Литература.Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Страдание и очищение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Обучение анализу эпизода»


Тема урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Страдание и очищение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Обучение анализу эпизода»
Цели урока:
I. Познавательные:
1. Повторить сведения об особенностях композиции романа, художественного замысла писателя.
2.Сформировать личное отношение к роману.
II. Практические:
1.  Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по анализированию художественного текста.
2.  Заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню.
3.  Формировать умение применять знание норм литературного языка в речи.
4.  Учить выявлять и формулировать проблему на основе исходного текста писателя.
III. Общепредметные:
1)  Воспитывать:
а) интерес к предмету в ходе освоения художественного произведения и размышления над содержанием;
б) бережное отношение к родному языку;
в) языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной);
г) нравственные качества учащихся (понимание значимости художественной литературы);
способность выработать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое отношение к ним, эстетическое восприятие художественного текста
2)  Развивать:
а) логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, эмоциональную сферу.
3)  Формировать:
а) умение строить высказывание по заданным критериям;
б) оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных знаний, умений.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков
Тема:
«Страдание и очищение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Обучение анализу эпизода»
Коммуникативная тема: коммуникативно-организационный дидактический материал на тему «Литература».
Технология урока: комплексная (работа над художественным текстом в группах, систематизация изученного с использованием обобщающей схемы , продуцирование собственного высказывания, квест).
Средства обучения:
Учебник - Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова.- М., 2010.
Дидактический материал для работы в группах.
Таблица «Преступление и наказание».
Лист учёта знаний для осуществления рефлексии на уроке.
Мультимедийная презентация к уроку.
Художественный фильм «Преступление и наказание», Мосфильм, 1969г.
Художественный фильм «Преступление и наказание», Кинокомпания АСДС, 2007 г.
Используемые технологии и методики: технология проблемного обучения, дифференцированный подход, информационные технологии (в виде мультимедийной презентации ), научно-поисковый и наглядный методы.
Оформление урока:
·        портрет Ф.М. Достоевского;
·        выставка книг;
·        иллюстрации И. Глазунова к роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Ход урока.
Организационный момент (проверка подготовки класса, учащихся к уроку, отметка отсутствующих).
Объявление темы и задач урока.
Эпиграф к уроку:
     «Я себя убил, а не старушку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки.»

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание ”
III.           Вступительное слово учителя.
     Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.
А это главное!
Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.
Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду «высший»: тот, который вершится в сфере нравственных идей.
   В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя Ф.М. Достоевского нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,
Французскими просветителями (XVIII в.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т.е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (1844-1900гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.
 Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.
IV.Постановка проблемы.
Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
(Записываем версии на доске)
V. Проверка Д/З. (по части 6).
Вы прочитали последнюю часть романа и выполнили задания. Проверим результаты.
Задания по группам.
1 гр.
Как вы считаете, усилились страдания Раскольникова или нет?(подтвердите примерами из текста ч.6 гл.1)
2 гр.
Порфирий Петрович утверждает ,что Раскольников - убийца. Как вы считаете, реакция Родиона на это показывает его силу или слабость?( подтвердите примерами из текста ч.6 гл.2)
3 гр.
Как вы считаете, почему Раскольников опасается Свидригайлова и решает его убить? ?(подтвердите примерами из текста ч.6 гл.3)
4 гр. ?
Как вы считаете, почему Дуня не может поверить в то, что ее брат – убийца?
(подтвердите примерами из текста ч.6 гл.5)

