Родительское собрание на тему Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника (1 класс)

Тема: Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
Цели:
познакомить родителей с понятием «темперамент»;
показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;
рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;
дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребёнком каждого типа темперамента.
Участники: классный руководитель, родители учащихся первых-вторых классов, школьный психолог.
Подготовительная работа:
Изучение литературы по теме собрания.
Подбор текстов с описанием каждого типа темперамента совместно со школьным психологом.
Анкетирование родителей.
Родители заполняют анкету дома и передают заполненный бланк учителю за две недели до начала собрания.
Вопросы, на которые предлагается ответить родителям:
Считаете ли вы своего ребёнка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?
Легко ли ребёнок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?
Как реагировал ваш ребёнок в раннем возрасте и как реагирует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведёт себя в гостях, при посещении театра?
Каким вы считаете своего ребёнка (спокойным, малоэмоциональным или очень эмоциональным)? Как он выражает своё отношение к близким?
В каком настроении обычно находится ваш ребёнок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
Отвлекается ли ребёнок, если он выполняет какое-либо поручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение какого времени ребёнок может заниматься одним делом, несмотря на отвлекающие факторы?
Какие черты характера ребёнка вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нём? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
Анализируя ответы родителей, учитель делает выводы об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.
Оформление, оборудование и инвентарь:
в классе организуются четыре места работы для микрогрупп родителей. Эти места помечаются квадратами красного, зелёного, жёлтого и синего цветов;
памятки-советы для родителей;
запись на доске темы собрания;
тест «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?»;
четыре листа с описанием каждого типа темперамента.
Необходимо оставить место для записей ответов четырёх родительских микрогрупп.
Ход собрания
Организационная часть.
При входе в класс каждый родитель берёт на столе в соответствии со своим желанием индивидуальный жетон, квадратик красного, зелёного, жёлтого или синего цвета, и занимает согласно избранному цвету место в одной из четырёх родительских групп.
Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.
Избирается рабочая группа. В её состав входят пять-шесть родителей и школьный психолог.
Сообщение классного руководителя по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника».
Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.
Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?
Рассмотрим лишь некоторые из них.
Костно-связочный аппарат ребёнка 7-11 лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребёнка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения ещё не закончен. Только в возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пясти и фаланги пальцев руки.
В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время работы, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребёнка, у него может возникнуть искривление позвоночника.
Для правильного протекания процесса окостенения ткани ребёнку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.
Мышечная система развивается вместе с костной, они совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы – кровообращение, обмен веществ, а также и на развитие психики ребёнка.
При организации физических упражнений (спортивных занятий, физического труда) следует считаться с возрастными возможностями ребёнка. Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышечных групп ведёт к нарушению условий нормального физического развития.
Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд – необходимые условия для правильного развития ребёнка.
Особенности развития сердечно-сосудистой системы, её несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы опять-таки требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе.
Большого внимания родителей и воспитателей заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший отдел центральной нервной системы – головной мозг.
Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.
В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Возбуждение и торможением у детей очень легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.
У каждого человека, в том числе и у каждого ребёнка, имеются индивидуальные различия в протекании процессов возбуждения и торможения (по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов). Вот почему мы говорим о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.
В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный материал. Ребёнку самому трудно оценить, насколько хорошо он приготовил урок. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и памяти, способности критически относиться к своей работе.
Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.
Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.
Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие начинающегося истощения – снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.
Тест-игра для родителей «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?».
ТЕСТ
Школьный психолог. Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взрослых в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.
Предлагаем 20 утверждений психолога, на которые нужно ответить «да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения).
Девочки более послушны, чем мальчики.
Девочки лучше относятся к слабым и больным людям, животным, растениям.
Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
Мальчики испытывают большее желание отличиться.
Мальчики больше одарены в математике.
Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.
Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
Мальчики агрессивнее.
Девочки менее активны.
Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
Девочки более ласковы.
Девочки легче подпадают под чужое влияние.
Мальчики более предприимчивы.
Девочки более трусливы.
Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
Девочки реже соперничают между собой.
Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
У мальчиков больше склонностей к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Мнение психолога:
В раннем возрасте девочки действительно более послушны.
Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых. Разве что в возрасте 6-9 лет.
Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
Девочки и мальчики одарены одинаково, всё зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляются лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более чётко, чем мальчики.
Исследования показали, что на протяжении всей жизни эти способности у мальчиков и девочек одинаковы. Если и есть разница, то только индивидуальная.
До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.
Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.
Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют её более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают.
До определённого возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определённый период тоже требуют ласкового обращения.
Напротив, мальчики скорее склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
В этом качестве до определённого возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Всё зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки.
Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своём. Они более самоуверенны.
В этом нет разницы между мальчиками и девочками, у кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.
С помощью этого теста вы определите, насколько ваши представления о мальчиках и девочках совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убеждён, что прав именно он. Но учтите то, что у психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить детей.
Работа в микрогруппах.
Школьный психолог. Ребёнок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство.
Кроме возрастных особенностей, педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. И.П.Павлов по тому, какова реакция организма на внешние раздражители, выделил четыре основных типа нервной системы: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Каждая микрогруппа родителей получает один из четырёх листов с описанием одного типа темперамента для коллективного изучения и ответа на вопрос: «Каковы правила общения с детьми этого типа темперамента?»
1-я группа – текст «Флегматик»;
2-я группа – текст «Сангвиник»;
3-я группа – текст «Холерик»;
4-я группа – текст «Меланхолик».
В течение пяти-десяти минут микрогруппа проводит коллективное чтение предложенного текста, вырабатывает групповой ответ на заданный вопрос, записывает его на специально отведённом месте, а затем передаёт лист другой группе родителей. Когда родительские группы напишут свои ответы на всех листах, эти листы передаются в рабочую группу под руководством психолога.
Тексты с описанием типов нервной системы:
Флегматик
Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и в разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие, постоянные.
Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направлено на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родители будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.
В работе с детьми этого типа нервной системы надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.
Сангвиник
Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нервной системы нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.
Холерик
Сильный, но неуравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Такой ученик не всегда умеет сдержать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы.
Воспитание такого ребёнка должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.
Меланхолик
Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взысканий. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.
Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий, крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетенности и подавленности.
Рабочая группа анализирует мнения микрогрупп, делает обобщающие выводы и готовит своё выступление.
Тест для родителей «Какой у вас психологический тип?»
Школьный психолог. В книге известного западного психолога Г.Юнга «Психологические типы» говорится об экстравертах («обращённых наружу») и интровертах («обращённых внутрь»). По мнению автора, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один их них экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать всё, что даёт жизнь. Таков экстраверт Интроверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу. Попытайтесь узнать, к какому типу вы относитесь, ответив «да» или «нет» на пункты предлагаемой вам анкеты.
Вы относитесь к экстравертам, если:
В один и тот же день вы можете посмотреть два фильма, спектакль, читать в транспорте, назначить несколько встреч, успев только на одну-две из них.
Вы в плохом настроении, если телевизор или радио не работают; чувствуете себя удручённым и одиноким, если телефон отключён.
Число ваших близких знакомых растёт с каждым днём.
Вы легко запоминаете лица, случаи, биографии, труднее – формулы и чужие мысли.
Вы любите веселиться в компании. Избегаете одиночества. Вы оптимист, избегаете мрачных, замкнутых людей.
Вы любите острить, рассказывать анекдоты. У вас уживчивый, покладистый характер.
Вы любите выступать с речами, произносить тосты; за столом, в компании обычно усаживаетесь на такое место, с которого можно было бы легко за всеми наблюдать.
Вы знаете, где и что происходит.
Вы быстро находите контакт с незнакомыми людьми, хорошо ориентируетесь в незнакомой компании и обстановке. Легко находите выход из сложной ситуации.
Вы быстро принимаете решения, иногда даже предполагая, что они не совсем удачны. Поездки в другие города доставляют вам удовольствие, вы соглашаетесь на них с радостью.
В сложной ситуации вы способны как следует всё обдумать.
У вас много планов, проблем и идей, но вы в состоянии осуществить только часть из них.
Вам не очень нравятся те люди, которые постоянно беспокоятся о вашем здоровье, даже если вы их об этом просите.
Вам важно то впечатление, которое вы производите на окружающих.
Вы относитесь к интровертам, если:
Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение.
Вы нередко «уходите в себя», предаётесь воспоминаниям. Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма.
У вас немного друзей, вы с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями. У вас один-два близких друга.
Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности, детали.
Вам не нравится шум магнитофонов, транзисторов, громкий смех, разговоры в компаниях.
Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только те из них, которые, как вы считаете, вам подходят.
Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения.
Вы любите готовить.
Вы лучше чувствуете себя в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличие от компании маленькой, где все на виду.
Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу.
Вы упорно отстаиваете свои принципы.
Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья; вы всё время думаете, что оно у вас «не на высоте», и это вас угнетает.
Вы способны долго заниматься волнующей вас проблемой, прежде чем принять какое-то решение.
Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так.
