О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССЕРТИВНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ


Васильева Е.В.,
педагог-психолог
МАОУ гимназия№18,
Уманская М.В., к.п.н.,
заведующий кафедрой управления в образовании
НТФ ГАОУ СО ИРО
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССЕРТИВНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
…возлюби ближнего твоего
как самого себя (Мф. 12, 31)
Общеизвестно, что толерантную личность отличают такие качества, как уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость по отношению, в первую очередь, к другим людям. Но без подобного отношения человека к себе самому, мы не дождемся такого отношения к другому. Если же человек только демонстрирует «хорошесть» по отношению к другим, а себя унижает в своих же глазах, то превращается в невротическую личность. В литературе такой образ описан у Ф.М. Достоевского в романе «Идиот», где о Настасье Филипповне Барашковой сказано, что она легко унижала себя саму, но не могла вынести ни малейшего унижения от другого. Поэтому, на наш взгляд, толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь.
В этот перечень мы хотели бы добавить еще одно качество толерантной личности – это ассертивность, которую мы понимаем как практическую жизненную философию личной ответственности. Термин происходит от английского «assert» – настаивать на своем, отстаивать свои права. Казалось бы, причем здесь толерантность? Однако, не все так просто. Дело в том, что обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса. Именно мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Главными являются три следующих качества – честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием своих сильных и слабых мест. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека [2].
Но в реальной жизни мы чаще видим противоположное поведение, когда человек занимает пассивную позицию в разговоре в группе людей, позволяет принимать решения за него, уходит от ответственности, человек считает себя слабее и хуже, чем остальные, соглашается с другими только внешне, не учитывая при этом собственных чувств и желаний, боится причинить неудобство другому, а себе вредит. Человек с таким поведением в глубине души очень мучается, так как его выбор чаще всего противоречит внутренним стремлениям. В его жизни начинается так называемый негативный цикл. Что это значит? Когда неассертивный человек получает от значимого человека заниженную оценку, он начинает изнутри сам себя «съедать», мучиться в сомнениях по поводу своих возможностей, поведения, успеха в жизни, снижается ответственность за себя. Вследствие этого он как бы отрекается от себя, начинает жить двойной жизнью: с одной стороны, у него все еще остаются желания и интересы, с другой стороны, он не может их выразить и защитить. Все это может привести к неестественным отношениям с людьми, отсутствию истинной дружбы, что особенно актуально именно в подростковом возрасте. На наш взгляд, научить подростка быть ассертивным – значит сформировать одно из качеств толерантной личности. Мы считаем, что в процесс психолого-педагогического сопровождения подросткового кризиса в образовательном учреждении необходимо включать тренинги и программы ассертивности, изучать ассертивное поведение, проводить мониторинговые исследования в данной области.
Ассертивность в психологии понимается еще как отсутствие конфликта. К сожалению, многие думают, что свои интересы и права можно отстоять только с помощью конфликта. Тогда нужно обратиться к понятию «конфликт». Это острое и эмоциональное противоречие, столкновение противоположных интересов, целей и мнений. В этом определении важно увидеть, что столкновение, которое называется конфликтом, обязательно эмоциональное, острое и аффективное. Эти три признака полностью противоречат основным признакам ассертивности – осознанность поведения, отсутствие агрессии и адекватная оценка участников общения и ситуации в целом. Естественно, описанное выше поведение некоторым дается с огромным трудом, здесь должна присутствовать не только личная ответственность, но и правильное воспитание с детства. Поэтому мы предлагаем говорить об ассертивности и с родителями на тех же родительских собраниях. Традиционно одно из родительских собраний мы обязательно посвящаем разговору об ответственности.
В целом для развития ассертивности можно применять традиционные методы и формы обучения. Начать можно с лекционных и просветительских форм работы, когда человек, являющийся экспертом в той или области, выступает перед аудиторией, а затем отвечает на заданные слушателями вопросы. Метод демонстрации предполагает показ группе того, как лучше всего справляться с той или иной ситуацией или как лучше всего выполнять некоторый комплекс действий. На уроке-взаимодействии поощряется взаимодействие между психологом и участниками тренинга. Работа на таких уроках может проходить в форме вопросов и ответов, выполнения различных упражнений и разбора кейсов. В случае индивидуального консультирования применяется индивидуальный подход. Преимущество данного метода состоит в том, что индивидуальное консультирование и оценивание может использоваться в сочетании с индивидуальной постановкой целей и задач. При развитии ассертивности не обойтись и без ролевых игр. В ролевой игре участники тренинга имеют дело со сценариями, которые наиболее полно воспроизводят ситуации, складывающиеся у них в жизни и в общении с другими людьми. Проблемы решаются посредством исполнения определенных ролей и поиска путей выхода из конкретных ситуаций. Ролевая игра может воспроизводить разбор конфликтных ситуаций и сложных педагогических случаев.
В. Горленко считает, что «сформированность ассертивного поведения значительно повышает адаптационные процессы подростков в школьной среде, благотворно влияет на их социализацию и задает вектор их социальному успеху, самоактуализации и самореализации» [1]. Однако, чтобы иметь высокий статус и самоутвердиться, подростку необходимо объективно оценить себя и других; объективно оценивать события, факты, видеть их такими, какие они есть; уметь слушать и слышать другого, быть уверенным, волевым, мотивированным на успехи, которые можно достичь в соответствии со своими возможностями, всегда двигаться вперед, несмотря на неудачи. Воспитывая в себе такое мироощущение нельзя не научиться уважению других, так как в его основе лежит самоуважение. Так формируется основа толерантного поведения и качества подлинно толерантной личности.
Библиографический список
Горленко В. Ассертивное поведение подростков как фактор благополучной социальной адаптации / В. Горленко [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1366. – Дата обращения: 1.11. 2014.
Современный психологический словарь / Ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.