорить о любви ко всему живому);
о необходимости сострадания и уважения к человеку;
будем говорить о добре;
будем работать с рассказом «Юшка»;
учиться хорошему.
должны научиться быть милосердными
испытывать чувство сострадания
любить и уважать людей
уметь отвечать за свои поступки
- Молодцы! Мы попробуем прожить вместе с героями совсем короткое время. Именно прожить, чтобы понять, что любой человек достоин самого глубоко уважения и искренней любви, сострадания.
IV. Анализ рассказа «Юшка». Работа с текстом.
1.Первичное восприятие текста. Слайд 6
Используя эмоционально-оценочную лексику, передайте свои первые впечатления, которые у вас возникли после прочтения рассказа «Юшка».(Читая его, я испытывал….Особенно меня тронуло…Меня взволновало….Я недоумевал….Никогда не забуду….Мое отношение к ….Приятные чувства от….Я представил себе, что…Порадовался тому, что…
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Юшка»? (По имени главного героя)2.Составление литературного портрета. Слайд 7
- Давайте подробнее узнаем, что это за человек. Ф.М. Достоевский писал: «Человек есть тайна, и её надо разгадать». В чем же тайна Юшки? Ответ на поставленный вопрос может дать А.П.Платонов, но для этого надо всмотреться в каждую строчку его рассказа. Предлагаю вам составить литературный портрет главного героя.
-Подумайте какие вопросы можно для этого задать.
1. Кто такой был Юшка?
- Почему в руках у него было мало силы? (Он был тяжело болен туберкулёзом)
2. Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет.
- Почему автор особенно выделил его глаза? (Глаза – это зеркало души – плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим, разумом мыслим.)- Какое художественное средство использует писатель, чтобы подчеркнуть необычность глаз героя? (сравнение)
3. В какой одежде он ходил?
4. Где Юшка жил и чем питался?
-Молодцы! У нас получился литературный портрет героя. Слайд8
- Какое впечатление производит на вас портрет Юшки? Попробуйте охарактеризовать его одним словом:
Жалкий
Слабый
Невзрачный
Тихий
Скромный
Незаметный
-Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека? Можно ли судить о человеке по внешнему виду?
(Внешне некрасивый, Юшка обладает богатым внутренним миром, Юшка добр, но внешне непривлекателен, нельзя судить о человеке по его внешности).
3.Анализ эпизода «Юшка и окружающие».
- Попробуем взглянуть на героя глазами тех, кто живет рядом с ним
- Какую роль играл Юшка для жителей деревни?
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.
- Рассмотрим, как окружающие относятся к Юшке.
В ходе обсуждения Карина и Пакизе составят денотатный граф «Окружающие и Юшка». Для этого они выпишут только ключевые слова, которые помогут нам увидеть действия и поступки героев. Слова какой части речи вы выпишите? (Глаголы)
- Посмотрим, а как же дети относятся к Юшке?
- Как на это реагирует герой рассказа?
- Почему дети сомневались «вправду ли Юшка живой»? (Дети привыкли жить в атмосфере вражды. Взрослые обычно ругали их, а то и били. Юшка же был безответным, безобидным человеком, и это было непривычным и удивительным для детей.) - Почему дети были так жестоки с Юшкой? (Дети жили по законам, которые они восприняли от взрослых)
Комментарий учителя.
- Вот как по этому поводу говорит сам Платонов:
Слайд 9 « Дети – неполные сосуды, и поэтому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют своего твердого лица, и поэтому они легко и радостно преображаются во многие лики…»
- Какие чувства у вас вызывает эпизод истязания?
- Чего дети ждали от Юшки, когда дразнили его и кидали в него камни и сор? Найдите для ответа ключевую фразу в тексте.
(Они ждали, чтобы он отозвался им злом и развеселил их. Дети ждали веселья от зла)- Вспомните какие слова тронули ваши души? Почему?
- Почему Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?
Словарная работа.
- Как вы понимаете слово терзать?
- Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.
Терзать-мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.
- А теперь посмотрим, что означает это слово в «словаре русского языка» С.Ожегова.
Там представлены два значения этого слова:
Разрывать на части;
Мучить нравственно, причинять страдания.
- Какого значение этого слова в рассказе?(2)
- А вот теперь давайте посмотрим как относятся к Юшке взрослые, казалось бы более мудрые, чем дети, люди. (Они тоже обижали Юшку)
- Почему взрослые тоже обижали Юшку?
- Чем автор объясняет их поведение?
(Юшка раздражает их своей непохожестью, кротостью)
- Как вы понимаете это слово?
- Составим кластер.
