Доклад «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации образовательного стандарта»



Преемственность
дошкольного и начального образования в условиях реализации образовательного стандарта

Сибирцева Е.И. – учитель начальных классов
Енбекской сш Аксуского района
Павлодарской области Казахстан

Идея преемственности содержания программ дошкольного и начального образования в условиях реализации общеобязательного образовательного стандарта требуют психолого–педагогического анализа, как условий, так и самой организации образовательного взаимодействия взрослых и детей, а также анализа взаимодействия самих педагогов. Если на дошкольной ступени образования реализуется принцип самоценности ребёнка и формируется его личностные качества, то школа призвана развивать накопленный потенциал.
Общий благоприятный фонд для физического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка может осуществляться в нескольких вариантах. В Енбекской школе функционирует класс предшкольной подготовки. Многолетняя практика позволяет утверждать, что преемственность необходима в содержании обучения, в способах преподавания, в способах учения детей.
Основаниями для преемственности является:
развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика;
развитие способностей как способов самостоятельного решения задач и средств, помогающих быть успешными в разных видах деятельности;
развитие творческого воображения;
развитие коммуникативности.
Родительская позиция и родительские запросы на образовательные услуги привели к практике раннего обучения письму, чтению, усложнению занятий по математике. При этом игра, характерная для дошкольного возраста вытесняется. И это отрицательно сказывается на развитии психических процессов дошкольников.
Сквозными видами деятельности в организации дошкольного и начального образования является использование схем, знаков, моделей, символов, предметов - заместителей. Необходимо использовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, разные виды художественной деятельности, детское экспериментирование, решение ситуативных задач на общение.
Психологи доказывают, что самостоятельность мышления, познавательная инициатива ребёнка, формируемые под руководством сколь угодно чуткого взрослого менее эффективны, чем работа в группе. Именно совместно работающие дети осваивают:
навык формулировки своей точки зрения;
способность выяснения точки зрения партнеров;
обнаружение разницы точек зрения;
способы разрешения разногласий с помощью аргументов без перевода противоречия в плоскость личных отношений.
В процессе учебной игры дети обмениваются мнениями, учатся оценивать друг друга и себя. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, знания - предметом относительным и ненадёжным, быстро устаревающим, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс, который в свою очередь предполагает реализацию инновационных педагогических технологий.
Неуклонное развитие форм и способов обучения предполагает освоение педагогическими технологиями: игровыми (технологии имитационного моделирования), информационно – коммуникационными, развивающими и др. Характерной чертой игровых технологий является практико – ориентированные ситуации. Они включаются в учебные занятия систематически, при закреплении каждой отдельной темы, либо всего курса.
Развитие коммуникативных компетенций включено в стандарты 12 -летнего образования:
Речевая деятельность: аудирование, чтение, письмо.
Общение: монолог, диалог, речевой этикет, речевая ситуация и т.д.
Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «Обучение через открытие».
Дети дошкольного возраста и первоклассники делают первые шаги в разработке мини – проектов или совместных проектов. Например, каждая буква алфавита это самостоятельный проект ребёнка и его родителей.
Объектом такого проекта являлся процесс написания буквы.
Предметом – сама буква.
Гипотеза – заключала в себе предположение о том, что если правильно соединить все элементы буквы, то буква будет написана правильно. Среди используемых методов при создании таких проектов используются такие методы, как сравнение, сопоставление, эксперимент, статистический метод.
Предшкольное образование – это эффективный способ выращивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Психологи утверждают, что если человек первые десять лет своей жизни терпит неудачи, то к десяти годам пропадает уверенность в себе. Если ребенку удается добиться успеха к десяти годам, то у него есть шанс на успех в жизни. Ответы на вопросы по сохранению психологического здоровья, эмоционального благополучия учеников мы нашли у Г.А. Цукерман, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисицина.
Оптимальными этапами взаимодействия в вопросах преемственности будут являться следующие:
накопление согласия;
поиск совпадающих интересов;
взаимное принятие принципов приоритетных направлений деятельности инновационного педагога;
создание обучающих ситуаций, основанных на жизненном опыте, социальном общении и исследованиях;
развитие мышления детей при помощи открытых вопросов;
создание «Ситуации успеха»;
ориентация на динамику развития ребенка.
Исходя, из указанной специфики налаживание контактов можно организовать следующим образом.
I. Первые контакты:
взаимопосещения уроков и занятий;
встреча с родителями на родительских собраниях.
II. Дальнейшие контакты и связь между воспитателями и педагогами:
непосредственное общение;
неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
дни и вечера посещений для родителей будущих первоклассников.
III.Взаимопомощь:
разработка содержания игротеки, спортивного уголка;
сбор материалов по игровым, коммуникативным и исследовательским технологиям;
совместные целевые прогулки, досуги и походы;
совместный поиск выхода из кризисных ситуации;
изучение запросов родителей, их требований к работе классов предшкольной подготовки.
Практика деятельности убеждает в необходимости решения вопроса преемственности на уровне родительской общественности.
Плановый подход представим в виде вопросов:
Как консультации и встречи с ними сочетаются с их желаниями?
Что нужно сделать для совершенствования вопросов взаимодействия?
Какой опыт и потенциал родителей может быть использован при решении задач обучения первоклассников?
Каковы взгляды отношения родителей к 12 летнему образованию?
Координация и регулирование вопросов преемственности означают поддержание всей образовательной системы на заданном уровне, перевод ее новое качественное состояние.

Список используемой литературы.
Журнал «Воспитание и обучение» №6 2007г
Методическое пособие «Научно-теоретические основы конструирования содержания общего среднего образования в 12-летней школе Республики Казахстан». Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования.
Журнал «Воспитание и обучение» №4 2007г
Журнал «Дошкольное образование в Казахстане» №1(13) январь/февраль 2008г.
В.С.Мухина «Шестилетний ребенок в школе».
Е.М.Минскин «От игры к знаниям».
Республиканский научно-практический, информационно-аналитический журнал «12-летнее образование». Издательство «РАДиАЛ» №6, 2008г.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315