План работы педагога-психолога МБОУ Увельской СОШ №2



Утверждаю:
Директор МБОУ Увельская СОШ №2
_________В.А.Андриасян
«___» сентября 2015 г.










План работы педагога психолога
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Увельской средней общеобразовательной школы №2
на 2015-2016 учебный год













Составила: педагог-психолог
первой квалификационной категории
Зонова Вероника Юрьевна



Цель: Создание социально-психологических условий, способствующих как успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде, так и адекватному взаимодействию взрослого и ребенка, а так же создание благоприятного климата в педагогическом коллективе.
Задачи:
1. Совершенствование благоприятных условий адаптации первоклассников к школе;
2. Содействовать формированию Личностных Универсальных Учебных Действий
3. Содействие созданию благоприятных условий адаптации пятиклассников к обучению в средней школе;
4. Содействие созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;
5. Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении и общении;
6. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
7. Содействие  сохранению психологического обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода в образовательном процессе;
8. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;
9. Проведение профилактических мероприятий с целью повышения психологической толерантности учащихся школы и работников педагогического коллектива;
10. Укрепление психологического здоровья педагогов.


Содержание работы.

Работа службы осуществляется по следующим направлениям:
диагностическая работа;
коррекционно-развивающая работа;
консультативно-просветительская;
экспертная;

Диагностическая работа в рамках данного направления проводится психологическое обследование ученика с целью определения его психического развития, их интересов, способностей и склонностей. Проводится диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками. При необходимости привлекаются специалисты других отраслей.
Коррекционно – развивающая по данному направлению педагог – психолог разрабатывает и осуществляет работу по программам (в том числе и коррекционные), направленные на развитие, как отдельных сторон, так и личности в целом. Программы развивающей и коррекционной работы включают психологическую и педагогическую части.
Консультативно – просветительская работа включает в себя консультирование администрации школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания учащихся. Консультации учащихся по вопросам обучения, развития, самовоспитания, профориентации, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Экспертная работа включает в себя: оценка умственного развития несовершеннолетнего;
изучение особенностей личности человека и тех обстоятельств, при которых совершались противоправные действия;
выявление специфики познавательных процессов человека;
определение возможного физиологического состояния аффекта;
тестирование на умственную отсталость;
оценка степени осознания и понимания человеком своих действий;
определение индивидуальных особенностей, способных оказать влияние на объективность показаний.
Психологическое консультирование включает в себя: облегчение изменения поведения;
совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения;
увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению трудностей;
помощь в процессе принятия решений;
способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека.
Организационно-методическая работа включает в себя следующее:
работа с мед. картами и психолого – педагогической документацией;
анализ научной и практической литературы для подбора психологического инструментария и разработки развивающих и /или коррекционно-развивающих программ;
подготовка к консультации воспитателей, с целью формирования у последних потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития;
подготовка и оформление информационных стендов для родителей;
подготовка информационных писем (памяток) для родителей;
анализ и обработка результатов диагностики, составление рекомендаций для родителей и воспитателей;
изучение материалов периодической печати, с целью подготовки к индивидуальному или групповому консультированию родителей/педагогов;
подготовка материала для проведения  групповой /индивидуальной работы с детьми;
подготовка психологического инструментария к обследованию, написание заключений;
заполнение отчетной документации педагога-психолога.

Нагрузка педагога – психолога в образовательном учреждении составляет 36 часов в неделю, из них:
- на индивидуальную и групповую, профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями; на участие в МППК образовательного учреждения педагог – психолог затрачивает 18 часов в неделю;
- остальное время в пределах установленной педагогу – психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно – консультационной работе с педагогическими работниками и родителями; организационно – методическую деятельность.
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в ОУ( при обеспечении администрацией ОУ необходимых условий работы и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка ОУ.
(Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6).