Вопрос ко всем группам:
«Чем заканчивается жизнь Свидригайлова и можно ли назвать это очищением?»
V.Слово учителя.
После совершения преступления Раскольников чувствует не удовлетворение, а раскаяние. Он мучается, понимая, что вовсе он не «право имеет» – выходит, что он такая же тварь дрожащая, как и все остальные. Осознав это, Раскольников не выдерживает и идет сдаваться в полицию.
(Просмотр эпизода из кинофильма «Преступление и наказание»,1969 г.)
VI. Обучение анализу эпизода (ч.6, гл.8).
Группы работают по предложенному учителем плану.
Ответы зачитываются по группам.
Другие группы могут вносить дополнения.
(Сразу Д/З – анализ эпизода (эпилог романа)
VII. Квест. Таблица для иллюстрации.
Ситуация : Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников прошел сложный путь от преступления до раскаяния. Он приходит признаваться в полицию на 14 день. Но на этом его путь не заканчивается. Наша задача – разобраться в этапах пути его ошибочных утверждений, страдания и нравственного очищения.
Условия:
1. За правильный ответ группа получает 1 слово.
2. Получившие все слова составляют в правильном порядке этапы пути Раскольникова.
Слова для последнего задания:
Преступление
Страдание
Наказание
Любовь
Очищение
Бог
Задания для квеста:
1.Что заставило Раскольникова совершить преступление?
А) Желание испытать себя
Б) Чувство мести
В) Чувство наживы
2. Почему Раскольников выбирает топор как орудие убийства?
А ) Он ему просто подвернулся под руку
Б) Топор – символ народного бунта
В) Он надежнее, чем что-либо другое
3. Что читает Соня Мармеладова Раскольникову ?А) Стихи о любви
Б) Уголовный кодекс
В) Евангелие
4. Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова?
А) Ждал, что Раскольников придет сам
Б) Не имел доказательств
В) Преступника уже посадили
5.Почему Раскольников пришел с повинной в полицию?
А) Испытывал муки совести
Б) Состояние тоски и тревоги только усиливалось
В) Его волновало будущее
Ответы: 1 - а
2 - б
3 - в
4 - а
5 - б
6. Составьте с имеющимися у вас словами путь Родиона Раскольникова.
Путь Раскольникова:
Преступление
Страдание
Наказание
Любовь
Очищение
Бог
VIII. Слово учителя. Роль эпилога в романе.
1.Просмотр эпизода из художественного фильма «Преступление и наказание», Кинокомпания АСДС, 2007 г.
2.Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною», — пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме. Чувство собственной правоты не пошатнулось в нем, он лишь возненавидел свою слабость. Но тут начинают происходить необъяснимые с человеческой точки зрения вещи: сокамерники-осужденные почему-то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступления порой ужаснее; да и особо не знакомы они с Раскольниковым, чтобы так его невзлюбить! В то же время они едва ли не плачут от восхищения, благоговейно глядя на Соню, приходящую навестить Раскольникова; хотя, опять-таки, они ведь и ее не знают вовсе! В конце концов каторжные с криком «Безбожник!» бросаются на Родиона, избивают его, и лишь охранник предотвращает кровопролитие… Что происходит? Почему? Ответ приходит Родиону во сне про непонятную эпидемию, погубившую человечество. Якобы появились какие-то новые микроскопические трихины, и «люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватым и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные». Проснувшись, Раскольников еще не осознает, но уже душой чувствует то, что так же бессознательно возненавидели в нем заключенные: он болен той самой заразой! И имя ей — безверие, нелюбовь, гордыня, презрение к людям! И когда Раскольников в очередной раз видит Соню, душа его наконец-то просыпается, и открывшиеся заново глаза наполняются слезами, и неизъяснимая боль, но уже не беспросветная, а свет дарующая, бросает его к Сониным ногам в рыданиях, и эти рыдания очищают его мятежное сердце!
Вот истинная кульминация романа! Вот оно — торжество пресвятой любви и веры! Вот оно — настоящее раскаяние, дающее уверенность в спасении всякого грешника! Здесь, в эпилоге, между строк звучат самые светлые, жизнеутверждающие аккорды, знаменующие духовное возрождение героя, здесь в полной мере раскрывается глубокая убежденность великого человеколюбца Достоевского в том, что в каждом человеческом сердце теплится Божественная искра.
Вопрос: Возможно ли духовное очищение через страдание? Как можно с этой точки зрения оценить эпиграф к уроку.
Вывод : Нравственные страдания человека путь к очищению и спасению.
IX. Д/З. Анализ эпизода (эпилог)