Урок литературного чтения на тему Былины. Как Илья из Мурома богатырём стал. (4 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49
г. Шахты Ростовской области
Урок литературного чтения в 4 классе по теме
«Былины. Как Илья из Мурома богатырём стал.» УМК «Планета знаний»
По учебнику «Литературное чтение» Э.Э. Кац.
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №49
г.Шахты
Тарасенко Татьяна Николаевна
г.Шахты
2015 г.
Урок литературного чтения в 4 классепо УМК «Планета знаний»
Тема: Как Илья из Мурома богатырем стал (первый урок по произведению)Цель урока: -сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя. 
Задачи урока:- расширение знаний учащихся об устном народном творчестве;- развитие речи учащихся;- совершенствование навыков чтения;- воспитание устойчивого интереса к чтению произведений устного народного творчества; - обогащение словарного запаса;
- привитие любви к чтению.
- формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку
произведения;
- обучение самостоятельной постановке вопросов к тексту по ходу
чтения.
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развитие умения слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком произведения.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Эстетическое воспитание.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
рисунки учащихся, музыкальное сопровождение урока.
ТИП УРОКА: получение новых знаний
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлыйВсе готовы?
Всё готово?Мы, сейчас, не отдыхаем,Мы, работать начинаем.. (слайд)
-А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.
2. Актуализация знаний
-Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам литературного чтения и снова приоткрываем маленькую дверь в большой мир.
Путь наш не близок.
Лежит он через холмы, горы и долины.
Вот и первая преграда на нашем пути.
Чтоб её миновать, надо загадку разгадать.
Ладно скроен,Крепко сшит,За землю русскую стоит. (Богатырь)
- Кто такой богатырь?
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Прочитайте значение слова «богатырь».
Богатырь – 
1. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью.
2.Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
3.Переносное значение.. Незаурядный, выдающийся в какой-либо области человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное) - Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу слову «богатырь». (Силач,  воин, защитник, витязь)- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом  необыкновенной силой, светлым умом, смекалкой.  - Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)-Выберите на карточке слова, которые подходят для характеристики богатыря. (Работа в парах)
Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, патриот, обидчивый, преданный своему народу.(слайд)
3. Введение в тему.
-Народ во все времена почитал своих защитников, воспевал их подвиги. Из поколения в поколение передавались рассказы о подвигах богатырей. Чтобы ярче передать события рядом с былью была выдумка. Так появился новый жанр русского народного творчества, название которого вы узнаете, поставив буквы по порядку:
ЫЛЫНИБ (былины) (слайд)
-Кто уже может назвать тему нашего урока?
- Что предстоит нам сделать на уроке?
Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей.
Богатырь -- герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
4.Беседа о былине как литературном жанре.(слайд )- Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные. . И сложено было этих былин и ходило их по Руси великое множество. Более 200 лет назад в России, в 0804 г., вышла книга, в которой были напечатаны песни-старины или былины.
Одним из первых стал записывать былины Павел Николаевич Рыбников.
-Прочитайте на с.65, как он услышал былину о Садко – купце. Что его удивило?
(Работа с текстом).
-Былина – песня, исполняющаяся под звуки гуслей.
-Гусли – старинный музыкальный инструмент. (слайд)
-Послушайте, как звучит былина под звуки гуслей.. (Музыкальный фрагмент)
-Каких былинных богатырей вы знаете?
5. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы больше узнаем об Илье Муромце. Былины об Илье Муромце пересказала для школьников Ирина Карнаухова. Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье и пересказывала их. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на Ленинградском радио. (слайд)
-Откройте учебник на с. 66, прочитайте название.
( Как Илья из Мурома богатырём стал).
- По названию былины постарайтесь определить о чём и о ком пойдёт речь.
6.Работа с текстом.
-Прочитайте текст на с. 66 про себя.
-Где жил Илья Муромец?
-Почему плакали родители Ильи Муромца? (Прочитать)
-Какие события происходили на родине Ильи Муромца?
-Прочитайте, как Илья жаловался на свою судьбу?
-Что быль в этом отрывке, а что выдумка?
-С чем можно сравнить былину?
7. Чтение текста цепочкой.
8. Рассказ учителя об Илье Муромце.
Илья Муромец – невыдуманный персонаж.
В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор этого богатыря. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.
- Это реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю и погибший за город Киев. Неспроста в древнем Муроме на высоком берегу установлен памятник легендарному богатырю, как символу не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы.(слайд)
9.Словарная работа.
- Для характеристики богатыря автор взяла слова «умом светел». Объясните их смысл.
- Подберите синонимы к словосочетаниям :светлый день,
светлая душа,
худые дела,
худой человек (слайд)
-Как эти словосочетания связаны с Ильёй Муромцем??
10.Физминутка
-Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём.
Дружно встали – раз, два, три –Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек,И направо, и ещё через левое плечо.Буквой Л расставим ноги,Точно в танце – руки в боки,Наклонились влево, вправоПолучается на славу!
11.Самостоятельная работа с отрывком былины на с.67.
-Вы отдохнули немного, а теперь за работу. Прочитайте про себя отрывок на с. 67. Подчеркните незнакомые слова. Объясните их.
Корчевать
Пахота
Странники
Калики перехожие (слайд)
12. Работа в группах.
С отрывком на с.67 теперь вы работаете группами. Повернитесь к своим соседям, улыбнитесь и вспомним правила работы в группе. (слайд)
«Вместе не трудно,вместе не тесно,вместе легкои всегда интересно!»
Запомни и соблюдай простые правила:
1.​ Уважай своего товарища.
2.​ Умей каждого выслушать.
3.​ Не согласен – предлагай!
(Работа в группах. Каждая группа получает указатель с названием и задание. Время работы – 4 мин.))1гр. «Чтецы» - Прочитать текст как сказку.
2гр. «Гусляры» - Спеть былину под звуки гуслей.
3гр. «Почемучки» - Составить вопросы к тексту.
4гр. «Иллюстраторы» - Подобрать рисунки к отрывку. Выстроить в правильной последовательности.
5гр. «Актёры» - Прочитать отрывок по ролям.
(Проверка работы групп. Самооценка и оценивание слушателей)-13. Чтение продолжения былины учителем.
- А теперь, ребята, послушайте, что было дальше.
(Чтение отрывка на с. 68)
14. Проверка первичного восприятия.
-Почему вода дала много силы Илье?
-Насколько силён стал Илья?
-Почему калики решили поубавить силушку Ильи?
-С какой целью странники наделили Илью Муромца силой немеренной?
- Восстановите наказ странников , вставив пропущенные глаголы (Рабочий лист, работа в паре)
1. ...... с врагами земли родной.
2...... вдов, сирот, малых деточек.
3. Со Святогором .....
4. Ты .... с Микулой Селяниновичем.
5. .... на Вольгу Всеславьевича.
(Проверка задания. Слайд)15.Итог урока
Продолжите предложения:
Былина – это…
Герои былин - ….
33 года пролежал на печи …
Сила богатырская Илье дана …(слайд)
Д/з читать с.69 -71
Составить вопросы к тексту.
Составить план отрывка былины с.69 – 71. Пересказать.
Найти былины об Илье Муромце и других богатырях.
16.Рефлексия
- Новое для меня на уроке было…
Я могу рассказать…
Мне понравилось…
Я хочу узнать…