Вы относитесь к той группе, в которой у вас большее число ответов «да». Если оказалось, что признаков «экстраверта» и «интроверта» у вас поровну (допустим, 5 и 5, 6 и 6 и т.д.), то вы амбаверт – двойственная натура, для которой характерны и те и другие признаки. К этой группе, кстати, и относится большинство людей.
Школьный психолог. И наконец, цвет, которому вы сегодня отдали предпочтение, также может многое «рассказать» о вашем характере и эмоциональном складе.
КОММЕНТРАРИИ К ЦВЕТОВОМУ ТЕСТУ
Зелёный
Вы практичны. Самоуверенность, рассудительность, уравновешенность – это то, чего у вас не отнять. Вы добры, при внешней холодности вы обладаете горячим сердцем. Вы склонны к точным наукам. Одиночество вас не тяготит, потому что в любой момент вы можете наладить отношения с коллегами, соседями и т.п. – вы контактны. На работе вас ценят как хорошего специалиста, вы легко взбираетесь по служебной лестнице, но отсутствие честолюбия мешает вашей карьере.
Жёлтый
Цвет неоднозначен. Золотисто-жёлтый – цвет идеалистов, мечтателей, весёлых и непрактичных жизнелюбов. Уступчивы во всём, что не касается принципов. Никогда не унывают, легко справляются с безденежьем.
Густой жёлтый – цвет практицизма, умеренности и порядка во всём. Ваша уступчивость – способ приспособления. У вас всегда есть деньги и запасы всего. Больше всего в жизни вас беспокоит то, как и чем живёт ваш дом: муж и дети.
Охрово-жёлтый (ближе к коричневому). У вас есть что скрывать. Вы не просты, как кажетесь на первый взгляд. Характер у вас сильный.
Красный
Цвет героев, победителей и вождей. Лидерство – ваша стихия, вы стремитесь к быстрому успеху. Характер у вас активный, решительный, иногда резкий. И почти всегда вы заводитесь с полуоборота. Неудачи переносить вы не умеете.
Синий
Цвет покоя. К успеху идёте шаг за шагом, но всегда добиваетесь своей цели. Страдая от неудач, вы всегда владеете собой. В делах педантичны, предусмотрительны, это мешает вам в дружбе. Любите мечтать, может быть пытаетесь писать стихи.
Школьный психолог. Выделенные И.П.Павловым типы темперамента в чистом виде почти не встречаются, обычно у человека сочетаются черты отдельных темпераментов. И.П.Павлов в учении о темпераментах подчеркнул ещё один очень важный момент для воспитания детей: тип нервной системы можно в какой-то мере изменить, то есть развить недостающие качества.
Назвать один тип темперамента хорошим, а другой плохим нельзя. Каждый темперамент содержит в себе такие предпосылки, которые в известных условиях нужны человеку. Например, есть профессии, для которых необходимы внимательность, тщательность и аккуратность (лётчик, сборщик часов и др.) или, наоборот, большая эмоциональность (артист, художник) и т.д.
На основе темперамента идёт формирование характера, в котором сочетаются наиболее устойчивые, существенные особенности личности. Темперамент является базой для формирования черт характера ребёнка. Например, с раннего возраста у детей надо воспитывать такое нравственное качество личности, как доброта. Оно воспитуемо у детей с разными темпераментами.
Воспитание навыков культуры общения, готовности прийти на помощь товарищу, отзывчивости на чужую беду необходимо у детей с разными темпераментами. Однако средства воздействия со стороны родителей должны быть индивидуальны для каждого ребёнка в зависимости от его темперамента.
Вручение памяток-советов родителям.
Перед вручением памятки зачитываются вслух.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЛЕГМАТИКОМ:
демонстрация практического результата выполняемой работы;
контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности);
использование положительных методов воздействия;
отсутствие в речи взрослых ярлыков;
поддержка начинаний ребёнка, проявлений им собственной инициативы.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С САНГВИНИКОМ:
чёткая постановка целей деятельности;
возможность демонстрации ребёнком его достижений;
одобрение и поддержка взрослого;
учёт интересов ребёнка в порученном деле.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЛАНХОЛИКОМ:
эмоциональное поглаживание и эмпатия;
создание условий для выполнения совместной групповой работы;
демонстрация достижений ребёнка;
объективная оценка вклада его действий в общее дело.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХОЛЕРИКОМ:
спокойный, ровный тон взрослого;
предъявление чётких и обоснованных требований;
демонстрация перспектив деятельности;
положительная оценка деятельности ученика.

Решение родительского собрания.
Учитывать в воспитании и обучении детей их возрастные и индивидуальные особенности, опираясь на советы и рекомендации психологов, педагогов.
Использовать в общении с детьми полученные памятки.
Изучать психолого-педагогическую литературу о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.
15