Урок по окружающему миру на тему: Золотое кольцо России.

Тема урока: Золотое кольцо России.
Цель и задачи урока: познакомить обучающихся с древними городами России, их достопримечательностями; формировать умение находить города Золотого кольца на карте, приводить примеры достопримечательностей городов, использовать различные справочные издания для поиска информации о городах; формировать умение действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, овладеть логическими действиями анализа, признавать возможность существования различных точек зрения, уважительного отношения к иному мнению;
развивать кругозор, память, воображение, мышление, речь, мотив учебной деятельности;
воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры; самостоятельность, коллективизм, аккуратность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, призентация «Золотое кольцо России», карточки – билеты, мультимедийное приложение «Золотое кольцо России», открытки – пожелания, часы, фигуры (школьник, транспорт), изображение ракеты, изображение корзины знаний, цветные магниты, тезисы исследовательской работы, учебники, рабочие тетради, тетради : «Итоговая аттестация», иллюстрации с изображением древних городов России, ЭОР «Золотое кольцо России».












Ход урока.
Организация начала урока.
Работа над организационной поговоркой:
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Слушаем и запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Рефлексия.
Пожелание соседу по парте удачи на уроке.
Знакомство с гостями, преподнесение открыток – пожеланий.
Закрепление ранее изученного материала.
Игра «Возвращение в прошлое».
-Часы нам помогут вернуться в прошлое и повторить ранее изученный материал.
(На циферблате часов прикреплен флажок, который будет перемещать учитель против часовой стрелки, начиная отчёт от цифры 3).
Цифра 3
На доске слова, которые обозначают города (Москва, Санкт – Петербург, города Золотого кольца России).
- Что обозначают эти слова? (Названия городов)
-С какими городами вы уже знакомы?(Москва, Санкт-Петербург).
-Как называется наша страна? (Россия).
-Чем является Москва для нашей Родины? (Столицей).
-Какая достопримечательность вам запомнилась в городе Санкт – Петербурге?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с другими городами.
- Что мы можем сделать, чтобы узнать о городах? (Совершить путешествие).
-Для чего мы будем совершать путешествие? (Чтобы узнать о достопримечательностях городов).

-Посмотрите на доску, карта какой страны там находится?(России).
-Посмотрите на карту «Центральная Россия» и скажите, как вы считаете, где расположены эти города? (В России).
Цифра 2
-Путешествовать будем на разных видах транспорта. Вспомните виды транспорта. (На доске изображен транспорт).
Цифра 1
Мы изучали значение денег в жизни человека. (На доске изображены деньги).
- Под какими номерами изображены деньги, которые сейчас в обиходе?
-Как называются другие деньги? (Древние).
-Что может быть ещё древним?
-Города могут быть древними?(Да).
Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
-Мы познакомимся с древними городами России, которые образуют Золотое кольцо России. (На доске появляется тема урока: «Золотое кольцо России»).
-Чем будем заниматься на уроке? (На доске появляются цели).
-Прочтите тему урока на доске. («Золотое кольцо России»). Хотите узнать,
почему города образуют Золотое кольцо России?
-Во время путешествия мы сделаем исследование и узнаем, почему города образуют Золотое кольцо России.
-Учёные, чтобы приступить к работе составляют план исследования. Учёными на нашем уроке побывают наши одноклассники, которые определят цели, задачи, гипотезу исследования.
(В это время учитель читает стихотворение о Золотом кольце России).
-Слово предоставляем нашим учёным.
- Какой сегодня праздник? (День космонавтики).
В конце урока мы совершим путешествие в космос, чтобы посмотреть на место – расположение городов на территории России.
(На доске появляется ракета с тезисами исследования).
2. Путешествие по городам Золотого кольца России).
-Путешествие начнём с г. Валуйки (Поиск города на карте).
-Первое путешествие совершим на автомобиле.
(Проводится инструктаж по ТБ при нахождении в транспорте).
- Сели поудобнее, пристегнулись, едем. И вот мы прибываем в первый город Сергиев Посад.
А). Сообщение учителем о г. Сергиев Посад.
Б). Игра «Встреча со знакомыми словами».
(Учитель называет слова, если они встречались в его рассказе, то дети хлопают в ладоши, если нет - сидят тихо).
Физкультминутка.
В) Работа с мультимедийным приложением. (Просмотр видео «Переславль- – Залесский).
Г) Игра «Ложные высказывания».
(Учитель произносит высказывание по услышенному, если они верны- поднимают сигнальные карточки, если нет - сидят тихо.)
Город основан Юрием Долгоруким(+).
В Переяславле –Залесском есть Кремль (-)
На Красной площади города находится Спасо-Преображенский собор (+).
Д) Сообщение обучающейся о г. Ростове.
- Пересаживаемся в автомобиль и путешествуем в г. Ростов.
Е) Работа в парах.
( Обучающиеся читают текст о г. Ростове и задают вопросы друг другу).
Д) Работа в группах.
-Совершим путешествие в два города: Углич и Ярославль.
(Об-ся читают текст по рядам:1-о г. Углич; 2-й – о г. Ярославль.)
-Объединитесь в пары, руководители групп возьмите карточку любого цвета и к нему задание. Выполнив задание поднимите карточку все вместе. (Руководители групп читают выполненное задание).
Ж) Путешествие в города: Кострома, Владимир, Иваново, Плёс, Суздаль.
-Совершим путешествие пешком и на самолётах, посмотрим их место- расположение на карте.
Закрепление изученного материала.
Игра «Экзамен» и физкультминутка. Обучающиеся во время физкультминутки берут билеты с вопросами, садятся на места и выполняют задание. Выполнившие задание поднимают сигнальные карточки (с изображением городов).
Работа в тетрадях (самостоятельная)(с. 45).
Итог урока.
Полёт в космос.
(Выявление подтверждения гипотезы).
Игра «Корзина знаний». ( На доске изображена корзины. При помощи магнитов- знаний об-ся она наполняется).
Выставление оценок.
Рефлексия.
Поднять изображение смайликов - настроения (зелёный-хорошее, жёлтый- не достаточно хорошее настроение, красный –плохое). Подписать смайлики. Староста класса собирает их у тех об-ся, у которых плохое настроение. На перемене выяснить, почему плохое настроение и дать совет по его устранению.
Домашнее задание.
Сообщение о любом не изученном городе и исследовательская работа о г. Владимир.
15