Кротость:
Беззлобность
Покорность
Смирение
Безответность
- А какое чувство вызывают у вас взрослые? (Жестокие люди, они жили в злобе, в скуке, в пьянстве. Такую жизнь они считали привычной или «правильной») - Вспомните, как реагирует Юшка на вопрос Даши, зачем он живёт? Найдите в тексте ключевые фразы. ( Издевательства и побои от людей он принимает со смирением, потому что сердце в людях «слепое»)
Творческая работа.
Вам была предложена творческая работа на эту тему «Слепое сердце», тогда вы ещё не знали, что эта фраза произнесена Юшкой.
- А что значит «слепое сердце»? Давайте послушаем ваши размышления.
(Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим).
Вывод: давайте посмотрим, что у нас получилось в результате составления денотатного графа. Что является основой жизни окружающих Юшку и его самого?
Денотатный граф «Юшка и Окружающие»
Юшка Окружающие
Не отвечал кричали
Не обижался толкали
Молчал дразнили
Радовался упрекали
Верил обижали
Любил бил
4. Индивидуальная работа. Выразительное чтение эпизода «Юшка на природе».
- Мы понимаем, что Юшке живется очень тяжело. Как ему удалось сохранить доброжелательное, доброе отношение к людям?
- Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать.
- Где это происходит? (На природе)
- Посмотрим, как Юшка чувствует наедине с природой?
-Ответ на этот вопрос подготовила Настя
Карточка: приготовьте выразительное чтение эпизода от слов «В июле или августе» до слов «об этом никому в городе не было известно».
Ответ. Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, он любил всё живое: цветы, деревья, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою. Для этого он использует эпитеты: «светлая воздушная теплота; сладкий воздух». Он жалел каждую мертвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшим» Юшка всматривался в их лица - для него и бабочки имели лица. В Божьем мире каждое существо рождается, чтобы жить. « Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывая более своей любви к живым существам - получается, что при людях он скрывал эту любовь. Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и лишают любить себя».
В целом можно сказать, что это были счастливые мгновения жизни героя.
Минута релаксации. Слайд10
Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх, потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись?  Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
5.Чтение по ролям эпизода «Юшка и весёлый прохожий».
- Итак, мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали,- Юшка осерчал.
Словарная работа:
- Посмотрим случайно ли это слово?
- Какие ассоциации возникают, когда произносим это слово? (Рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился).
- Платонов мог использовать любое близкое по значению слово. Но он употребил именно слово «осерчал». Почему?
(Трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или …Слово «осерчал» как нельзя лучше соответствует его образу).
- Что же произошло с Юшкой?
-Прочитаем по ролям эпизод «Встреча Юшки с прохожими».
-Почему он осерчал?
Вывод: Юшка осознает свою ценность в этом мире.
- Найдите ключевые фразы, которые подтверждают, что Юшка осознает свою ценность в мире?
- Обратим внимание на то, как называет прохожий Юшку? (Юрод негодный)
Выясним лексическое  значение слов: юрод . Зачитайте из домашней работы  толкование этих слов.
Юрод – блаженный человек ,обладавший, по мнению верующих, даром прорицания
Блаженный:1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.3.То же, что святой лик. Слайд11-13
 Юродивые на Руси в народе почитались святыми.
Василиса подготовили нам мини – проект «Блаженные в искусстве». Давайте послушаем её и подумаем, был ли прав весёлый человек, называя Юшку юродом?
Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали свое имущество бедным и нищим и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой. На репродукции картины В.Сурикова «Боярыня Морозова» на переднем плане справа вы видите юродивого. На нем рваная рубаха, через ее распахнутый ворот видны рубцы, натертые железной цепью вериг. Поджав босые ноги, юродивый сидит прямо на снегу, не замечая ни холода, ни тяжести вериг. Он добровольно обрек себя на физические страдания ради духовного подвижничества, ради Христа.
Так же выглядел Василий блаженный, живший во времена Ивана Грозного. Василий блаженный родился в крестьянской семье около 1564 года. Когда ему исполнилось 16 лет, он ушел из родного дома и от мастера, у которого обучался сапожному делу. Стал жить на московских площадях и улицах, среди шума и крика толпы, стараясь быть ближе к обездоленным людям. Зимой и летом ходил он нагим и притворялся лишенным дара речи. «Если зима люта, то сладок рай», - говорил он. Сам царь любил и почитал Василия блаженного, а когда блаженный умер, то нес его гроб до могилы. Подвиг юродства Василия блаженного продолжался 72 года. В народе его звали чудотворцем. Мощи блаженного были положены в Васильевском приделе Московского Покровского собора. Но собор этот более известен как собор Василия Блаженного. Великую память заслужил Василий блаженный.
