Классный час Полезны ли наши привычки?


Разработка классного часа для учащихся 5 класса
Тема: «Полезны ли наши привычки?»
Цель: Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам
Форма: диалог с элементами игры
Подготовительный этап: Учащимся предлагалось нарисовать рисунки на тему «Скажи нет вредным привычкам», написать мини-сочинения на тему «Посеешь привычку – пожнешь характер»
Ход классного часа:
№ Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный этап, проблемная ситуация Предлагает обсудить пословицу «Посеешь привычку – пожнешь характер». Предлагает ответить на вопрос: «Какие ассоциации у вас вызывает слово «привычка»?» Выслушав ответы, предлагает обратиться к объяснению этого понятия в толковом словаре Д. Ушакова «Привычка, образ действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшими обычными, постоянными для кого-нибудь».
Таким образом, привычка – это такое действие, которое человек выполняет автоматически. Включаются в деятельность, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.
2 Игра-упражнение «Сорняки и розы» Предлагает на картинках с изображением розы написать полезные привычки, на картинках с сорной травой написать вредные привычки. После выполнения задания проводится обсуждение.
Подводится вывод: Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – изо дня в день надо трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека. Делятся на микрогруппы по 4-5 человек. Работают в микрогруппах, пишут полезные и вредные привычки на картинках. Участвуют в обсуждении. Высказывают свои точки зрения на тему вредных и полезных привычек.
3 Работа со сказкой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Предлагает послушать и обсудить отрывок из сказки. Предлагает ответить на вопросы: Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе? Можно и баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек каждый день побеждает в себе? Сообщает, что среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Слушают сказку, отвечают на вопросы, рассуждают.
4 Тест Предлагает пройти тест, который поможет учащимся оценить уровень своего физического развития. Дает инструкцию к тесту, на каждый вопрос ответить «да», «нет».
Соблюдаю ли я режим дня?
Делаю ли я утреннюю зарядку?
С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
Занимаюсь ли я физическим трудом?
Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)?
Люблю ли я свежий воздух?
Считаю ли я алкоголь вредным веществом?
Умею ли я плавать?
Помогает подсчитать результаты, за каждый ответ «да» - 3 балла, «нет» - 1 балл. 9-13 баллов – низкий уровень физического развития, 14-19 баллов – средний, 20-27 баллов – высокий. Проходят тест, искренне отвечают на опросы. Подсчитывают результаты, определяют свой уровень физического развития.
5 Рефлексия Предлагает составить памятку «Как вырастить хорошую привычку?» Раздает заготовки-лучики, оформляет общую памятку.
Подводит итоги классного часа, награждает за рисунки и мини-сочинения, благодарит за работу. Пишут советы как вырастить хорошую привычку, размещают советы на доске в виде солнца. Делятся впечатлениями о классном часе.
Приложение
Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
…Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами.
Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг овладели тяжкие сомнения, и он спросил:
- Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?
- Да, правда.
- Вот хорошо!
Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил:
- Значит, они и баобабы тоже едят?
Я возразил, что баобабы – не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.
Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:
- Их пришлось бы поставить друг на друга…
А потом сказал рассудительно:
- Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.
- Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?
А как же! – воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах.
И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.
На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный.
Если он будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
- Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная…