Урок литературы в 7 классе по теме «Жизненная формула Юшки» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»).

Пояснительная записка
к уроку литературы в 7 классе по теме «Жизненная формула Юшки» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»).

Автор:
Колесникова Елена Викторовна

Направление:
гуманитарное

Тема, класс:
«Жизненная формула Юшки» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»). 7 класс
Технология деятельностного метода.

Тип:
Урок открытия нового знания

Характеристика
класса
Общеобразовательный класс со средним показателем качества знаний

Программа:
Литература, Сборник рабочих программ, 5-11 класс, В. Я. Коровина, 2010.

Учебник:
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной, 2014.

Раздел:
Произведения писателей 20 века

Количество часов: 70 учебных ч. в год, 2 учебных часа в неделю

Цель:

Задачи:
















Планируемые 1) личностные :



2) предметные:





3)метапредметные:



1) познавательные УУД:

2) коммуникативные УУД:



3)личностные УУД:




4)регулятивныеУУД:
выяснить с помощью анализа текста, к кому и к чему жила любовь в сердце главного героя рассказа А. П. Платонова «Юшка».
Обучающие:
обучение умению анализировать текст художественного произведения;
выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
совершенствовать навыки работы со словарём;
помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев.

Развивающие:
включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы;
развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные:
приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
воспитывать личность социально значимую, духовно-нравственную, умеющую сострадать.

результаты:
создать условия для формирования у учащихся способности к самооценке на основе наблюдения за поведением героев рассказа;

уметь анализировать текст художественного произведения;
выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;







умение строить логическую цепь рассуждения;
находить доказательства;

владение различными видами речевой деятельности;
умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
умение слушать одноклассников и вести диалог;

расширение словарного запаса учащихся;
способность к самооценке;
развитие нравственных качеств личности, социально-значимой, умеющей сострадать;

умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.





Методы:
проблемно-поисковый, исследовательский

Оборудование:
ПК, экран, мультимедиа проектор, карточки для
работы в группах, для творческой работы, мел, доска.

Формы работы:
самостоятельная, работа в парах, индивидуальная работа, творческая работа.

Эпиграф к уроку:
«Без подлинной любви к человечеству нет
подлинной любви к Родине».
А. Франс.


Ход урока

Мотивирование к учебной деятельности.
(звучит тихая музыка, учитель читает стихотворение С. А. Есенина)
Шёл Господь пытать людей в любви.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал дёснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогий,-
Знать от холода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь
И сказал старик, протягивая руку:
На, пожуй, маленько крепче будешь».
Учитель.
Вопросы:
Какое качество хотел увидеть Господь в людях?
Обладал ли старый дед из стихотворения С.А.Есенина этим качеством?
Кого из героев прочитанного рассказа напоминает старый дед?
В чём сходство между этими героями?
Ответы учащихся.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Давайте вспомним, что было особенного в характере А. П. Платонова?
Слайд №1.

(Андрей Платонов писал и жил скромно, тихо, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещённое место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. В мире Платонова такие понятия, как «ребёнок», «детство», «мать», очень ценны: любимые герои берут их во взрослую жизнь. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям. Платонов – это писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идёт речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.)
- Скажите, ребята, актуальна ли сегодня проблема взаимоотношения человека с человеком? Почему?

Выявление места и причины затруднения.
Обратите внимание на таблицу и попробуйте её заполнить.
Слайд №2.

Если вы не смогли этого сделать, как же будете выполнять задание?
(Мы попробуем выполнить это задание).

- Обратимся еще раз к рассказу А. П. Платонова «Юшка». Кто является главным героем рассказа? Почему вы так считаете?
- Как зовут главного героя рассказа?
- Найдите описание Юшки. Платонов – мастер детали. На какую деталь обращает внимание автор? Что такое деталь в художественном произведении?
- Почему особо выделяет глаза?
(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душою мы любим, страдаем).
- Почему плачет душа у Юшки? (Люди его не поняли, не приняли).
Учитель:
- В сердце Юшки жила огромная любовь. Можете ли вы ответить, к кому он проявлял это чувство?

Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель.
Итак, друзья мои, сложилась затруднительная ситуация. Как вы считаете, какова тема нашего урока, если посмотреть на слайд №2?
(Ребята формулируют тему урока с помощью учителя)
- Да, ребята, сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека – о любви.
- А какова же цель нашего урока?
( Выяснить, к кому и к чему проявлял это чувство главный герой рассказа А. Платонова и почему обязательно нужно верить в великую силу любви.)

Слайд №3


Слайд №4




- Молодцы! Совершенно верно, ещё нам необходимо найти путь, по которому следует пойти для выхода из сложившейся затруднительной ситуации.
Что, на ваш взгляд, надо сделать? Ваши предложения.
(Ответы ребят:
- перечитать отдельные эпизоды рассказа;
- проанализировать прочитанный эпизод).
Давайте определим алгоритм (последовательность действий) выхода из затруднительной ситуации и попытаемся выстроить проект выхода из затруднения:
- выразительное чтение эпизода;
- построение плана или таблицы;
- анализ стилистических особенностей эпизода;
- вывод.
5. Реализация построенного проекта.
- работа с учебником:
1. Анализ 1 эпизода «Отношение детей к Юшке» ( индивидуальная работа)
выразительное чтение вслух;
составление таблицы («психологический этюд») поведения героев:
Слайд №5


( Сначала дети пытаются заполнить таблицу самостоятельно, а потом появляется Слайд №4, и ребята проводят самоконтроль)
Дети
Юшка


переставали играть, бежали, кричали
поднимали ветки и бросали
снова окликали, бросали, толкали
кидали комья земли
сильнее толкаликричали вокруг Юшки


ничего не отвечал и не обижался
шёл тихо и не закрывал лицо
шёл и молчал
не трогал и не отвечал
говорил



- Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый. Какой? (радовались).
- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).
Каковы стилистические особенности этого эпизода? (Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки).
- А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как «дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него».
- Как бы поступили вы?
Ответы обучающихся

2. Анализ 2 эпизода «Отношение взрослых к Юшке» (работа в группах по составленному плану).
выразительное чтение;
составление таблицы («психологический этюд») поведения героев:

Взрослые
Юшка

1сердце наполнялось лютой яростью
2.убеждались, что Юшка во всем виноват, и тут же били его
3 от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала
4.лучше бы ты умерзачем ты живёшь?
1..останавливался, слушал и молчал
2 он продолжал молчать

3.долго лежал в пыли на дороге, очнувшись, он вставал и молча шёл домой
4.глядел с удивлением, он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить


Анализ стилистических особенностей этого эпизода
(Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние взрослых и Юшки; антитеза в поведении героев).
Учитель:
- Ребята, Юшку били взрослые и дети, а он не злился на них, потому что в его сердце жила любовь. К кому? (к людям)
(Обучающиеся самостоятельно делают вывод, проанализировав 2 эпизода.)

Слайд №6


Учитель:
- чтобы ответить до конца на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, нужно проанализировать ещё один эпизод «Юшка наедине с природой» (работа в парах).

3. Анализ эпизода «Юшка наедине с природой».
Выразительное чтение;
составление таблицы («психологический этюд») поведения героя наедине с природой:
Природа
Юшка

1.травы
2реки, бормочущие на перекатах
3.цветы



4бабочки и жуки, которые пали замертво

5.деревья

6белые облака, рождающиеся и умирающие в светлой воздушной теплоте

7живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве весёлые звуки
1 дышал их благоуханием
2 слушал их голос

3 он склонялся к земле и целовал их, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания
4 подымал их с тропинки и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим
5гладил кору садился в тень и дремал в покое и тепле
6 смотрел


7 поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом


- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Проверка работы в парах:
- Как часто бывал Юшка наедине с природой? (один раз в год)
- Как это характеризует Юшку? (Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека).
Вывод: в сердце Юшка жила любовь к природе и ко всему живому.
Слайд №7



- чтобы заполнить последнюю колонку в таблице, обратимся к эпиграфу урока:
Чтение эпиграфа
Вывод: Юшка любил людей и всё живое, следовательно, любил. Родину. В сердце Юшки была любовь к Родине.
Слайд №8


- Теперь, ребята проговорите, какую формулу мы вывели на уроке, к кому жила любовь в сердце Юшки? (проговаривает каждая пара)

Физминутка.
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.
- Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало радостно.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
- задаётся определённая проблемная ситуация, для решения которой необходимо применить умение анализировать эпизод.
1-я проблемная ситуация:
Почему дети так жестоко обращались с Юшкой?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте эпизод «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» и ответьте на вопрос: «Какая подмеченная автором деталь встречается в этом эпизоде»?
- Деталь – чай с сахаром. Что он значит для жителей села? Как вы об этом думаете? (Чай с сахаром – жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских). Подвести к ответу, что в семьях никогда не говорили о духовных ценностях.
2-я проблемная ситуация:
Работа со словом.
Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?»
- Что значит блажной? (найти значение слова в словаре). Назовите однокоренные слова:
Блаженный
Благополучный
Благодарный
Благовоспитанный
Благонравный
Вывод:
- Почему так приниженно слово «благо» в грубое «блажной»? (От жестокости сердца).
Проверка с помощью слайда №9


Работа с иллюстрацией.
Слайд №10

Посмотрите на слайд №9 и скажите, какой эпизод изображён на нём? Расскажите об этом.
- Почему прохожий толкнул Юшку? (Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь).
Словарная работа. Почему Юшка именно осерчал, а не разгневался?
- Осерчать – то же, что сердиться.
-Разгневаться – прийти в состояние сильного гнева.
(Он в силу своего характера не мог разгневаться)
Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему? (Хотели искупить вину свою)
- Умирает Юшка, непонятый чёрствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мёртвого, прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей).

8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель.
- Можно ли сказать, что та любовь, которая исходила от Юшки, с его смертью исчезла бесследно? («Там девушка припала к земле, в которой лежал мёртвый Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела егокто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших.)

- Расскажите от лица девушки о том, что сделал для неё Юшка?

Учитель:
- В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. Нужно верить в великую силу любви и помнить, что только любовь порождает добро, а зло ничего не может породить. У каждого из вас перед глазами жизненная формула Юшки. Я хочу, чтобы ваши сердца были тоже наполнены любовью: любовью к природе, любовью к Родине, любовью к людям. Ребята, живите, храня в сердце любовь, и верьте в великую силу любви!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Учитель.
-Итак, ребята, урок наш завершается, и прежде чем я выставлю вам отметки за урок, предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Перед каждым из вас на парте лежит листок – Лестница успеха. Нарисуйте, пожалуйста, сердечко на этой лестнице в начале урока и в конце урока. Сердечко – это ваш успех на уроке.
Размещаю эти листочки на доске, делаю вывод.
- Ребята, а ещё для вас такой сюрприз: посмотрите, какое замечательное сердечко у каждого из вас. Это ваше сердце. Только маленькие сердечки, исходящие от него, пустые. Давайте заполним их любовью. Напишите, в вашем сердце живет любовь к кому?



Слайд №11



10. Выставление отметок
11. Домашнее задание:
Слайд №12

«3»: Устно ответить на вопрос: «Какую бы надпись вы сделали на надгробии Юшки?»

«4»: Сочинение- миниатюра «Прости нас, Юшка»
(За что мы можем попросить прощение у Юшки?)

«5»: создать проект «Значение имени героя», подготовиться к его защите.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15