Родительское собрание на тему: Сотрудничество семьи и школы


Родительское собрание на тему:
«Сотрудничество семьи и школы»
Составила:
педагог-психолог Чернавцева Л.Г.
Цель: достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании и обучении детей, оказание психологической поддержки детям и родителям.
Участники: родители учащихся, классный руководитель и психолог.
Оформление, оборудование и инвентарь: шариковые ручки, карточки со
словами «семья» и «школа».
Ход проведения:
Учитель. Представление о счастье каждый человек, в первую очередь, связывает с семьёй. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это – первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
- малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких семьях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.
- молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.
- основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
- происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда на детей, при этом времени просто не остается.
- гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.
Поэтому перед школой, перед учителями стоит первостепенная задача – всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании наших детей. Это прекрасно понимают и родители. Ведь встречи родителей и учителей часто происходят на негативной почве: «Плохо ведет себя. Плохо учится. Обижает одноклассников.» Что поделать, и эти проблемы приходится решать. Я считаю, что больше должно быть духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям.
Все, что у ребенка в голове, в дневнике, в тетради, - это взаимоотношения учителей, детей, родителей.
Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения, это уродливое воспитание. И в этом виноваты мы, взрослые.
Считают важным, чтобы именно в начальной школе у ребенка не угасло желание быть хорошим, а у матери не ожесточилось сердце.
Наказать – просто. А вот суметь совместно найти причины всех бед – намного сложнее, ведь надо проявить выдержку, терпение, быть справедливым по отношению к детям.
Выигрывают те родители и учителя, кто умеет найти пути совместных решений, умеет спланировать работу с детьми так, чтобы всем в этой большой семье: «детям, и родителям, и учителям – было комфортно, хорошо, радостно от общения».
Бывает, что родители не всегда принимают учителя из-за того, что он, по их мнению, может быть не справедлив. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять, как есть, нельзя.
Психолог.
Общее дело ребенка и взрослого – познание себя и другого, каким бы ни был предмет их сотрудничества. А зачастую педагогические усилия родителей вырождаются во внешние дела. Хорошо будет учиться тот ребенок, родители которого открывают его тетради, чтобы понять, какие трудности он испытывает. Основная часть учебных трудностей является следствием родительских упущений в дошкольном возрасте. Спохватываясь слишком поздно, родители начинают перегружать ребенка, чего делать нельзя.
Ребенок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьезное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.
Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать. Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за его выполнением. Когда человек учится, у него может что – то не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к учителю. Поддерживайте ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.
Детские неудачи часто оказываются не причиной, а следствием родительских разочарований. Это происходит, когда родительские притязания основаны на абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах собственных надежд неминуемо становится для детей источником страдания, неудач, потери уверенности. Нормальный ребенок должен протестовать против того, что родительская любовь направлена не на него, а на некий идеал, на который ребенок, может, и не хочет походить. Некоторые дети, попадая в ситуацию завышенных требований, могут совершенно пасть духом, забросить учебу.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Секреты для родителей второклассников»
Практикум.
Пед.ситуация. Обсудите, пожалуйста, ситуацию:
Мы с женой сразу договорились: пусть Света учится сама, как сможет, к ответственности и самостоятельности привыкает.  Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется.  Мы считаем, раз  уже ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает,  пусть у ребят,  у учительницы спросит, а уж отметка - что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт, а как иначе?
  Вопросы:
1.Как вы оцениваете поведение
родителей?
2.Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?
3.Если ребёнок получит двойку,
то какие будут ваши действия?
Обсуждение.
Родителям рекомендуется объединиться в группы в соответствии с избранными цветами и следует выполнить такое задание: обсудить в группе и решить какими качествами должен обладать выпускник начальной школы, записать их на альбомном листе .Альбомные листы с перечислением качеств выпускника прикрепляются на классную доску. Сравнение с мнением учителя.
Каждому родителю предлагается из двух написанных на табличках слов («школа» и «семья») выбрать лишь одно слово, наиболее значимое для него на данном этапе жизни, занять в соответствии со своим выбором рабочее место в первой или второй группе и выполнить следующее задание: предложить конкретные дела, которые следует провести, чтобы способствовать воспитанию у детей предложенных им качеств выпускника. Листы с результатами выполнения этого задания передаются классному руководителю.
Обратная связь. Классный руководитель предлагает родителям вспомнить то, какие представления и ожидания были у каждого из них в начале собрания, а затем высказать свое мнение о произошедшем на собрании, об изменении первоначальных представлений и ожиданий.. Последним высказывается учитель.