Основные направления деятельности


Виды деятельности
Планируемые мероприятия
Сроки
Примечание

1
Просветительская и профилактическая работа

Проведение классных часов по запросу классных руководителей:
«Агрессия. Хорошо или плохо?»(5-6 классы);
«Профессия – моё будущее!»(8-11 классы);
«Как справиться со стрессом на экзамене?» (9,11 классы);
«Профилактика суицида в школе» (педагоги)
Беседа «Что такое школа?» (1 классы)
в течение года










Участие в организации и проведении родительского лектория по психологической тематике:
«Трудности адаптации первоклассников к школе»;
«Особенности адаптации учащихся 5 классов»
«Родительская роль в психологической поддержке выпускника»
«Особенности развития личности в подростковом возрасте»
в течение года




Организация лекций для учителей:
«Психологическая готовность детей к обучению»
«Здоровьесберегающие техники в работе педагогов».
в течение года


2
Психологическая диагностика
Диагностика уровня адаптации и
готовности к обучению учеников 1-х классов (если ребенок не посещал ДОУ, нет информации, информация недостаточная)
Адаптация учащихся 1-х классов. Схема экспертной оценки В.Чирков, О.Соколова
Сентябрь- декабрь
Сдача отчетности в январе



Адаптация учащихся 5-х классов. 1.Схема экспертной оценки В.Чирков, О.Соколова.
2.Методика «САН»
3. Социометрия.
4. Тест А.Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»
5. Исследование внимания «Шульте-Платонов»
Сентябрь-декабрь
Сдача отчетности в январе



Исследование уровня тревожности учащихся 1-11 классов. Методика Т. Филлипса.
Октябрь
Сдача отчетности 31 октября



Психологическое выгорание педагогов (здоровье педагогов) А.А.Рукавишников.
Январь - февраль




Профориентационная диагностика 9-х,11-х классов (опросник Холланда)
январь




Диагностическая работа с учащимися и их семьями, относящимся к категориям: группы риска, социально-неблагополучные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации
В течение всего года




Психологический климат в детских коллективах 1-4-х классов. Методика оценки уровня психологического климата коллектива А.2Н. Лутошкин
ноябрь
Сдача отчетности 28 ноября



Определение творческих способностей (по Торренсу) у 2-х классов
февраль




Изучение межличностных отношений в учебной и внеурочной деятельности 1-х классов, «Социометрия» Дж, Морено.
январь




Изучение мотивации учащихся 7-х классов-8 классов. Методика М.И.Лукьянова
март




Изучение межличностных отношений учащихся. Социометрия. Определение коэф. сплочен. коллектива. По запросу педагога
В течение года




Эмоциональное состояние (позитивный фон настроения) учащихся 5-11-х классов. Методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение) В.А. Доскин, Н.А.Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П.Мирошников
апрель




Оценка уровня воспитанности учащихся
декабрь
Сдача отчетности 19 декабря




Удовлетворенность родителей процессом
обучения. (Анкета).1-х и 2-х классов.
май


3
Развивающая и коррекционная работа
Групповые коррекционно-развивающие занятия в классах коррекции с целью адаптации к условиям школы, сплочение классного коллектива (программа «Тропинка к своему Я». О.В.Хухлаева)
Сентябрь-май




Групповые и индивидуальные психолого-коррекционные работы с учащимися (по запросу родителей, педагогов):
Программа «Комплексное развитие мл.школьника» В.Н.Карандашев (начальная школа)
Тренинг для подростков и старшеклассников «Энергия паузы» К.Фопель (5-занятий)

в течение года

По запросу педагогов или родителей

4
Психологическое консультирование
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей и педагогов по результатам психодиагностики (по запросу)
в течение года
Консультационные дни для родителей определены в графике работы психологического кабинета



Индивидуальные консультации учащихся 8-11 классов по вопросам профдиагностики и профориентации.
в течение года
По предварительной записи учащихся либо запросу родителей

5

Экспертная работа
Изучение документации
(сведения из ДОУ, мед. карты,
анкеты для родителей):
уточнение уровня
готовности к обучению.
октябрь




Обработка и анализ данных, полученных после проведенной психодиагностики.
в течение года




Подбор и подготовка стимульного материала для проведения психодиагностики
в течение года




Участие в работе МО и методическом совете школы
в течение года


6
Организационно-методическая работа
Представление результатов диагностики администрации школы
ежемесячно




Составление плана работы на новый учебный год
1-15 сентября




Подготовка годового отчета
май




Работа по самообразованию:
Посещение психологических семинаров;
Изучение специальной литературы.
в течение года








Педагог-психолог________________________ В.Ю.Зонова

15