Таким образом, в произведениях выражается чувство сострадания и  уважения   к блаженным.
- Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Чем похож Юшка на блаженных, о которых рассказала Василиса?
Ученики: Да, прав. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался. 
Он так же отказывал себе в еде и одежде  для того, чтобы его приемная дочь могла учиться и пить чай с сахаром.
6). Работа с иллюстрацией. Слайд 14
- С каким чувством мы читаем этот эпизод?
- Действительно, читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего.
- Удалось ли художнику передать трагедию, в чем это выразилось?
(Как лежит, как упал навзничь, опрокинувшись на спину, вверх лицом; эту трагедию показывает взгляд прохожего, его одежда, кулаки- силы противопоставлены.)
7).Художественный пересказ отрывка.
- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни.
- Перескажите эпизод «Похороны Юшки»
- Что такое глумление?
( Выходит, весь смысл жизни Юшки сводится к тому, что принимать «злобу и глумление на себя?!)
- Да Платонов считал, что чужую беду надо переживать так же, как свою личную, помнить об одном:
« Человечество - одно дыхание, одно живое тёплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все. Нет человека, который был бы как остров, сам по себе…» Слайд.15
Вот и сказано о Юшке справедливое слово.
8).Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от удара «весёлого» человека? (Я думаю, что Юшку стали бы уважать, так как он вырастил девушку-сироту. Его не стало, но осталась новая жизнь).- Что общего у Юшки и его воспитанницы во внешности? ( У девушки и Юшки много общего. Девушка, как Юшка, «тщедушна и невелика», лицо её нежно и кротко. Глаза девушки готовы вот-вот наполниться слезами. И у Юшки в глазах «всегда стояла влага, как не остывающие слёзы»).-Когда люди узнали настоящее имя Юшки – Ефим Дмитриевич? (Имя героя впервые произнесла девушка. Именно от неё все узнали настоящее имя человека, которого привыкли называть Юшкой).9).Мини – проект «Значение имени главного героя».
- Имя героя неслучайно. Что он означает? Над этим вопросом размышляла Наташа. Давайте послушаем её.
« Из словаря имён я узнала значение имени Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Поэтому я считаю, что в рассказе Юшка – это воплощенное добро, утрата его губительна для людей. Ведь на самом деле с гибелью Юшки вся злоба и глумление остались среди людей и тратились между ними.
Имя Ефим означает благочестивый, благожелательный, священный. Дмитрий (имя его отца) восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.»10).Нравственные заповеди А.П.Платонова.
- Когда Юшка уходил из города, люди думали, что в дальней деревне живёт Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как и отец. Но оказалось, что она стала самым необходимым человеком в городе. Почему так?
Платонов пишет: (зачитать последний абзац).
- Этот рассказ - последний рассказ писателя, который он писал уже будучи больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Это завещание всем нам, потомкам А.П.Платонова. Он завещает нам нравственные заповеди, по которым должен жить каждый из нас.
Давайте сформулируем их и возьмём с собой в жизнь. Слайд 16
Дари окружающим добро и любовь.
Люби бескорыстно.
Будь добр к тем, кто вас окружает.
Будь отзывчив на чужое горе.
Умей прощать.
Уважай каждого человека.
V. Рефлексия.Работа с эпиграфом. Слайд17
-Давайте вернёмся к эпиграфу и посмотрим, как соотносятся с текстом рассказа слова Платонова?
Эта самая главная заповедь, которую несёт нам Платонов. Мы доказали, что любой человек достоин самого глубоко уважения и искренней любви. Писатель учит нас жалости и состраданию, любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать и любить его. Юшка умер. Это случится с каждым. Но важно то, что человек оставит после себя. А Юшка передал все свои силы и любовь девочке, которая видит свой долг в том, чтобы увеличивать добро на Земле.Вывод.
-Вот мы и разгадали тайну, которая хранилась в сердце Юшки.
-А в вашем сердце живёт любовь к чему?
Запишите ответ на сердечке, которые мы подарим друг другу в память о нашем уроке.
- Пусть ваши маленькие сердечки сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.
VI. Итог урока .
- Удалось ли нам раскрыть тему урока? ( Да мы доказали, что рассказ Платонова- это и есть призыв к состраданию и уважению к человеку).
-Чему научились на уроке?
-Пришло время оценить свою работу.
Составим синквейн со словом урок.
Наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела». Будьте добры к тем, кто вас окружает. Пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.
Никогда не забывайте о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании, в вашей любви. На этом наш урок окончен, благодарю за работу!
Слайд 18
VII. Д/з. Подумайте над вопросом
«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?