Формирование универсальных учебных действий действий школьников на уроках физической культуры в условиях образовательной среды МКОУ «СОШ№2»

Тукмачева Ирина Николаевна,
МКОУ «СОШ №2»,
учитель физической культуры
высшей кв.категории


Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках физической культуры в условиях
образовательной среды МКОУ «СОШ№2»

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, что означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Чтобы уроки физической культуры не «выпали» из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим решали предметные задачи, необходимо выработать методику, при помощи которой можно осуществлять формирование УУД без ущерба для остальных задач урока.
УУД обеспечивают:
1. возможности обучающегося самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2. создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного освоения знаний;
3. формирования умений, навыков и компетенций в предметной области «Физическая культура».
Урок необходимо организовывать по-новому, с опорой на самостоятельность учащихся (там, где это возможно и безопасно) в решении двигательной задачи:
1. задания должны соответствовать возрасту детей;
2. необходимо помнить – возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию:
– этап начального разучивания;
– предполагаемый результат обучения, работа с представлениями учащихся об изучаемом двигательном действии;
- этап углублённого изучения;
– организация групповой, поточно-групповой работы по выполнению упражнений по таблицам, рисункам, концентрации внимания учащихся на пространственных, временных или динамических характеристиках двигательного действия.
Необходимо помнить о том, что разный программный материал имеет разный потенциал в формировании УУД. Педагог должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД с состоянием здоровья детей, умением слушать и слышать учителя, вступать с ним в диалог, стремлением принимать и решать учебную задачу, навыками общения со сверстниками, умением контролировать свои действия и действия партнёра на уроке.
Существует три структурные составляющие понятия «комфортность»: психологическая, интеллектуальная, физическая. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Комфортность образовательной среды должна охватывать как познавательные потребности детей, так и их социальное, эмоциональное, эстетическое, духовное и физическое развитие.
Немаловажным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении, принципа наглядности, постепенности, индивидуально - дифференцированного подхода, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся:
- урок должен строиться с учётом физической подготовленности детей и развития физических качеств, с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, строгих дозированных физических нагрузок, с выполнением гигиенических требований, включающих соблюдение: поддержания температуры и свежести воздуха; рационального освещения зала; влажной уборки зала через каждые 2 часа занятий; наличия раздевалок для девочек и мальчиков; наличия аптечки; наличия спортивного инвентаря по возрасту; наличия у учащихся сменной спортивной обуви и формы для занятий на уроке физической культуры в зале и на свежем воздухе (осень - весна, зима), с использованием современных методик и технологий.
К ним относятся:
1. здоровьесберегающие технологии, являющие собой совокупность приёмов, методов, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты;
- не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала;
- обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе:
2. современные образовательные технологии включают в себя:
- технологию интеллектуальных игр;
- технологию «Творческая мастерская»;
- игровые технологии;
- проектные технологии;
- информационно – коммуникативные и интернет технологии;
- технологии формирующего оценивания;
- педагогические технологии.
3. нестандартные формы ведения уроков физкультуры. Такие уроки считаются необычными по замыслу, организации и методике проведения.
Нестандартные уроки предполагают:
1. использование коллективных способов работы;
2. развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску;
3. заинтересованное отношение к учебному материалу;
4. активизация деятельности учащихся;
5. овладение способами управления коллективной деятельностью;
6. становление новых отношений между учителем и учащимися;
7. оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение и соблюдение учителем которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
 уважайте детей;
 не навреди, ищите в детях хорошее;
 замечайте и отмечайте малейший успех ученика;
 не приписывайте успех себе, а вину ученику;
 ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже, умейте прощать;
 на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
 не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
 хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
 только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
 не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
 оценивайте поступок, а не личность;
 дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить