Методическая разработка по направлению Формирование толерантной личности





Методическая разработка



«Формировании толерантной личности»

«Мы разные, но мы вместе»


Выполнила:
Сидорова Екатерина Павловна
МОУ «Бендерская средняя
общеобразовательная школа №15»
учитель начальных классов



г. Бендеры, 2016г.

Аннотация
В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Для Приднестровской Молдавской Республики эта проблема сегодня не менее актуальна, чем для всего остального мира, поскольку является одним из многонациональных государств мира. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Для того чтобы выжить, человечество должно преодолеть разрушительные тенденции. Преодолеть их можно двумя способами подавить или понять и сгладить. Первый способ неприемлем. Второй предполагает у партнеров наличие терпимости и ума, сочувствия и доброжелательности и, конечно, знаний о менталитете как своего, так и других народов.
В основе терпимости и толерантности лежит терпение (психическое состояние, проявляемое в виде способности подавлять импульсивные, мало продуманные эмоциональные реакции). В основе терпения лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание, самоконтроль.
Постепенно терпение как психологическое состояние закрепляется и перерастает в личностное свойство – терпеливость. Терпеливость помогает личности переносить жизненные невзгоды, страдание и постепенно, обогащаясь эмоциональной уступчивостью, перерастает в толерантность.
Развить такие качества как раз, и помогает данная Программа.
Постановлением Правительства РФ №629 от 25 августа 2015 г. утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе(2001-2005 годы)», которая дает старт российскому образованию на разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Приднестровье так же ориентируется на эту программу. Но без участия каждого педагога в деле воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи не возможно. Предлагающаяся далее Программа по формированию толерантности – попытка реализовать цели и задачи, провозглашенные государством. Разработанная программа основана на государственном стандарте и не противоречит его основным направлениям: обеспечения права на полноценное образование, повышения качества образования, сохранение единства образовательного пространства, гуманизации образования. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
(Приложение 2)

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальность программы
«Толерантные люди – песчинки,
склеивающие наш мир, который
каждый день трещит по швам».
В условиях внедрения ФГОС нового поколения актуальным становится компетентностный подход в решении задач воспитания и обучения учащихся. А одна из ключевых компетентностей – толерантность.
В проекте Государственного Стандарта общего образования нового поколения отмечается, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения приднестровского гражданского общества на основе принципов «толерантности». Школьное образование должно обеспечить «формирование приднестровской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе». В документе отмечается, что в результате воспитания нравственных чувств и этического сознания школьника должно сформироваться представление о толерантности как о ценности.
Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивает интерес учащихся к познанию истории своей «малой» и «большой» Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:
-Терпимость к чужим мнениям.
-Сотрудничество.
-Отказ от причинения вреда кому-либо.
-Расположенность к другим людям.
-Снисходительность.
-Терпение.
-Чуткость.
-Доверие.
-Доброжелательность.
-Умение владеть собой.
-Умение не осуждать других.
-Гуманизм.
-Умение слушать собеседника.
-Способность слушать собеседника.
-Любознательность.
-Чувство юмора.
-Дружба
-Коллективизм
Приднестровская Молдавская Республика - многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих 25 лет. В 2016 году республика празднует 26-летие со дня зарождения государственности. Приднестровье органично вобрало в себя все многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим. Толерантность –  это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями: политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Толерантность в социологии (от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Цель создания данной методической разработки была обусловлена тем, что в школе, обучаются дети разных национальностей, а также дети из семей, разных по уровню материального достатка. Кроме того область применения данного пособия обширна. Такие разработки будут полезны и при проведении внеклассных мероприятий (классные часы, выставки, концерты, конференции) и на уроках литературы, истории, географии.
Материал пособия рассчитан на учащихся 1-4 классов, так как объем содержания внеурочных мероприятий соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям и особенностям восприятия.
Программа «Мы разные, но мы вместе» включает в себя мероприятия по укреплению духа толерантности в школе, развития чувства дружбы, коллективизма(митинги, акции, спортивные мероприятия и т.п.).
Цель работы: создание условий для формирования в школе миролюбивого отношения между участниками образовательного процесса, как важнейшей ценности общества.
Задачи :
1. Развитие у обучающихся черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность
2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни
3. Внедрение методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе
4. Организация досуговой деятельности, направленной на сплочение многонационального населения (массовые мероприятия, спортивные соревнования и др.).
5. Включение всего населения в социально значимую деятельность.
Представленная программа позволит найти себя каждому учащемуся через социально значимую деятельность, привлечет интерес к социальной жизни. Он позволит разнообразить формы воспитательной работы внутри школы. В ходе программы учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и будут способствовать социальной адаптации.
Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, учителя и родители.




















Содержательная часть

Есликто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
 В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. 
 Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. 
  Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
 Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Исполнители программы




Цель: формирование детского коллектива с активной жизненной позицией, обладающего общей культурой поведения и общения, сохраняющего индивидуальность и способствующего успешности каждой личности в условиях адаптации к школе.
Цель можно реализовать через два приоритетных направления:
1 формирование детского коллектива через совместную деятельность;
2 организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся.



Направления:




Способы воспитательной деятельности

Познания: учеба, восприятие информации, чтение литературы.
Отношения: познание себя, людей, взаимодействие с обществом.
Практическая деятельность: умения, навыки, труд.
Физическое развитие: привитие ЗОЖ, развитие физических возможностей.
Игра: развитие фантазии и внимания, развлечение.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: 
- День знаний,
-День урожая,
-осенний и весенний кросс,
-Новогодний праздник,
-праздник мам и бабушек,
-слёт отличников,
-Масленица,
- встреча с участниками ВОВ,
-турслёт,
-День здоровья,
-участие в акциях,
- проектах и др.
Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям  во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.
Работа каждой ступени строится по 5 направлениям:
I) здоровье (ЗОЖ и спорт)
Задачи:
1) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья (выполнение режима дня, правильное питание, регулярные занятия спортом);
2) воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
II) интеллект (познавательная деятельность)
Задачи:
1) определить круг реальных учебных возможностей ученика, его
ближайшую зону развития;
2) создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном
развитии, формируя мотивацию учения;
3) формировать культуру интеллектуального развития и
совершенствования;
4) воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим
высоких учебных результатов собственным трудом.
III) взаимодействие (самопознание, самовоспитание)
Задачи:
1) формирование у учащихся правовой культуры;
2)  осознание своих прав и прав других людей;
3) обучение решению задач правового воспитания, созданных с
проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
4) организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
5) организация психолого-педагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций и бесед;
6) создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

IV) нравственность и эстетическое воспитание
Задачи:
1) формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
2)  формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

V) досуг
Задачи:
1) создание условий для равного проявления учащимися своей
индивидуальности во внеурочной деятельности;
2) использование нестандартных творческих активных форм внеклассной
деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
3) изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во
внеурочной деятельности;
4) просвещение и консультация учащихся в выборе кружков и секций;
5) постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей
учащихся в досуговой деятельности родителям и сверстникам;
6) развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть
справедливым к чужим достижениям.


Роль и место родителей в воспитательной системе. Изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитываем ее при организации классов, дополнительного образования, выборе направления воспитательной работы. Регулярно проводим социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используем информацию с родительских собраний, результаты бесед психолога с родителями. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Союз семьи и школы - это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. Тоже самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни. Родительский комитет поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в школе, принимает участие:
в поддержке воспитательных программ для реализации воспитательных целей в школе; 
в родительских конференциях, семинарах; 
в воспитательном процессе; 
в коллективных творческих делах; 
в материально-техническом оснащении;
в решении хозяйственных проблем.

Модель воспитанника

Составляющие личности выпускника школы первой ступени:
Интеллектуальное развитие - образованная интеллектуально развитая личность.
Здоровье – личность, знающая основы здорового образа жизни.
Практичность – личность, считающая труд основой жизни
Саморазвитие – личность, имеющая свой взгляд на жизнь, стремящаяся к совершенствую
Нравственность – личность, стремящаяся к гуманности и милосердию. Проявляющая заботу о тех, кто дал жизнь и обеспечивает сохранность здоровья.
Гражданственность – личность, любящая свою Родину.

Составляющие личности выпускника второй ступени обучения:
Интеллектуальное развитие – личность, образованная интеллектуально развитая личность.
Здоровье – личность, знающая основы здорового образа жизни.
Практичность – личность, считающая труд основой жизни, обладающая основами экономических знаний.
Саморазвитие – личность, имеющая свой взгляд на жизнь, стремящаяся к совершенствованию.
Нравственность – личность, стремящаяся к гуманности и милосердию, проявляющая заботу о тех, кому обязан жизнью и здоровьем.
Гражданственность – личность, любящая свою малую и большую Родину.

Диагностико - аналитический компонент

1. Критерии эффективности воспитательной системы:
Что изменится
Каким образом фиксируем, замеряем

уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; 
активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности; 
диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;
развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;
приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.














Приложения.

(Приложение 1)

Диагностический инструментарий
Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско – патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие
Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
1. Целенаправленные наблюдения классного руководителя, учителей предметников, педагогов ДО, библиотекарей.
2. Анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности;
3. Экспертные суждения (родителей, школьного психолога, библиотекаря);
4. Этнопсихологический опросник, содержание которого предусматривает ответы на вопросы, связанные с культурой, историей своей страны.
В заключении можно сделать вывод, что изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели и задачи воспитательной работы с учетом диагностики воспитанности;
Задача провидения диагностики воспитанности заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.

Методики:
Методика «Неоконченное предложение», предполагающая сочинение детей, продолжающее фразу «Когда слышу слово «Родина», то я представляю
Методика «Национальный портрет», представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
Методика «Рассказы» построенная на обсуждении неоконченных рассказов из книги И.А.Архиповой «Развитие духовного мира ребенка в начальной школе», связанных с проявлением духовно-нравственных ценностей, качеств.
«Мой герой» нацелена на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.
Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой), моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами);
«Кто прав?» - методика на выявление позиции собеседника, уважение к иной точке зрения (Г.А..Цукерман).
Рисуночные тесты «Моя Родина», «Моя семья», «Я на природе», «Я эколог».
Самооценочные суждения детей.

2. Методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы
Анкетирование
Тесты
Беседы
Результаты интерпретируются, обрабатываются и отражаются в диаграммах, схемах, графиках. После чего с результатами ознакамливают всех участников воспитательного процесса. Из чего следует возможность позитивных изменений и динамики изменений в целом.
Наша школа и наш класс – это маленькая семья. И мы хотим, чтобы в нашей семье всегда царили ДОБРОТА, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и ДРУЖБА!














Приложение 2
Минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств

Отношение к Родине

1.Патриотизм

1.1. Отношение к родной природе.
3- любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;
2- любит и бережёт природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережёт.

1.2. Гордость за свою страну.
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.

1.3. Служение своими силами.
3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

1.4. Забота о своей школе.
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.


Отношение к умственному труду
2.Любознательность


2.1. Познавательная активность
3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей;
0читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.



2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 – стремится учиться как можно лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля.

2.3.Саморазвитие.
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 –есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.

2.4. Организованность в учении.
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.


Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие.


3.1 Инициативность и творчество в труде.
3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

3.2. Самостоятельность в труде.
3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.

3.3.Бережное отношение к результатам труда.
3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;
2 – бережёт личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

3.4. Осознание значимости труда
3 -осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;
1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость


4.1. Уважительное отношение к старшим.
3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.

4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.
3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен.

4.3. Милосердие.
3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым и больным;
1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;
0 – неотзывчив, иногда жесток.

4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.


Отношение к себе
5. самодисциплина.


5.1. Развитая добрая воля.
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;
2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.

5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.
3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 – нормы и правила поведения не соблюдает.

5.3. Организованность и пунктуальность.
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 – начатые дела не выполняет.

5.4. Требовательность к себе.
3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


Приложение 2
Учебно-тематический план программы:
Класс
Раздел, количество занятий, контроль
Темы
Кол-во часов

1 класс
Игры веселых гномиков 10 занятий,
Социально-педагогическая игра. (11 занятий).
1.Знакомство.
1



2.Когда всем весело, а одному грустно.
1



3.В магазине игрушек.
1



4.Цирк.
1



5.Мы вместе.
1



6.Настроение.
1



7.Язык жестов.
1



8.Мимика.
1



9.Воображение.
1



10.Обобщающее занятие.
1



11.Хорошо учиться в школе. СПИ
1

2 класс
Путешествие в мир общения.
10 занятий,
Социально-педагогическая игра. (11 занятий).
1.Знакомство.
1



2.Учимся работать дружно.
1



3.Как понимать друг друга без слов.
1



4.Доброе слово и кошке приятно.
1



5.Мое настроение.
1



6.Милосердие.
1



7.Доверие.
1



8.Групповая сплоченность.
1



9.Мы поссоримся и помиримся
1



10.Чему мы научились и что узнали?
1



11. Азбука вежливости. СПИ
1

3-4 класс
Ваши права.
14 занятий,
2 игры. (16 занятий).
1. Вводное занятие. Правила работы.
1



2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка.
1



3. Изучение 1-4 статей КПР.
1



4. Изучение 5-8 статей КПР.
1



5. Изучение 9-12 статей КПР.
1



6. Изучение 13 –16 статей КПР.
1



7. Изучение 17-20 статей КПР.
1



8. Изучение 21-24 статей КПР.
1



9. Изучение 25-27 статей КПР.
1



10. Изучение 28-30 статей КПР.
1



11. Устав школы и правила поведения учащихся школы.
1



12. Что такое нарушение закона?
1



13. Обзор статей КПР.
1



14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?”
1



15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие.
1



16. Заключение. Итоговая диагностика.
1

5-8 класс
 
5 класс
Развитие социального интеллекта.
Мы живем среди людей
10 занятий,
2 социально-педагогические игры. (12 занятий).
 
 
 
 
1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности.
1



2. Жизнь.
1



3. Смерть
1



4. Бабушки и дедушки.
1



5. Соседи.
1



6. Одноклассники и одноклассники.
1



7.Больные.
1



8. Инвалиды.
1



9. В мире денег.
1



10.Заключительное занятие.
1



11. “Дом, в котором мы живем”. СПИ
12. “Один день без мамы”
1. Нравственные ценности.
1
1
1

6 класс
Социализация подростков.
10 занятий,
1 социально-педагогическая игра. (11 занятий).
2. Понимание как залог эффективного общения.
1



3.Конфликт и способ его разрешения.
1



4. Роль телевидения в нашей жизни.
1



5.Кто изобрел радио?
1



6.Волшебный мир театра
1



7. Мы идем в магазин.
1



8. Компьютерные игры: за или против?
1



9.Умение противостоять группе.
1



10. Обязанности по дому, итоги.
1



11. “Дом, который строим мы”. СПИ
1

7 класс
Развитие социального интеллекта.
8 занятий,
1социально-педагогическая игра.
1 спортивная игра.
(10 занятий).
1.Первая медицинская помощь.
1



2. ПМС при травмах.
1



3.ПМС при ожогах.
1



4.ПМС при обморожениях.
1



5. Стресс, способы преодоления стресса.
1



6.Правила дорожного движения.
1



7.Наш флаг - наша гордость.
1



8. История герба и гимна.
1



9. Игра “Красный Крест: история и современность”.
1



10. “Вело шоу”. Спортивная игра
1

8 класс
Полезные и вредные привычки.
9 занятий,
1 социально-педагогическая игра.
(10 часов).
1. Полезные и вредные привычки в жизни человека.
1



2.Подросток и сигарета.
1



3. Губительный зеленый змий.
1



4. Мы скажем нет наркотикам.
1



5.Режим дня школьника.
1



6. В здоровом теле здоровый дух.
1



7. В мире увлечений.
1



8.Правила дорожного движения.
1



9.Наш дом.
1



10. “Дайджест шоу”. СПИ
1

9 класс
Личность. Семья. Общество.
9 занятий,
1 социально-педагогическая игра. (10 часов).
1.Кто я?
2.Личность в обществе.
1
1



3.Представление о семье.
1



4.Семья в современном обществе.
1



5. Выбор профессии - это важно.
1



6.Психология общения.
1



7.Жизненные ценности и приоритеты.
1



8.Проявления дружбы и любви.
1



9.Взаимоотношения родителей и детей.
1



10. “На пороге взрослой жизни”. СПИ
1

1011 класс
“Жить в мире с собой и другими”.
10 занятий,
1социально-педагогическая игра. (11 часов).
1.Толерантность - что это?
2.Толерантность - что это?
2



3.Толерантная личность.
1



4. Я и группа.
1



5. Толерантность к себе и другим. Самопознание.
1



6.Толерантное общество.
1



7.Толерантность к другим.
8.Толерантность к другим.
2



9.Границы толерантности.
1



10.Терпимость в семье.
1



11. “Главная ценность в жизни - семья"
1

1-11 класс
9 разделов
(102 час).
1 класс “Игры веселых гномиков”
2 класс “Путешествие в мир общения”
3-4 класс “Ваши права”
5 класс “Мы живем среди людей”
6 класс “Социализация подростков”
7 класс “Развитие социального интеллекта”
8 класс “Полезные и вредные привычки”
9 класс “ Личность. Семья. Общество”.
10-11 класс “Жить в мире с собой и другими”
11
11
16
12
11
10
10
10
11
102 час




Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической программы “Мы вместе ”.
Учебно-тематический план программы:
Класс
Раздел, количество занятий, контроль
Темы
Кол-во часов

1 класс
Игры веселых гномиков 10 занятий,
Социально-педагогическая игра. (11 занятий).
1.Знакомство.
1



2.Когда всем весело, а одному грустно.
1



3.В магазине игрушек.
1



4.Цирк.
1



5.Мы вместе.
1



6.Настроение.
1



7.Язык жестов.
1



8.Мимика.
1



9.Воображение.
1



10.Обобщающее занятие.
1



11.Хорошо учиться в школе. СПИ
1

2 класс
Путешествие в мир общения.
10 занятий,
Социально-педагогическая игра. (11 занятий).
1.Знакомство.
1



2.Учимся работать дружно.
1



3.Как понимать друг друга без слов.
1



4.Доброе слово и кошке приятно.
1



5.Мое настроение.
1



6.Милосердие.
1



7.Доверие.
1



8.Групповая сплоченность.
1



9.Мы поссоримся и помиримся
1



10.Чему мы научились и что узнали?
1



11. Азбука вежливости. СПИ
1

3-4 класс
Ваши права.
14 занятий,
2 игры. (16 занятий).
1. Вводное занятие. Правила работы.
1



2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка.
1



3. Изучение 1-4 статей КПР.
1



4. Изучение 5-8 статей КПР.
1



5. Изучение 9-12 статей КПР.
1



6. Изучение 13 –16 статей КПР.
1



7. Изучение 17-20 статей КПР.
1



8. Изучение 21-24 статей КПР.
1



9. Изучение 25-27 статей КПР.
1



10. Изучение 28-30 статей КПР.
1



11. Устав школы и правила поведения учащихся школы.
1



12. Что такое нарушение закона?
1



13. Обзор статей КПР.
1



14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?”
1



15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие.
1



16. Заключение. Итоговая диагностика.
1

5-8 класс
 
5 класс
Развитие социального интеллекта.
Мы живем среди людей
10 занятий,
2 социально-педагогические игры. (12 занятий).
 
 
 
 
1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности.
1



2. Жизнь.
1



3. Смерть
1



4. Бабушки и дедушки.
1



5. Соседи.
1



6. Одноклассники и одноклассники.
1



7.Больные.
1



8. Инвалиды.
1



9. В мире денег.
1



10.Заключительное занятие.
1



11. “Дом, в котором мы живем”. СПИ
12. “Один день без мамы”
1. Нравственные ценности.
1
1
1

6 класс
Социализация подростков.
10 занятий,
1 социально-педагогическая игра. (11 занятий).
2. Понимание как залог эффективного общения.
1



