Методическая разработкаМои товарищи: вежливое обращение к сверстникам».


Методическая разработка внеурочного занятия
«Этика: азбука добра» 1 класс
на тему: «Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам».
Цель занятия – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков;- Подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если оказываешься в меньшинстве;
- Применять правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений посредством анализа близких детям ситуаций жизни школьного коллектива;
Формировать доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу; добрые и Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины);
-Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), ихоценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (вреальной жизни, героев произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Оборудование: компьютер, проектор. экран, карточки для парной работы, конверты для групповой работы.
Ход занятия
I Организационный момент
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» сл. М.Пляцковского, муз. В. Шаинского- О ком эта песня?
II Постановка цели занятия
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? ( о друзьях, дружбе, о своих сверстниках)
- Кого мы можем назвать другом?
На экране: Друг – это тот, кто…
- В течение занятия мы составим словесный портрет настоящего друга.
III Информация для размышления - Каждому из вас, ребята, нужно уметь видеть и замечать добрые подлинно товарищеские поступки. Хорошая черта в человеке – его способность выступить в защиту того, кто в какой-то момент неправильно понят другими людьми. Случается, что за все неудачи отвечает один и тот же человек, даже в тех случаях, когда он пытается сделать что-то полезное для класса. Бывает, что некоторые ребята чувствуют несправедливую оценку в отношении кого-либо, но молчат, не решаются выступить в защиту, не стремится восстановить справедливость.
IV Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Пёрышко»
«У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя поменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил: - Зачем ты взял моё новое пёрышко? -Подумаешь, какая невидаль - пёрышко! –закричал Федя. -Нашёл чем попрекать ! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу! -Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать,- рассердился Миша. Вокруг Миши и Феди собрались ребята. - Жалко пёрышко! Для своего товарища! – кричал Федя. – Эх, ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело. -Да я не давал тебе… Ты обменял … Ты взял… Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс: _ Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет! - Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом!- сказал кто- то из мальчиков. -Конечно, отдай, раз он такой … - поддержали другие. -Отдай ! Не связывайся! Из-за одного пера крик поднимает! Миша всхлипнул. На глазах у него показались слёзы, Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из него Мишино перо и бросил его на парту. -На, получай ! Заплакал! Из-за одного пёрышка! Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.
V Анализ произведения-Почему плакал Миша? -Кто прав - Миша или Федя. Почему? -Почему ребята не пожалели Мишу? Правы ли они?
- Как должен был поступить Миша?
- Необходима настойчивость в защите своего мнения, если ты уверен в его справедливости. Жизнь в коллективе основывается на взаимном уважении, подлинно товарищеских отношениях, умении выслушать каждого, стремлении понять его мысли, суждения, состояние. Нужно считаться с интересами коллектива, его мнением, оценками поступков и поведения каждого. И если всё-таки ты не согласен с мнением, оценкой товарища, коллектива, считаешь его ошибочным, то следует проявить настойчивость в защиту того, что ты считаешь справедливым. Такая настойчивость ничего общего не имеет с упрямством. Настойчивость в защите справедливого дела – ценное нравственное качество, а противоположное ему – соглашательство, малодушие, а то и трусость.
VI Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Долг»
«Принёс Вася в класс коллекцию марок. -Хорошая коллекция!- одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на празднике, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой. -Бери , конечно!!- согласился Вася. На празднике отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень красивые, но одинаковых не было, и Петя не мог отдать товарищу долг. -Я тебе потом отдам , - сказал Петя. -Да не надо ! Мне эти марки совсем не нужны!! Я и думать про них не хочу! – замахал руками Вася. – Вот давай лучше в пёрышки сыграем! Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился. -Кругом я у тебя в долгу! -Какой это долг! – говорит Вася. – Я с тобой в шутку играл. Посмотрел Петя на товарища исподлобья - нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые. «И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Только долги набираю». И стал он от товарища бегать. С другими мальчишками дружит, а у самого какая-то обида на Васю. Ляжет он спать и думает: « Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию отдам: вместо десяти перьев – пятнадцать..» А Вася о Петиных долгах и не думает. Удивляется он , что это такое с товарищем случилось. Подходит он как-то к товарищу испрашивает: -За что ты косишься на меня, Петя? Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей. -Ты думаешь, ты один порядочный… А другие - нет , ты думаешь , мне твои марки нужны? Или перья я не видел? Попятился Вася от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать и только рукой махнул. Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Васе. - Получай все долги сполна! – сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало! - Нет, пропало,- говорит Вася.- И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда».
VII Анализ произведения-Почему расстроилась дружба мальчиков? Кто в этом виноват? -Как вы понимаете слова Васи: «И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда»? -В вашей дружбе не было ли таких случаев?
- физкультминутка –
Жили-были я ли, ты ли,
Между нами вышел спор.
Кто затеял – позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
VIII Работа в парах
- На столе у каждой пары лежат слова: добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, добродушный, злопамятный.- С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа: Пете и Васе.
IХ Работа в группах
- Решить проблемную ситуацию, написанную на конверте:
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2. Твой друг сделал что-то, а наказывают тебя.
3. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
4. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
5. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
6. Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют её.
Х Итог занятия
- Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего?
- А что гласит о дружбе народная мудрость? ( чтение и пояснение пословиц на экране)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
О себе заботься, а товарища не забывай.
- Какой же словесный портрет настоящего друга мы можем нарисовать?
- Чему мы научились на примере этих рассказов?
Учитель читает стихотворение:
Э. СигалДружба – дело для двоих,
Для троих, для четверых
И для сотен тоже.
В нём участвовать любой,
Словно в песне, может.
ХI Рефлексия
- Я понял, что…
- Мне захотелось…
- Было интересно…