3.Конфликт и способ его разрешения.
1



4. Роль телевидения в нашей жизни.
1



5.Кто изобрел радио?
1



6.Волшебный мир театра
1



7. Мы идем в магазин.
1



8. Компьютерные игры: за или против?
1



9.Умение противостоять группе.
1



10. Обязанности по дому, итоги.
1



11. “Дом, который строим мы”. СПИ
1

7 класс
Развитие социального интеллекта.
8 занятий,
1социально-педагогическая игра.
1 спортивная игра.
(10 занятий).
1.Первая медицинская помощь.
1



2. ПМС при травмах.
1



3.ПМС при ожогах.
1



4.ПМС при обморожениях.
1



5. Стресс, способы преодоления стресса.
1



6.Правила дорожного движения.
1



7.Наш флаг - наша гордость.
1



8. История герба и гимна.
1



9. Игра “Красный Крест: история и современность”.
1



10. “Вело шоу”. Спортивная игра
1

8 класс
Полезные и вредные привычки.
9 занятий,
1 социально-педагогическая игра.
(10 часов).
1. Полезные и вредные привычки в жизни человека.
1



2.Подросток и сигарета.
1



3. Губительный зеленый змий.
1



4. Мы скажем нет наркотикам.
1



5.Режим дня школьника.
1



6. В здоровом теле здоровый дух.
1



7. В мире увлечений.
1



8.Правила дорожного движения.
1



9.Наш дом.
1



10. “Дайджест шоу”. СПИ
1

9 класс
Личность. Семья. Общество.
9 занятий,
1 социально-педагогическая игра. (10 часов).
1.Кто я?
2.Личность в обществе.
1
1



3.Представление о семье.
1



4.Семья в современном обществе.
1



5. Выбор профессии - это важно.
1



6.Психология общения.
1



7.Жизненные ценности и приоритеты.
1



8.Проявления дружбы и любви.
1



9.Взаимоотношения родителей и детей.
1



10. “На пороге взрослой жизни”. СПИ
1

1011 класс
“Жить в мире с собой и другими”.
10 занятий,
1социально-педагогическая игра. (11 часов).
1.Толерантность - что это?
2.Толерантность - что это?
2



3.Толерантная личность.
1



4. Я и группа.
1



5. Толерантность к себе и другим. Самопознание.
1



6.Толерантное общество.
1



7.Толерантность к другим.
8.Толерантность к другим.
2



9.Границы толерантности.
1



10.Терпимость в семье.
1



11. “Главная ценность в жизни - семья"
1

1-11 класс
9 разделов
(102 час).
1 класс “Игры веселых гномиков”
2 класс “Путешествие в мир общения”
3-4 класс “Ваши права”
5 класс “Мы живем среди людей”
6 класс “Социализация подростков”
7 класс “Развитие социального интеллекта”
8 класс “Полезные и вредные привычки”
9 класс “ Личность. Семья. Общество”.
10-11 класс “Жить в мире с собой и другими”
11
11
16
12
11
10
10
10
11
102 час



Перечень используемой литературы:
Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. С.
Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2010
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М., 2003.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Вопросы психологии, №6, 1990. С.86-92
А.Н. Иоффе. Многообразие понимания толерантности. – М., ИД «Камерон»,2004
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.
Келер Х. Загадка страха. М., 2003.
Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб: «Питер», 2001.– 208с.
На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М., 2000
Родионов В.А., Ступлицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль: Академия развития, 2001.
Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. Вып. 6.
Уолцер М. О терпимости. М.: «Идея–пресс», 2000.
Уроки прав человека. Пермь, 2002
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М.: «Генезис», 2000. Т. 1.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. – 128с.
Веб сайт «А.Я. Психология».
Под редакцией Е Н Степанова, М А Александровой. Классному руководителю. Москва:ТЦ Сфера,2004.-128с
И. В. Персидская, Г.А. Фонова, Н.В. Лободина, Т. В. Шепелева, Т. С. Гулуева, Т. В. Монастырская Классные часы. Волгоград: Учитель, 2007. -204с.
Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4 классах. Изд 2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-347с.- (Сердце отдаю детям).
Ресурсы интернет.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Схема 2Схема 615